Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения в исследовательскую и олимпиадную деятельность.
материал по биологии на тему

Сколышева Елена Валентиновна

Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся  посредством вовлечения  в исследовательскую и олимпиадную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся посредством   вовлечения в исследовательскую и олимпиадную деятельность.

                                                                                               Сколышева Е.В.

                                                                                               МАОУ Лицей №1

                                                                         

«У человека тысяча граней, каждая из которых вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться умело и тонко к этой грани шлифовщику – воспитателю. Это мучительно сложно. Синхронность и радость воспитания заключается в том, чтобы у каждого найти именно эту грань.»

В.А. Сухомлинский

 Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как учебно-познавательный интерес - один из критериев эффективности педагогического процесса.

 Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразие приемов и методов обучения. Главная  цель - научить учащихся учиться. Научить  свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное,  последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности.      

 В современный период, когда идет быстрое нарастание потока научной информации, одной из главных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но и творческого мышление учащихся. На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.  Способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель является творческое мышление. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в учениках.Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. А.С.Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.

Эффективным будет считаться лишь то обучение, которое ведёт за собой развитие, где дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей учащихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика. Практический опыт убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между учителем и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

К творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных решений; у многих детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной деятельности; активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели.

В условиях перехода к личностно-ориентированному образованию особое значение приобретает проблема работы с одарёнными учащимися. При этом важным оказывается не только развитие имеющихся творческих способностей учащихся, но и выявление одарённости, ещё никак себя не проявившей.

 В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. 

В настоящее время большое внимание уделяется созданию интеллектуальной элиты, обуславливающей рост научно-технического прогресса. Как среди миллионов людей найти способных, талантливых, гениев?


Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,
способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка. Предметные олимпиады для школьников при этом играют важную роль. Олимпиады – это своеобразное соревнование в знаниях, итог работы учащихся как на уроке, так и в не его. Если урок – основная форма учебно-воспитательной работы и его содержание определяется учебными программами, то олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную, дополнительную, работу учащихся школы и предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, чтения словарей, справочников, посещения факультативов. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда, большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической
. Успех на олимпиаде связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Надо повторять своим ученикам слова Д.Пойа: «Чтобы научиться решать задачи, надо их решать».

 Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде?Важно показать ученику,что  в условиях рыночной экономики каждый выпускник школы, чтобы занять достойную его подготовке и способностям "нишу" в жизни, должен проявлять активность, настойчивость, способность вступать в условия соревнования, решать нестандартные задачи, приходить в различных ситуациях к оригинальным собственным решениям. То есть он не должен быть пассивным, отрешенным от борьбы в какие-то моменты своей жизни. 

1.Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению мат ериала  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Одновременно с выявлением отдельных школьников должно происходить создание творческой группы, команды готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение её удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, факультативы, посещение библиотек.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий. Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

2.Принципы при подготовке к олимпиаде:

При подготовке учащихся к олимпиаде можно  придерживаться нескольких принципов:

1.Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2. Активность знаний:

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3Принцип опережающего уровня сложности:

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад:

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5.Индивидуальный подход:

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

6. Психологический принцип:

Необходимо воспитывать  в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя. Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель. Подготовку к олимпиадам можно проводить и на уроках.

3.Работа на уроке:

1.Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока:

На уроке всегда можно найти место заданиям, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Если выполнять действия по порядку, на это потребуется много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач. При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.

2.Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.

Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.

3.Творческие и олимпиадные домашние задания:

Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: составь задачу, аналогичную составленной в классе, придумайте ребусы по теме, составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.), придумайте задачу-сказку по теме и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно).

4.Внеклассная работа:

Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.

Индивидуальная работа такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся - факультативы, кружки. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом: научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

5.Применение ИКТ в современном учебном процессе:

Использование информационно коммуникационных технологий во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно-компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. При подготовке к олимпиадам необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться. В работе можно опираться на интернет источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Учащимся рекомендовать сайты для использования, содержащие теоретический материал по разнообразным темам, олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике.

6.Рекомендации участнику олимпиады: 

1. Внимательно изучи текст предложенных задач.

2. Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.

3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!

4. Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи.

5. Решил задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет тебе проверить логику и освободить мысли для других задач.

6. Если задача не получается, оставьте её на время и переходите к другой.

7. Задача становится проще, если её окружить родственными задачами.

7.Успешное выступление на олимпиаде предполагает:

а) психологическую подготовку учащегося к выполнению нестандартных заданий;

б) математическую одарённость;

в) умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени;

г) грамотность учащегося, умение строго записать решение задачи;

д) успешное овладение учеником изучаемых разделов предмета.

На олимпиаде не все дети занимают призовые места и чтобы не отбить желание заниматься дальше и продолжать принимать участие в конкурсах, олимпиадах говорю:

«ЕСЛИ ТЕБЯ НЕ НАГРАДИЛИ, ТО НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ СЧИТАЙ СЕБЯ «ПОБЕЖДЕННЫМ», - ОЛИМПИАДА НЕ ЗНАЕТ ТАКОГО ТЕРМИНА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Авторский проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии»

Проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии» описывает развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии МБОУ СОШ №174....

Статья «Развитие (личностных, предметных, метапредметных) компетенций обучающихся посредством включения в исследовательскую деятельность.

Статья содержит материал об истории развития метода проектной и исследовательской деятельности школьника, рассуждение о формах и методах проведения проектов, собственный педагогический опыт, исследова...

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...