Рабочая программа по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рыль Нина Ивановна
__

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b5.doc418 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/С.В.Михайлова/

                 

Протокол № ______   от

«__» ____________ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный»

____________/Т. А. Шрайнер/

             

 «____» _________________ 2015г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ«СОШ пос.Бурный»

__________  /И. Н. Терсина/

 

Приказ № __ от «__»_______ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РЫЛЬ НИНЫ  ИВАНОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО БИОЛОГИИ

в 5 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__от                             «     »  __________  2015г.

        

2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КУРСА

«Введение в биологию» 5 КЛАСС»

НА ОСНОВЕ УМК «БИОЛОГИЯ 5—9 классы.»

Н. И. СОНИНА И ДР. (КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ КУРС)

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Окружающий мир», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа указывает направленность на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного курса. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

   Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами:

1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от  30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012  г.).

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

       Курс 5 класса «Введение в биологию» продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. В ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Отбор содержания  проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся  должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов.

  Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

  1. Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
  2.  систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  4. формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
  5. воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
  6. Формирование модели безопасносного поведения в условиях повседневной жизни.

  В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

 

Программа курса обеспечивает целостное изучение  курса за счет реализации трех следующих принципов:  1)личностных   2)предметных    3)метопредметных        

       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
  • ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического  отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достов Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

– осознание роли жизни (1-я линия развития);

– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);

– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

         Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные  творческие задания.

Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные  с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения  ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиями ЕГЭ Вертикаль 2012. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют  диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений  или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу.

 Большое значение для  достижения планируемых результатов имеет организация  проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс  5

Учитель     Рыль Нина Ивановна        

Количество часов

Всего-34 час; в неделю  1час.

Плановых контрольных уроков - 4, зачетов ___, тестов -4 ч.;  лабораторных работ- 6

Планирование составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования Биология. 5 – 9 классы / Н.И. Сонина, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012, рабочей  программы  по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ авт. – сост. И.В. Константинова – Волгоград: Учитель, 2013. – 28 с.

 Учебник: Сонин Н. И., Плешаков А. А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014г.

№ п/п

Наименование разделов   и тем

Всего часов

 часов

Количество часов на:

Уроки

Контрольные работы(зачеты)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение  (9ч)

9

8

1

1

Введение

4

4

2

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма.

3

3

3

Великие естествоиспытатели

2

1

1

Раздел 2. Многообразие живых организмов   (15ч)

15

14

1

4

Эволюция растений и животных.

1

1

5

Многообразие организмов, их классификация.

1

1

6

Бактерии. Грибы. Лишайники.

2

2

7

Многообразие растительного мира. Растения.

 6

6

8

Многообразие животных

 5

4

1

Раздел 3.Среда обитания живых организмов 

  5

4

1

9

Среда обитания живых организмов.

  5

4

1

 Раздел 4.   Человек на Земле.

  5

4

1

10

Мир биологии.  Обобщение  знаний

  1

1

Итого:

35

31

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

Биология. Введение в биологию. 5класс  (35ч, 1ч в неделю)

                                        (Курсивом указан материал, необязательный для изучения)

Раздел1. Живой организм: строение и изучение  (9ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах.

Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в

строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
  3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
  4. Строение клеток (на готовых микро препаратах)
  5. Строение клеток кожицы чешуи лука*.
  6. Определение состава семян пшеницы.
  7. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные признаки живой природы;

—устройство светового микроскопа;

—основные органоиды клетки;

—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

—характеризовать методы биологических исследований;

—работать с лупой и световым микроскопом;

—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

—ставить учебную задачу под руководством учителя;

—систематизировать и обобщать разные виды информации;

—составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел2. Многообразие живых организмов   (15ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

—основные признаки представителей царств живой  природы.

Учащиеся должны уметь:

—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

—различать изученные объекты в природе, на таблицах;

—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшую классификацию  живых организмов по отдельным царствам;

—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3мин.

Раздел3. Среда обитания живых организмов  (5ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—

степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

  1. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).
  2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
  3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—основные среды обитания живых организмов;

—природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

—сравнивать различные среды обитания;

—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—приводить примеры обитателей морей и океанов;

—наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—находить и использовать причинно следственные связи;

—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел4. Человек на Земле (5ч.)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания

первой помощи.

Демонстрация

1.Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

  1. Измерение своего роста и массы тела.
  2. Овладение простейшими способами оказания первой до врачебной помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—предков человека, их характерные черты, образ жизни;

—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

—объяснять роль растений и животных в жизни человека;

—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

—соблюдать правила поведения в природе;

—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать в соответствии с поставленной задачей;

—составлять простой и сложный план текста;

—участвовать в совместной деятельности;

—работать с текстом параграфа и его компонентами;

—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

—Формирование ответственного отношения к обучению;

—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

—формирование основ экологической культуры.

Резервное время— 1ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н)-на необходимом уровне,

(П)- на программном уровне

Дата по плану

Дата факт

Корректировка

Живой организм:  строение и изучение

9

1.

Введение. Живой организм.

1

Что такое живой организм. Объяснять роль биологических знаний в жизни человека. Выделять существенные признаки живых организмов

с 1.09 по 6.09

2.

Наука о живой природе

1

Формировать представления о многообразии биологических наук. Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Осознать значение биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

с 8.09 по 13.09

3.

Методы изучения природы

1

Определять основные методы биологических исследований. Учиться работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомить с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развивить понимание значимости научного исследования природы

с 15.09 по 20.09

4.

Увеличительные приборы.

1

Учиться работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Ознакомить с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Развить понимание значимости научного исследования природы

с 22.09 по 27.09

5.

Живые клетки.

1

Выявить основные органоиды клетки, различить

их на микропрепаратах и таблицах. Формировать представления о клетке как единице строения живого организма. Знать и различать на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоить основные правила работы с микроскопом Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

С 29.09 по 4.10

6.

Химический состав клетки.

1

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы

С 29.09 по 4.10

7.

Вещества и явления в окружающем мире

1

Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, приводить примеры простых и сложных веществ

С 06.10 по 11.10

8.

Великие естествоиспыта-тели

1

Формировать представления о значении открытий ученых разных исторических эпох для развития биологии Знать и оценивать вклад ученых-биологов в развитие науки открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

Понимать роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

С 13.10 по 18.10

9.

Контрольная работа по теме «Живой организм»

1

Научить применять полученные знания в самостоятельной работе

С 20.10 по 25.10

Многообразие живых организмов

15

10

Как развивалась жизнь на Земле

1

Называть основные этапы в развитии

жизни на Земле.

С 10.11 по 15.11

11.

Разнообразие живого

1

Формировать представления о значении классификации живых организмов для их изучения

Знать основные систематические единиц ы в классификации живых организмов. Понимать принципы современной классификации организмов Понимать научные значения классификации живых организмов

С 17.11 по 22.11

12.

Бактерии

1

Формировать представления о бактериях как представителях отдельного  царства живой природы Выделить существенные

особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Представлять о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

С 24.11 по 29.11

13.

Грибы

1

Формировать представления о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений

и животных Выделять существенные

особенности представителей царства Грибы. Знать правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Понимать роль представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

С 1.12

по 6.12

14.

Растения. Водоросли.

1

Формировать представления о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Водоросли.

Выделять существенные особенности представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства Растения Осознать важность растений в природе и жизни человека.

С 8.12 по 13.12

15.

Мхи.

1

Формировать представления о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Мхи.Выделять существенные особенности представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства Растения Осознать важность растений в природе и жизни человека.

С 15.12 по 20.12

16.

Папоротники.

1

Формировать представления о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Папоротники.

Выделелять существенные особенности представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства Растения Осознать важность растений в природе и жизни человека.

С 22.12 по 27.12

17.

Голосеменные растения

1

Формировать представления о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Голосеменные растения

Выделять существенные особенности представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства Растения Осознать важность растений в природе и жизни человека.

18.

Покрытосемен- ные растения

1

Формировать представления о растениях как представителях отдельного царства живой природы. Покрытосеменные растения

Выделять существенные особенности представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства Растения Осознать важность растений в природе и жизни человека.

19.

Значение растений в природе и жизни человека

1

Осознать важность растений в природе и жизни человека.

20.

Животные. Простейшие

1

Формировать представления о животных как представителях отдельного царства живой природы

Выделять существенные особенности представителей царства Животные. Простейшие Знание основных систематических единиц царства Животные Представлять о значении

животных в природе, осознавать их хозяйственные и эстетические значения для человека

21.

Беспозвоночные

1

Формировать представления о животных как представителях отдельного царства живой природы

Выделять существенные особенности представителей царства Животные. Беспозвоночные Знать основные систематические единицы царства Животные Представлять о значении животных в природе, осознавать их хозяйственные и эстетические значения для человека

22.

Позвоночные

1

Формировать представления о животных как представителях отдельного царства живой природы

Выделять существенные особенностеи представителей царства Животные. Позвоночные Знать основные систематические единицы царства Животные Представлять о значении животных в природе, осознавать их хозяйственные и эстетические значения для человека

23.

Значение животных в природе и жизни человека

1

Представлять о значении животных в природе, осознавать их хозяйственные и эстетические значения для человека. Формировать представления о живых организмах, которые могут

причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них Знать опасных животных. Освоить  приемы оказания первой помощи пострадавшим укусах животных

Представлять о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.

24.

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

1

Научиться применять полученные знания в самостоятельной работе

Среда обитания живых организмов

5

25.

Три среды обитания.

1

Уметь различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знать приспособления разных организмов к обитанию в различных средах. Знать группы экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Формировать представления о наземно- воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания Формировать представления об особенностях почвенной среды обитания Представлять о многообразии обитателей почвенной среды. Выявлять приспособления организмов к почвенной среде обитания Понимать о необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Формировать представления о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах

26.

Жизнь на разных

материках.

1

Уметь на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Формировать элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Знать материки планеты и их основные природные особенности. Уметь находить материки на карте. В общем представлять о растительном и животном мире каждого материка Представлять о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках

27.

Природные зоны.

1

Называть природные зоны Земли, их обитателей, сравнивать среды обитания. Формировать преставления о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны

28.

Жизнь

в морях и океанах

1

Формировать представления о роли Мирового океана на планете. Изучать приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Знать роль Мирового океана в формировании климата на планете. Различать на рисунках и таблицах организмы, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. Осознавать роль Мирового океана на планете. Понимать рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.

29.

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

1

 Научить применять полученные знания в самостоятельной работе

Человек на Земле

5

30.

Как человек появился на Земле.

1

Называть этапы происхождения человека, характерные черты, образ жизни, Роль растений и животных в жизни человека,  

31.

Как человек изменил Землю.

1

Называть экологические проблемы, знать основные правила поведения в природе Осознавать степень негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. Называть и узнавать  в

природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выяснять, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Объяснять  причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

32.

Жизнь под

угрозой.  Не станет ли Земля пустыней.

1

Приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы. Знать основные  правила поведения в природе Осознавать степень негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе

33.

Здоровье человека и безопасность

жизни

1

Формировать представления о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья

Приводить доказательства зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знать  элементарные правила оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях  Принимать правил здорового образа жизни. Понимать необходимость оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

34.

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

1

 Научить применять полученные знания в самостоятельной работе

35.

Мир биологии.

Обобщение

знаний

1

Выделять существенные признаки представителей различных царств живой природы. Знать роли живых организмов в круговороте веществ. Понимать основные закономерности в живой природе. Представлять о правилах здорового образа жизни. Знать элементарные правила оказания первой помощи пострадавшим. Понимать роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Познавательный интерес к естественным наукам

итого

уроков-35

Лабораторных работ

6

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебно-методический комплект  (УМК):

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. –

М.: Дрофа, 2008.

  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
  1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 

8. Электронно-програмное обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Презентационное оборудование
  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
  4. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках

 

     

Содержание

(Раздел, тема)

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Раздел 1. Введение – 4ч

1

Что такое живой организм

1

Сравнивает разные живые организмы

Формирует понятие «живой организм»

Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах

Доказывает  связь живой и неживой природы

2

Науки о живой природе

1

Показывает рисунки, связанные с природой,

Противопоставляет различные науки о природе

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе

Осмысливает разнообразие наук о природе

3

Методы изучения природы

1

Л.р.

Знакомится с  методами изучения природы

Исследует различные методы изучения природы,

Знакомится с оборудованием для научных исследований.

Проводит  наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

Осмысление методов изучения природы

4

Из истории биологии. Великие естествоиспытатели

1

Знакомится с  именами  великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,

Запоминает имена ученых и их значение для биологии,

Формулирует  оценку вклада ученых-биологов в развитие науки

Понимает  роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

Раздел 2.Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма - 3ч .

5

Увеличительные приборы

1

лр

Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия

Изучает правила работы с микроскопом

Распознает части светового микроскопа,

Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов

Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов

Понимает  важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных

6

Живые клетки

1

Знакомится с историей открытия и  понятием «клетка»

Доказывает, что они живые

Изучает различные виды клеток

Объясняет причину их отличия

Распознает части клетки: органоиды

Сравнивает животную и растительную клетки

Осознает единство строения клеток

Моделирует строение клеток

Понимает появление множества клеток из одной

7

Химический состав клетки

1

лр

Перечисляет  химические элементы, входящие в состав живых организмов,

Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы

Знакомится с названиями химических веществ клетки

Приводит примеры органических и неорганических веществ

Понимает их роль в организме

Изучает химический состав семян

Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки

Осознает сложность строения клеток

Раздел 3. Процессы жизнедеятельности - 2ч

8

Обмен веществ. Питание

1

лр

Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание)

Сравнивает питание у разных организмов

Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света

Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза

Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы)

Соотносит свой способ питания с другими;

Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов

Понимает  сложность строения живых организмов

9

Дыхание и его роль в жизни организма

1

Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов,

Сравнивает способы дыхания у разных организмов (растений и животных: водных, наземных),

Объясняет разницу способов дыхания у разных организмов

Раскрывает роль дыхания в жизни организмов

Осмысливает  важность для живых организмов процесса дыхания

Раздел 4.

Многообразие организмов, их классификация – 1ч.

10

Разнообразие живого

1

лр

Сравнивает представителей царств живой природы

Приводит примеры основных представителей царств живой природы

Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы

Определяет предмет изучения систематики

Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов  систематики

Понимает принцип современной классификации живых организмов

Раздел 5.Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч.

11

Бактерии

1

Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.

Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека

12

Грибы

1

лр

Знакомится  с царством Грибов, его особенностями

Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело)

Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты)

Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые

Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)

Описывает значение основных групп грибов

13

Лишайники

1

Знакомится с Лишайниками  - симбиотическими организмами (гриба и водоросли);

Изучает строение слоевища лишайника

Выясняет роль лишайников, как индикаторов чистоты воздуха  и «пионеров» почвообразовательного процесса.

Понимает   роль лишайников в природе и жизни человека

Раздел 6. Многообразие растительного мира - 6ч

14

Водоросли

1

лр

Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводит примеры систематических групп растений

Узнает особенности строения и распространения водорослей

Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Описывает значение водорослей в природе и для человека

15

Мхи

1

Знакомится с мхами (появление органов и спор)

Сравнивает строение водоросли и мха

Понимает причину их отличия (растения суши)

Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума

16

Папоротники

1

лр

Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения)

Распознает листья со спорами  папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов

Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник

17

Голосеменные

1

лр

Знакомится с многообразием голосеменных

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Выясняет отличие споры от семени

Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья

Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)

Приводит примеры использования голосеменных растений человеком

18

Покрытосеменные

(цветковые) растения

1

лр

Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)

Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых

Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Выделяет  и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания

19

Значение растений в природе и жизни человека.  

1

Выстраивает эволюционное направление развития растений

Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)

Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)

Приводит примеры  роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)

Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений

Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу

Раздел 7. Многообразие животных – 4ч

20

Животные. Простейшие

1

Приводит примеры животных

Выделяет особенности представителей царства животных

Отличает клетку растения и клетку животного

Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими

Отличает Простейших от бактерий

Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)

Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения

21

Беспозвоночные

1

Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих

Распознает беспозвоночных животных по типам

Определяет наиболее распространенный тип

22

Позвоночные

1

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.

Распознает позвоночных животных по классам

Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.

Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.

Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…

23

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные,  паразиты, ядовитые)

Демонстрируют знания о существовании различных пород животных

Осваивают навыки содержания домашних животных.

Раздел 8. Эволюция растений и животных -1ч.

24

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле

Различает древних животных и растений  по картинкам

Комментирует первичность водных обитателей

Объясняет необходимые изменения у животных  при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.

Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.

Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов

Дает определение Эволюции органического мира

Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

Раздел 9. Среда обитания живых организмов -  5ч.

25

Три среды обитания.

1

Знакомится с тремя средами обитания

Характеризует условия каждой из них

Выявляет приспособления организмов к среде обитания.

Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания

26

Жизнь на разных материках.

1

Демонстрирует  элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам

Использует карту растений и животных Земли

Знает и умеет находить  материки планеты на карте.

Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.

27

Природные зоны Земли.

1

Перечисляет природные зоны Земли

Понимает причины их смены

Характеризует положение и условия основных природных зон:

(тундра, тайга, широколиственный и смешанный  лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)

Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

28

Жизнь в морях и океанах.

1

Приводит примеры морских обитателей

Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество

Осознает роль Мирового океана на планете.

29

Природные сообщества

1

Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.

Различает естественные и искусственные сообщества

Составляет элементарные пищевые цепи

Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ

Делает вывод о круговороте веществ в природе

.

Раздел 10. Человек на Земле – 5ч.

30

Как человек появился на Земле?

1

Получает представление об эволюции человека.

Выделяет три вида людей

Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)

Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека

Понимает роль  совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа

Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека

31

Как человек изменил Землю

1

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

32

Жизнь под угрозой

1

Называет исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Понимает причины исчезновения видов

Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия

33

Не станет ли Земля пустыней?

1

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты

34

Здоровье человека и безопасность жизни.

Формулирует понятие Здорового образа жизни

Запоминает ядовитые растения и животные

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Направления проектной деятельности обучающихся

Одним из важнейших направлений в обучении биологии является метод проектов. Выделим возможные типы учебных проектов.

По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

 По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

        Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

          Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

    Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания биологии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку гербария для кабинета биологии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению сред обитания может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Разнообразие живых организмов водной среды». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

Система оценки планируемых результатов

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? 

Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

          Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?  

     КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? 

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

      ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? 

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

     КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за год– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно- методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно- методических комплектов) по биологии с 5 по 9 класс.

 

Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание.

 

СонинН.И. Биология. Введение в биологию. 5класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа, любое издание.

 

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5класс: методическое пособие.— М.: Дрофа, любое издание.

 

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6класс:учебник.— М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

 

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

 

Томанова З.А., СивоглазовВ.И. Биология. Живой организм. 6класс: методическое пособие.— М.: Дрофа, любое

издание после 2012 г.

 

СонинН.И., АгафоноваИ.Б. Твои открытия. 6класс: альбом задачник к учебнику «Биология. Живой организм».—  М.: Дрофа, любое издание.

 

Акперова И.А., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. — М.: Дрофа, любое издание.

 

Семенцова В.Н., СивоглазовВ.И. Биология. Живой организм. 6класс: тетрадь для оценки качества знаний.— М.:Дрофа, любое издание.

 

БагоцкийС.В., РубачеваЛ.И., Шурхал Л.И. Биология.

Живой организм. 6класс: тестовые задания. — М.: Дрофа,

любое издание.

 

СонинН.И., КириленковаВ.Н. Биология. Живой орга

низм. 6класс: дидактические карточки задания.— М.: Дро

фа, любое издание.

 

Захаров В.Б., СонинН.И. Биология. Многообразие жи

вых организмов. 7класс: учебник.— М.: Дрофа, любое изда

ние после 2012г.

 

Захаров В.Б., СонинН.И. Биология. Многообразие жи

вых организмов. 7класс: рабочая тетрадь.— М.: Дрофа, лю

бое издание после 2012г.

 

Марина А.В., Сивоглазов В.И. Биология. Многообразие

живых организмов. 7класс: методическое пособие.— М.:

Дрофа, любое издание после 2012г.

Огородова Н.Б., Сысолятина Н.Б., СонинН.И. Биоло

гия. Многообразие живых организмов. 7класс: тетрадь для

лабораторных работ и самостоятельных наблюдений.— М.:

Дрофа, любое издание.

 

СеменцоваВ.Н., СивоглазовВ.И. Биология. Многообра

зие живых организмов. 7класс: тетрадь для оценки качества

знаний, в 2ч.—  М.: Дрофа, любое издание.

 

Гуленков С.И., Сонин Н.И. Биология. Многообразие

живых организмов. 7 класс: тестовые задания.— М.: Дрофа,

любое издание.

 

Сонин Н.И., Семенцова В.Н., Мишакова В.Н. Биоло

гия. Многообразие живых организмов. 7класс: дидактиче

ские карточки задания.— М.: Дрофа, любое издание.

 

Сонин Н.И., СапинМ.Р. Биология. Человек. 8 класс:

учебник.— М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

 

Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Биология. Человек.

8класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после

2012 г.

 

Ренева Н.Б., Сивоглазов В.И.  Биология. Человек.

8класс: методическое пособие.— М.: Дрофа, любое издание

после 2012 г.

 

Сысолятина Н.Б., Сычёва Л.В., СонинН.И. Биология.

Человек. 8класс: тетрадь для лабораторных и практических

работ. — М.: Дрофа, любое издание.

 

СеменцоваВ.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Человек.

8класс: тетрадь для оценки качества знаний.— М.: Дрофа,

любое издание.

 

Гуленков С.И., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс:

тестовые задания. — М.: Дрофа, любое издание.

 

Сонин Н.И., Дагаев А.М. Биология. Человек. 8 класс:

дидактические карточки задани.я— М.: Дрофа, любое изда

ние.

 

Мамонтов С.Г., ЗахаровВ.Б., АгафоноваИ.Б., Со

нинН.И.  Биология. Общие закономерности. 9 класс:

учебник.— М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

 

ЦибулевскийА.Ю., Мамонтов С.Г., ЗахаровВ.Б.,

СонинН.И. Биология. Общие закономерности. 9класс: ра

бочая тетрадь.— М.: Дрофа, любое издание после 2012г.

 

Петрова О.Г., СивоглазовВ.И. Биология. Общие зако

номерности. 9класс: методическое пособие.— М.: Дрофа,

любое издание после 2012г.

 

СивоглазовВ.И., Кириленкова В.Н., Петрова В.М.,

Смирнова Н.А. Биология. Общие закономерности. 9 класс:

тетрадь для оценки качества знаний.— М.: Дрофа, любое

издание.

СивоглазовВ.И., Козлова Т.А. Биология. Общие зако

номерности. 9 класс: дидактические карточки задания.—

М.: Дрофа, любое издание.

 

СивоглазовВ.И.  и др. Биология. 5 класс: учебник

навигатор. —  М.: Дрофа, любое издание.

 

СивоглазовВ.И. Биология.  Живой организм. 6класс:

учебник навигатор. — М.: Дрофа, любое издание после

2012г.

 

СивоглазовВ.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие

живых организмов. 7класс: учебник навигатор. — М.:

Дрофа, любое издание после 2012г.

 

СивоглазовВ.И., Сапин М.Р., Каменский А.А. Биоло

гия. Человек. 8класс. Учебник навигатор.— М.: Дрофа,

любое издание после 2012г.

 

СивоглазовВ.И., Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Агафо

нова И.Б. Биология. Общие закономерности. 9класс:

учебник навигатор. — М.: Дрофа, любое издание после

2012г.

 

Журин А.А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные

планы школ России— М.: Дрофа, любое издание.

 

Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.— М.: Дро

фа, любое издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....