Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Симметрия в окружающем пространстве"
    рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

    Соломенцева Светлана Николаевна

    Элективный курс "Симметрия в окружающем пространстве" направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_el_kursa.docx31.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Составитель: учитель биологии Соломенцева С.Н.

    Рабочая программа элективного курса

    «Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования (5 класс)

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Симметрия в окружающем пространстве» для основного общего образования разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644.

    Программа направлена на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.

    В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.

    Цель данного курса: знакомство учащихся с методом научного познания мира, развитие внимания, наблюдательности и интереса к предмету биологии.

    1. Общая характеристика курса

    Элективный курс «Симметрия в окружающем пространстве» направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов. Кроме того, он способствует реализации задачи межпредметных связей через знакомство с понятием симметрия применительно к объектам живой природы, подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.

    1. Описание места курса в учебном плане

    Данный курс рассчитан на 18 часов (0,5 ч в неделю).

    Год обучения

    Количество часов в неделю

    Количество учебных недель

    Всего часов за учебный год

    5 класс

    0,5

    35

    18

    18 часов за курс

    1. Личностные, метапредметные и предметные

    результаты освоения курса

    Личностные результаты:

    • воспитание российской гражданской идентичности;

    • осознание возможности познания окружающего мира;

    • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

    • формирование толерантности и миролюбия;

    • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;

    • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;

    • развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;

    • умение применять полученные знания в практической деятельности.

    Метапредметные результаты:

    • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    • работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

    • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

    Предметные результаты:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

    · выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;

    · классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

    · объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

    · сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    · овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов.

    2. В ценностно-ориентационной сфере:

    · знание основных правил поведения в природе;

    · анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

    3. В сфере трудовой деятельности:

    · знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

    · соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

    4. В эстетической сфере:

    · овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

    Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.

    1. Содержание курса

    Введение (1 ч)

    Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа.

    Методы изучения живых организмов (3 ч)

    Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

    Что такое проект (3 ч)

    Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Правила совместной работы в парах. Критерии оценивания проектов.

            Мы – исследователи (9 ч)

    Проектная деятельность.

    Защита проектов (2 ч)

    1. Тематическое планирование

    с определением основных видов учебной деятельности

    Наименование темы

    Кол-во часов

    Основные виды деятельности

    1

    Введение

    1

    Приводить примеры источников информации. Работа с энциклопедиями, словарями и  другими источниками информации. Понимать смысл терминов «источники информации» и  «симметрия».

    Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

    2

    Методы изучения живых организмов.

    3

    Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования. Знать, аргументировать и соблюдать основные правила поведения в природе. Наблюдать и фиксировать природные явления, рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Создание конструктора Царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов.

    3

    Что такое проект?

    3

    Понимать смысл термина «проект». Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Знать правила совместной работы в парах (группах), критерии оценивания проектов.

    4

    Мы - исследователи

    9

    Планировать работу над проектом. Выявлять проблему, выдвигать гипотезы. Сравнивать. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Соблюдать правила совместной работы в парах (группах). Оформлять продукт проектной деятельности (проект) с учетом критериев оценивания проектов.

    Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

    5

    Защита проектов

    2

    Защищать проект. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

    1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    образовательной деятельности

    Библиотечный фонд

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

    2. Учебник: Биология. 5 класс (авт. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова)

    Информационно-коммуникативные средства

    Название сайта

    Электронный адрес

    О растениях и животных.

    http://www.floranimal/ru/

    Изучаем биологию.

    http://learnbiology/narod.ru/

    Всемирный фонд дикой природы

    http://www.www.wwf.ru

    Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

    http://www.livt.net/

    Удивительные творения природы

    http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm

    Комплекты печатных демонстрационных пособий

    Комплект таблиц по теме:

    - «Беспозвоночные животные»

    - «Многообразие растений»

    - «Позвоночные животные»

    Натуральные объекты

    1. Гербарий

    - «Основные группы растений» (I,  II, III часть)

    - Гербарий по систематике растений, семействам покрытосеменных растений

    1. Комнатные растения

    Микропрепараты

    - По ботанике

    - По зоологии

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    1. Приборы и приспособления

    - лупы ручные

    - микроскопы

    1. Комплект реактивов для базового уровня

    Средства по технике безопасности

    Аптечка, ящик с песком, совок, огнетушители ОП (2 шт.), ткань для тушения пожара, веник, средства индивидуальной защиты.

    1. Планируемые результаты изучения курса

    Личностные результаты:

    • воспитание российской гражданской идентичности;

    • осознание возможности познания окружающего мира;

    • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

    • формирование толерантности и миролюбия;

    • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах;

    • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды;

    • развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;

    • умение применять полученные знания в практической деятельности.

    Метапредметные результаты:

    • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    • работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

    • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;

    • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

    Предметные результаты:

    Выпускник научится:

    • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
    • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
    • сравнивать биологические объекты; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
    • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты;
    • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
    • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • находить информацию в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее;
    • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
    • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
    • работать в группе сверстников, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» 3, 4 класс( КРО, 8 вид)

    Учебный курс «Окружающий мир» изучается на уроках окружающего мира  в 1- 4 классах коррекционной школы 8 вида. Данный учебный предмет соответствует двум образовательным областям: «Естествознанию»...

    Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2)

    Рабочая программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуально...

    программа элективного курса "Химия окружающей среды"

    Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...

    Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

    Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

    Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...