Внеклассное мероприятие по биологии "С точки зрения биолога"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Трушалиева Сания Раскалиевна

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-9 классов. Цель:  Развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, интереса к предмету биология,  воспитание навыков групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Луков Кордон

Внеклассное мероприятие

по биологии в 8 – 9 классах

«С точки зрения биолога»

Подготовила и провела:

Учитель химии, биологии и экологии

МБОУ СОШ с.Луков Кордон

Трушалиева С.Р.

2015 – 2016 учебный год

Цель:  Развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, интереса к предмету биология,  воспитание навыков групповой работы.

Оборудование:

Презентация, раздаточный материал.

Вступительное слово ведущего, приветствие, представление жюри.

1 задание Разминка.

  1. Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (анютины)
  2. Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры. (кипарис)
  3. Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?  (осы)
  4. Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?(коза)
  5.  Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня. (чехлик)
  6.  Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля. (узел)
  7.  Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения. (рубец)
  8.  Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель. (водолаз)
  9.  Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками. (секрет)
  10.  Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.(клетка)
  11.  Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, которая «шьет» гнездо из листьев.( ткач-ткачик)
  12.  Не только шоколадные конфеты, но и грибы. (трюфели)
  13.  Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины. (лопатка)
  14.  Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки. (ребро)

2 задание. Пословицы и поговорки

  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (хрен редьки не слаще)
  2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (заблудился в трех соснах)
  3.  На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (сердцу не прикажешь)
  4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно

постоянно смотрит в растительное сообщество. (сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

  1. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (комар носа не подточит)
  2. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность

           сельскохозяйственные угодья. (старый конь борозды не портит)

  1. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с

          представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности

           скрыться в направлении лесного массива. (работа не волк, в лес не убежит)

  1. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая

          сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (баба с возу кобыле легче)

  1. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение

           насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается

          зажать в руке высохший злачный стебель. (тонущий человек хватается за соломинку)

3 задание «Да – нет» (вопросы задаются по очереди командам)

1. Анатомия - это наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего

строения

человека. (ДА)

2. Гормоны - это специализированные клетки крови. (НЕТ)

3. Череп человека состоит из неподвижно сочлененных между собой костей.

(ДА)

4. Внутренняя среда организма образованна только тканевой

жидкостью. (НЕТ)

5. Нейрон основная структурная единица любого живого организма. (НЕТ)

6. Согласованную работу всех органов в организме регулирует нервная

система. (ДА)

7. Дендриты - это короткие сильно ветвящиеся отростки нейронов. (ДА)

8. Все кости скелета соединены друг с другом при помощи суставов. (НЕТ)

9. Жидкая часть клетки - это цитоплазма. (ДА)

2 команда:

10.Хромосомы - это носители наследственной информации. (ДА)

11.Кровь - это жидкая соединительная ткань. (ДА)

12.Гормоны вырабатываются нервной системой в организме. (НЕТ)

13.Головной мозг человека расположен в полости черепа. (ДА)

14.Инсулин - это гормон роста. (НЕТ)

15.В состав человека входит 600 костей и 210 видов мышц. (ДА)

16.Органические вещества придают костям прочность и твердость. (НЕТ)

17.Суставы - это подвижное соединение костей. (ДА)

18.Клетка основная структурная единица строения всех живых организмов.

(ДА)

За каждый правильный ответ - 1 балл.

4 задание. «Зри в корень!» Нужно догадаться, о ком или о чем идет речь в тексте.

     «Обитают эти животные в морях. В строении их тела выделяют голову и туловище, одетые мантией, а также щупальца. Необычный тип их передвижения называют реактивным, особую роль в нем играет мантийная полость.

     При надвигающейся опасности они выбрасывают  струю черной жидкости из «чернильного мешка», что дает возможность незаметно скрыться.

    Рот у этих организмов небольшой, глотка мускулистая с роговым клювом. Основной пищей являются рыбы, крабы и другие морские обитатели».

       «Эти организмы обычно скрыты от наших глаз под опавшей листвой или сучьями. Не так давно ученые относили их к царству растений, основываясь на неограниченном росте этих существ. Однако в отличие от растений в их клетках нет хлорофилла, и они не способны образовывать органические вещества в процессе фотосинтеза.

    А как же они питаются? Клетки, находящиеся под землей, часто образуют микоризу с растениями и всасывают воду с питательными веществами всей поверхностью тела.

     На поверхности почвы формируется надземная часть – плодовое тело. Плодовые тела некоторых видов съедобны и издавна используются людьми для приготовления пищи.»

   

      «Жизнь этих наземных животных тесно связана с водоемом, они питаются водной растительностью и мелкими беспозвоночными. Жилищем для этих организмов служит нора с подводным ходом. Но дышат они атмосферным воздухом.

      Удивителен внешний вид животного. Первое чучело, привезенное с далеких берегов Австралии в зоологический музей Англии, сочли подделкой. Тело его покрыто шерстью, а вытянутые и лишенные зубов челюсти напоминают клюв.

     Размножаются, откладывая яйца. Появляющиеся детеныши нуждаются в заботе и молоке, которое выделяется на поверхность материнского брюшка, потому что молочные железы не имеют сосков. Детеныш слизывает густое молоко прямо с шерсти».

 «Ядовитые вещества, поступающие в организм человека, обезвреживаются и накапливаются в данном органе. Этот орган вырабатывает пищеварительные ферменты, которые поступают в специальный резервуар, а также в двенадцатиперстную кишку.            Кроме того, загаданный орган участвует в процессе обмена углеводов, накапливая гликоген, который может расщепляться до глюкозы. Другой гормон оказывает противоположное действие: превращение глюкозы в гликоген, который откладывается в данном органе».

    « Это особая разновидность соединительной ткани, представляющая собой жидкость белковой природы. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Кроме жидкой части, в ней можно обнаружить форменные элементы, образующиеся в специальных узлах. Основное значение этих форменных элементов заключается в защите организма от чужеродных микроорганизмов. Движется эта ткань по особым незамкнутым сосудам. Сосуды соединяются в грудной проток, впадающий в полые вены большого круга кровообращения, и загаданная ткань включается в состав крови».

    «Этот орган есть только у млекопитающих. Он разделяет грудную и брюшную полости. У новорожденных в связи с более горизонтальным расположением ребер купол его более выпуклый, а у пожилых люде он сильно уплощен.

    Данный орган участвует в акте дыхания вместе с мышцами живота. Купол, обращенный выпуклой поверхностью в сторону груди, уплощается во время вдоха, увеличивая объем грудной клетки».

    5 задание «Знатоки природы»

  1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь

мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос:

назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его

экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей

день.)

  1. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2

метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично

бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от

мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два

названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма,

другое - фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите

это животное.

ОТВЕТ: Ягуар, или пума.

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра

Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-

кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые,

но вот посуда - разная. Из какого металла была изготовлена посуда

офицеров?

ОТВЕТ: Серебро.

6 задание «И в шутку, и всерьез»

Выберите правильный ответ

  1. Истина рождается в :

А)почках

Б)семенах

В)спорах

Г)побегах

      2.  одно из названий таксономической группы звучит так:

          А)школа

Б)класс

В)звено

Г)ученик

3. Способ молекулярного синтеза нуклеиновых кислот называется:

А)матричным

Б)матрасным

В)материальным

Г)матерым

4. Гены умеют:

А)нырять

Б)тонуть

В)плавать

Г)дрейфовать

5. Отношение 1:10 характеризует правило:

А)экологического конуса

Б)экологической пирамиды

В)экологического цилиндра

Г)экологического параллелепипеда

6. Растения могут размножаться:

А)бровями

Б)бородой

В)усами

7. При описании строения животных организмов употребляются такие термины, как:

А)почка

Б)семя

В)корень

Г)цветок

8. Носителя энергии в живой клетке обозначает аббревиатура:

А)АВС

Б)АЗС

В)АТФ

Г)ДТП

9. Кошки едят мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей. Шмели опыляют клевер. Клевер едят коровы. Следовательно, чем больше кошек в сельской местности, тем молока в этом районе:

А)больше

Б)когда как

В)меньше

Г) «фиолетово».

Подведение итогов. Объявление и награждение победителей.

Литература:

  1. Латкина М.В. «Внеклассное мероприятие по биологии «Мир вокруг нас».
  2. «Биология.Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии 10-11 кл» М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина, Волгоград. Изд-во «Учитель» 2008г.
  3. «Школьные олимпиады. Биология. 6-9кл» Г.А. Воронина, Москва, Айрис-пресс 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Пища-залог здоровья" по биологии в 8 классе.

Внеклассное мероприятие было проведено в 8 классе....

Внеклассное мероприятие На перекрёстках физики и биологии

Внеклассное мероприятие предназначено для проведения в неделю естественных наук для обучающихся 7-9 классов....

Внеклассное мероприятие интегрированного типа по предметам «Биология» и «География». Игра по станциям «Биологическое ориентирование»

Внеклассное мероприятие интегрированного типапо предметам «Биология» и «География».Игра по станциям«Биологическое ориентирование»Класс: 6 классЦели: обобщить начальные знания учащихся о природе, а так...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...