Урок биологии на тему «Природная кладовая здоровья»
план-конспект урока по биологии на тему

Эпиграф:

  «Есть в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать»

                                                                                                                                      А.Данте

                    «Здоровье человека как счастье:  пока оно есть – его не замечаешь»

                                                                                          Болгарская целительница Ванга

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природная кладовая здоровья»

Цель:

  • расширить знания о многообразии лекарственных растений края,
  • получить представление о правилах сбора и сушки лекарственных растений,
  • воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Эпиграф:

  «Есть в травах и цветах целительная сила для всех, умеющих их тайну разгадать»

                                                                                                                                      А.Данте

                    «Здоровье человека как счастье:  пока оно есть – его не замечаешь»

                                                                                          Болгарская целительница Ванга

Учитель:   Здравствуйте, дорогие друзья!

   Сегодня  я рада приветствовать  вас в нашем фитобаре.

   Наше мероприятие пройдёт в форме устного журнала, тема которого:

«Природная кладовая здоровья».  

  Проведут это мероприятие  бригада  корреспондентов  из числа учащихся 6класса.

Участники мероприятия -  приглашённые

   На страничках нашего журнала мы познакомимся с рубриками:

  1. Немного истории о траволечении.
  2. Многообразие лекарственных растений.

                                       -   Растения лугов

                                       -    Растения лесов

                                        -    Растения болот и водоёмов

                                        -    Сорные растения

  1. Правила сбора и заготовки лекарственных растений.
  2. Охрана лекарственных растений.
  3. Литературная страничка: стихи, загадки, поговорки.
  4. Фитобар (чаепитие с витаминным настоем лекарственных растений: мелисы, мяты, шиповника, липового цвета, кусочком лимона, апельсина  или мандарина).

Страничка 1

Немного истории о траволечении

 1-й  кор.    - Лечение травами – фитотерапия – мощное средство борьбы за здоровье людей.

  2-й  кор.       - С глубокой древности человек использовал травы и продукты переработки пчёл для питания и лечения.

  3-й  кор.      -  Из поколения в поколение передавался опыт траволечения.

   4-й  кор.      - «Зелёная фабрика»  природы сотни тысяч лет снабжает человечество лечебными средствами не вызывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений.

    5-й  кор.     - Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях.

     

   1-й  кор.      Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер , существовавшему на территории современного Ирака за 3000 лет до н.э.  Несомненно, что растения использовались в лечебных целях задолго до появления письменности. Имеющиеся познания передавались из поколения в поколение.

     Сведения о целебных свойствах растений сосредотачивались в определённых семьях, где под покровом тайны передавались от отца к сыну, от матери к дочери. У отдельных племён врачевание было уделом женщин. Рецепты строго хранились и не разглашались.

     В Вавилоне широко применяли в лечебных целях корень солодки, дурман, белену, льняное семя и другие растения, даже если отдельные из них были ядовиты. Древними лекарями было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому их сушили только в тени, а такие (ядовитые) травы, как дурман, белодонну, белену собирали только ночью.

      Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарственные растения, выходили на север.

     Очень много информации о лекарственных растениях даёт нам греческая литература:

     У греков сложилась самобытная медицина, а кроме этого они уже пользовались лекарственным сырьём, заимствованным у других народов. Своё знакомство с лекарственными растениями греки связывали с Кавказом – где якобы под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений и оттуда они были вывезены в Грецию.  

      Недаром корень слова «Фармакон», обозначавший в древнегреческом языке, «лекарство», «яд», «колдовство», сохранился в большинстве современных языков и в словах «фармацевт», «фармация» и других.

     В Древней Греции фигурировало множество богов. Среди них был и бог, ведавший лекарственными травами Асклепий (Эскулан). У него была любимая дочь Панацея. И до сих пор врачей иногда называют эскулапами, а слово «панацея» нам знакомо, как средство от любых болезней.

      Крупнейший мыслитель того времени – врач Древней Греции Гиппркрат дал научное обоснование применению лекарственных растений. Он назвал в своём труде 236 видов лекарственных растений, применяемых тогда в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины, и все молодые врачи, приступая к врачебной практике, дают профессиональную клятву под названием клятвы Гиппократа. Гиппократ считал, что лекарственные вещества в сыром виде и в виде соков наиболее эффективны. Это его убеждение в Европе сохранялось свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине бытует и поныне.

Продолжателем Гиппократа был грек Диоскорид (I век н.э.). Он описал 600 видов растений, снабдив их рисункам и указаниями к применению. Его книга служила вплоть до 16 века.

Особый вклад в древнюю медицину внёс Клавдий Гален (II век н.э.). Он был автором многих сочинений по практической медицине. Его пособия использовались вплоть до 19 века. Он предложил делать вытяжки лечебных веществ из растений при помощи воды и вина, делая отвары и настойки. Их и поныне называют галеновые препараты. Настойки (ромашки, зверобоя, календулы, корней пиона, валерианы и др.) хранятся 2 года.

2-й  кор.    Опыт греческих врачевателей пришёл и в европейскую практику. У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В   10 веке, после принятия христианства, на Русь стали проникать и иноземные сведения. Много информации поступило из Византии. Греко-словянское направление  в русской медицине господствовало вплоть до 16 века. Особо широкое распространение лекарственных трав в России получило при царствовании Алексея Михайловича (середина 17 века). Им был создан специальный «Аптекарьский приказ», ведавший снабжение лекарственными травами не только царского двора, но и армии.

В 1654 году была организована первая медицинская школа в Москве, где готовили аптекарей. Были также созданы «аптекарские огороды»-сады, где разводили лекарственные растения.

По приказу Петра I «аптекарские огороды были созданы во всех крупных городах при военных госпиталях.

В С-Петербурге «аптекарский огород» был создан на одном из островов, который так и называли – аптекарским. Сейчас там одно из крупнейших ботанических учреждений мира – Ботанический институт Академии Наук РФ.

В 19 веке использование растений в медицине несколько сократилось в связи с развитием химии, а к началу этого столетия почти полностью перешло в руки иностранных фирм.

В этот период в Россию стали ввозить листья мать-и-мачехи, берёзовые почки, можжевеловые ягоды и другие растения, которыми наша страна очень богата.

В настоящее время образовываются новые фирмы по обеспечению страны лекарственным сырьём.

(Демонстрация лекарственных трав, которые реализуются через аптеки.)

Заготовка лекарственного сырья возобновлена, как в дикой природе, так и культивируемых растений в сельскохозяйственном производстве.

Сейчас всего насчитывается свыше 12 тысяч видов лекарственных растений.  Современной отечественной медициной используется свыше230 видов. А окультурено только 50 видов от общего числа.

Страничка  2

Многообразие лекарственных растений

3-й  кор.    Лекарственные растения по месту произрастания можно разделить на несколько экологических групп:

- Растения леса

- Растения луга

- Растения болот и водоёмов

- Сорные растения

         

(На фоне музыки)

Берёза. 

Нет дерева на свете роднее и милее берёзы. Сколько удивительных слов сказано о белоствольной русской красавице. Она воспета в стихах, песнях, прозе, картинах. Она является символом нашей великой России.

Всего берёз на земном шаре насчитывается 120 видов. Не все они с белой корой, у некоторых она жёлтая, или совсем тёмная, почти чёрная. У нас распространена берёза повислая и пушистая. В единичном экземпляре есть и чёрная берёза, между сёлами Воронок и Понуровка, прямо возле дороги. Это дерево охраняется, так как оно редкое. Листья, почки, древесина, кора берёзы содержат лекарственные вещества.

 Из древесины получают дёготь. Им врачуют раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. Из него готовят мазь Вишневского, которую применяют при гнойных ранах.

Берёзовый сок – прекрасный и очень полезный  напиток, как общеукрепляющее средство.

Русские люди издавна в бане парились берёзовыми вениками, листья которых за 2-3 часа способны убивать болезнетворные микробы. Русские врачи более 100 лет назад установили противовоспалительное  и мочегонное действие берёзовых листьев и почек.

 На стволах берёз можно иногда встретить крупные наросты с чёрной растрескавшейся поверхностью. Это один из грибов-трутовиков - чага. Он стимулирует ферментные и кровеносные системы раковых больных, что увеличивает их сопротивляемость заболеванию. Препараты применяются и при язвенных заболеваниях и гастритах. Заготавливают его круглый год. Хранится – 2года.

4-й  кор.    Ольха.

Она тоже лекарственна, является роднёй берёзы – из одного семейства. Два вида её дают лекарственное сырьё. Ольха серая, чаще кустарник, растущий в подлеске еловых и смешанных лесов, по берегам рек, болот. Как лекарственное сырьё используют шишечки – соплодия ольхи. Собирают их осенью, когда они чернеют, в октябре- ноябре. Применяются как вяжущее средство при желудочно-кишечных заболеваниях.

5-й  кор.    Сосна.

Великолепно очищает воздух, выделяя фитонцидные вещества. Настои и отвары почек, которые собирают в феврале – апреле, действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное  средство. Кроме этого широко применяется сосновый дёготь, скипидар, канифоль.

1-й  кор.    Дуб.

Крупное листопадное дерево. Кора дуба применяется, как хорошее противовоспалительное средство и как средство против пота. Об этом говорили во времена Гиппократа. Её заготавливают со срубленных молодых веток при  заготовках леса. Хранят до 5 лет.

2-й  кор.    Черёмуха.

Растёт там, где близко к поверхности подходят грунтовые воды – по берегам рек, озёр, по оврагам и опушкам. Фитонцидные вещества (у черёмухи -  это синильная кислота – ядовитое вещество) убивают микробы. Плоды черёмухи применяют как вяжущее средство при расстройствах желудочно- кишечного тракта. Собирают плоды черёмухи в августе

3-й  кор.    Липа.

Прекрасный медонос. В медицине применяется липовый цвет, как потогенное средство, а древесный уголь, как адсорбент токсинов при заболеваниях кишечника.

4-й  кор.    Калина.

Русское обрядовое растение, символ девственности и чистой любви. В красных плодах есть косточка в виде сердечка.

Кора применяется, как кровоостанавливающее средство. Плоды благотворно влияют на работу сердца. Используют их свежими, а можно настаивать на мёде.

5-й  кор.    Шиповник.

Очень богат витамином С. В плодах содержатся поливитамины. Он обладает желчегонным, противовоспалительным и регулирующим действием.

1-й  кор.    Черника.

Распространённый ягодный кустарничек. Растёт в смешанных лесах. Применяют, как укрепляющее и вяжущее средство при расстройствах желудка, особенно у детей. Ягоды повышают, укрепляют зрение. Используют и побеги для настоев и отваров.

2-й  кор.    Малина.

Применяется, как потогонное средство при простудных заболеваниях.

3-й  кор.    Зверобой продырявленный.

Для животных это растение непригодно, вызывает лихорадку, отказ от корма, воды. Поэтому и получило оно такое название.

Народная медицина считает зверобой средством от 99 болезней. Он обладает бактерицидным действием, противовоспалительным, ранозаживляющим.

4-й  кор.    Земляника лесная.

Как лекарственное растение используется давно при самых различных заболеваниях. Используют плоды и листья: листья – как слабое мочегонное средство при камнях в почках и печени, при авитаминозах – недостатке витаминов в организме, при простуде, при остановке кровотечений; плоды – как лечебное средство при гипертонии, атеросклерозе, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, при запорах, артритах и других нарушениях солевого обмена в организме.

5-й  кор.    Чистотел.

Это растение появляется с прилётом ласточек и увядает с их отлётом. Его называют ещё  бородавник, желтомолочник. Чистотел применяется при кожных заболеваниях для удаления попеллом и бородавок.

1-й  кор.    Щавель конский.

Отвар семян используют при кишечных инфекциях, снижении артериального давления. В больших дозах является слабительным.

2-й  кор.    Валериана лекарственная.

Используется, как успокаивающее средство при нервных перевозбуждениях, регулирует деятельность сердца. Заготовка корней началась ещё при Петре I. По латыни «Валере» - значит быть здоровым.

3-й  кор.    Ландыш майский.

Лекарственные свойства ландыша известны людям с древности. Большую ценность в медицинском отношении представляют листья и цветки этого растения. Препараты ландыша относятся к числу сердечных средств быстрого действия. Потенциальные возможности душистого цветка ещё не исчерпаны. Сырьё это капризно при сушке и хранении. Срок его годности не превышает 1 год.

Лекарственные растения болот и водоёмов.

4-й  кор.    Аир болотный.

Родина растения – Индия и Китай. Это растение очищает воду. Издавна считали, что там , где растёт аир можно пить воду и поить коней. Его используют при гастрите, язве желудка, а также как противоопухолевое средство.

5-й  кор.    Кубышка жёлтая.

Используются в лекарственных целях корневища и цветки. Применяется при раковых заболеваниях.  Отвары и настойки действуют, как жаропонижающее средство.

1-й  кор.    Череда.

Встречается повсеместно, используется при золотухе, диатезе, при восстановлении обмена веществ.

2й  кор.    Горец змеиный.

В народе ещё называют его раковые шейки. Используется при расстройствах кишечника и при воспалительных процессах слизистых оболочек.

3-й  кор.    Девясил высокий.

Это растение селится по берегам рек, влажным лугам, у ручьёв. Мощные стебли достигают в высоту полутора метров, имеет декоративные золотистые цветки. Когда-то растение пользовалось  в медицине громкой славой и это отразилось в его названии: Девясил – растение, обладающее девятью лекарственными качествами, или силами. Вещества, содержащиеся в его корнях, оказывают отхаркивающее и противовоспалительное действие, возбуждает секрецию желудка и кишечника, считаются желчеобразующим и желчегонным средством.

Растения лугов.

4-й  кор.    Тысячелистник обыкновенный.

В одной из летописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем травы тысячелистника. Растёт он повсеместно. На Руси были издавна известны лекарственные свойства тысячелистника обыкновенного, что подтверждается его русским народным названием – «полезная трава», «кровавник», «порезник».

Советские учёные подтвердили, что он по своим кровоостанавливающим свойствам превосходит применяющийся в медицине  раствор хлористого кальция, причём, действует более мягко и продолжительно.

5-й  кор.    Хвощ полевой.

С лекарственной целью используют надземную часть побегов хвоща. Это кровоостанавливающее средство.

1-й  кор.    Фиалка трёхцветная.

Лепестки цветка – белого, жёлтого, фиолетового цвета, отсюда и название растения. Встречается повсеместно. Обладает отхаркивающим действием, применяют при лечении золотухи, при кожных сыпях и экземах.

2-й  кор.    Пижма обыкновенная..

Встречается как сорняк вдоль дорог по полям. Растение издаёт сильный характерный запах. Пижму называют травой бессмертия. Это противоглистное средство, а также применяется при болезнях печени, желчного пузыря. Используют только соцветия. Собирают распустившиеся цветки, ощипывая их без цветоножек.

Сорные растения.

3-й  кор.    Одуванчик обыкновенный.

Растёт повсеместно. В народной медицине России одуванчик считается «жизненным  эликсиром». Настои корней применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов.

4-й  кор.    Крапива.

Свойства крапивы кусаться, издавна использовались в медицинской практике, как отвлекающее  при ломоте в суставах. Листья крапивы съедобны, годятся для щей и салатов так как в них много витаминов, особенно ранней весной. Её применяют, как кровоостанавливающее средство даже внутренних органов. Она повышает свёртываемость крови, суживает просветы кровеносных сосудов. Крапива используется, как противовоспалительное средство.  Отвары её пимен6яют для укрепления волос.

5-й  кор.    Полынь горькая.

Это одно из древних лекарственных растений. В 1550 г до н. э. она упоминается в египетском папирусе. Полынь способствует пищеварению, возбуждает аппетит, применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, а также в ликероводочном производстве.  Используют только верхушки цветоносных побегов. Сырьё хранится 3 года.

1-й  кор.    Мать-и-мачеха.

Это растение пионер. Первым  заселяет освободившееся пространство, Образует недолговечные заросли. Листья используются как потогонное и отхаркивающее средство при бронхитах и кашле.

2-й  кор.    Пастушья сумка.

Растёт повсеместно, на бесплодных почвах. Используют всю надземную часть. Растение применяли ещё в средние века как кровоостанавливающее средство, при остановке даже внутренних кровотечений.

3-й  кор.    Подорожник большой.

Его называли североамериканские индейцы «следом белого человека», потому, что семена этого растения, пристав вместе с грязью к обуви переселенцев из Европы, пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где ступала нога пришельцев, вырастало это неприхотливое растение. Одно растение даёт 8 – 60 тысяч семян, поэтому он распространяется с такой быстротой. Используют свежие листья как ранозаживляющее средство, а высушенные -  как отхаркивающее при бронхитах. Сырьё хранится 3 года.

Страничка 3

Правила сбора и заготовки лекарственных растений.

4-й  кор.    Лекарственных растений заготавливается ежегодно в нашей стране достаточно много. Они растут скоплениями и, как правило, рассеянно. Заготовка их требует огромного труда, и, чтобы заниматься этим делом , надо:

 (Нижеуказанная информация на слайде)

  • научиться узнавать лекарственные растения в лицо. Удобней знакомиться с ними по цветным фотографиям, слайдам или гербариям. А лучше всего знакомиться с живыми растениями;

  • знать в каких условиях они растут: на болоте, в лесу, на лугу или в поле;

  • как и когда растения собирать, как высушить, чтобы оно не потеряло лечебных свойств, как хранить готовое сырьё и какое время;

  • что сделать, чтобы растение не исчезло на данной территории;

  • какую часть растения надо использовать (стебли, листья, корни, цветки, плоды)

5-й  кор.    Надземные части растения накапливают максимальное количество лечебных веществ чаще всего в период цветения. В это время их и следует собирать.

((Нижеуказанная информация на слайде)

  • Плоды наибольшее количество целебных веществ содержат во время полного созревания.
  • Кора пригодна к использованию в период весеннего сокодвижения.
  • Корни и корневища заготавливают поздней осенью или ранней весной до сокодвижения.
  • Почки - ранней весной, когда набухли, но ещё не тронулись в рост с конца февраля по апрель).

Все надземные части надо собирать в хорошую погоду. В дождливую погоду  они увлажняются и портятся при сушке. Корни и корневища моют перед сушкой, а затем проветривают, лишь после этого сушат.

(Нижеуказанная информация на слайде)

- Сушить лекарственные растения надо в тени, в хорошо проветриваемом помещении или на специальных стеллажах.

- Перед сушкой лекарственное сырьё сортируют, удаляя случайно попавшие растения, а также повреждённые.

-Корни и сочные плоды сушат на солнце, на ночь, убирая в помещение, чтобы  не намокли от росы.

- Почки хранят и сушат в прохладном помещении, чтобы не распускались.

- Цветки собирают вначале цветения, когда спадает роса (до 11 часов) и сушат.

- Сочные плоды надо собирать утром или вечером, когда нет жары, иначе они портятся (прокисают). Во время сбора их сортируют, отбраковывают повреждённые.

-  Хранить лекарственное сырьё надо в затенённых стеклянных или жестяных баночках с покрытием, в бумажных пакетах (но не в полиэтиленовых)

- На стенках банки или пакета написать вид лекарственного сырья, год сбора, форму приготовления (настой, отвар). Применять наружно или внутренне. (Рецепты приготовления записывать в отдельной тетради).

При использовании лекарственных  растений очень важно помнить, что есть люди, страдающие аллергией, поэтому всегда, прежде чем принимать  лекарственные растения, надо обязательно проконсультироваться с врачом.

Охрана растений.

1-й  кор Часто при заготовке сырья происходит уничтожение редких растений. Поэтому заготовки надо проводить в местах, где растений много. На одном и том же участке можно вести заготовки через год, два, а порой и через 5и 8 лет.

При заготовке надземной части необходимо оставлять часть цветущих растений для образования семян и дальнейшего их размножения. Если же на участке несколько растений, то срывать их нельзя, иначе данный вид может совсем исчезнуть с этой территории. Заготавливать лекарственное сырьё надо в местах, где растений много, а лучше научиться выращивать их на полях и огородах. Что сейчас и делается на специальных сельскохозяйственных предприятиях.

Учитель:   Растения помогают людям! Давайте же и мы поможем им!

Будем бережно относиться к каждой травинке, к каждой былинке, к каждому цветку!

А сейчас вашему вниманию предлагается литературная страничка

Литературная страничка – 4.

Загадки:

1.Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)  .          6. Белым шариком пушистым

                                                                                                 Я красуюсь в поле чистом.

2. Стоят на лугах сестрички:        Дунул лёгкий ветерок -

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки) .             И остался стебелёк. (Одуванчик).

3. Стоят в поле сестрицы,        7. Летом посреди реки,

Платьица белены,         Трепеща, как поплавки,

Шапочки зелены.  (Берёзы).        По воде плывут пушинки -

        Тёмно-жёлтые … (кувшинки).

4. Растёт зелёный кустик

Дотронешься – укусит. (Крапива).                                            8 Ветка в гроздья разодета

5.         Фиолетового цвета.

Он в лесу стоял,        В этот жаркий летний день

Никто его не брал,        Расцвела в саду… (Сирень).

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор).

  1. Отчего берёзка плачет?

Не пойму, что это значит?

Кто б ответить нам помог,

 Почему берёзка плачет?

Кто её обидеть мог?

Отчего так горько белой,

Хоть кругом звенит весна?

Если б говорить умела,

Рассказала бы она.

Отчего берёзка плачет…

Я ответ теперь нашёл…

Ведь какой-то глупый мальчик

У берёзки ранил ствол.

3.Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнит воздух ада.

Они так красят сад!

Нам жить в одной семье,

Идти в одном строю,

    Давайте сохраним

    Ромашки на лугу,

    Кувшинки на реке.

    Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда сумеют защититься,

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

5.Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если все: и я, и ты,

    Если мы сорвём цветы –

    Опустеют все поляны

    И не будет красоты!

2.Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы – только тут

Смотрят в речку удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой  на свете нету!

На земле исчезают цветы…

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумие: «Стой!»

Нам казалось всё мало и мало,

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

4.Смотрю я на глобус, шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса…

Роса на травах, как слеза.

И тихо шепчут родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

 Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги, нас, береги!»

Остановил олень свой бег,

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус, шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы – не солгу:

«Я сберегу вас, сберегу!»

6.Несчастье с нашей Таней.

   Притихли все вокруг.                                  

   Коленку ободрала                                          

   Она об острый сук.        

 8 .   Ну что ж, помочь ей можно

      Скорее кровь унять

      Травинку подорожник

      Лишь надо нам сорвать

10.    Найти листочек этот

    И к ранке приложить -

    Смотри, и крови нету,

     И нечего тужить!

12.Ребята, посмотрите:

   Аптека хоть куда!

За каплями, за ватой

Пожалуйте сюда.

14. Авы, ребята, правы

У нас аптека тут!

 Лекарственные травы

Повсюду здесь растут.

         

7.В лесу, в траве несмятой, Найдём цветок любой:

Ромашка здесь и мята,

 И травка зверобой.

9.Малину и чернику

Больной охотно пьёт.

Везде шиповник дикий

В лесу у нас растёт.

11.А ландыш сердце лечит,

Он здесь цветёт весной…

Мы весь набор аптечный

Найдём в траве лесной!

13.Астанут кашлять дети –

Смотри и примечай, -

Из липового цвета

Заварим быстро чай.

Учитель:  Дорогие друзья!

Сейчас зима. Очень холодно! От переохлаждения можно заболеть, а чтобы этого не случилось, давайте в нашем фитобаре попробуем чашечку ароматного ,  душистого и лечебного чая из цветков липы, листьев мелиссы и мяты и небольшого количества цветков зверобоя.

 Приятного   чаепития!

(Звучит лёгкая музыка, на столах чай, кондитерские изделия)

( Во время чаепития проводится викторина, загадки, ребусы, если позволит время)

Внеклассное  мероприятие по биологии  разработал:

 учитель биологии МБОУ «Алейниковская ООШ» Гутор Светлана Петровна.