Рабочая программа по биологии (6 класс)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рыль Нина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b6.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/С.В.Михайлова/

                 

Протокол № ______

от «__» _____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный»

____________/Т. А. Шрайнер/

             

 «____» _____________ 2015г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ«СОШ пос.Бурный»

__________  /И. Н. Терсина/

 

Приказ № __ от «__»________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РЫЛЬ НИНЫ  ИВАНОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО БИОЛОГИИ

в 6 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__от                           «     »  августа  2015г.

        

2015 – 2016 учебный год

       Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для ообщеобразователъных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

     Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования: 

  • Освоение знаний: о биологических системах ("клетка, организм); о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру в ходе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственность целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей; также с возрастными особенностями развития учащихся.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую

программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные        Примерной программой.

  • Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И.Сонин «Живой организм»  Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2012г.

Рабочая программа позволяет проводить  учебные занятия с использованием следующих технологий: проблемного, проектного обучения, игровых,  интерактивных, информационно-коммуникационных образовательных технологий;

форм уроков: комбинированного, проектного, проблемно- обучающего, интегрированного урока, урока- лекции,  взаимообучения,  викторины, поиска, игры.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

уметь

  • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс  6

Учитель     Рыль Нина Ивановна        

Количество часов

Всего-34 час; в неделю  1час.

Плановых контрольных уроков, зачетов -2 

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011г.

Учебник

 Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений - М.: Дрофа, 2011г.

№ п/п

Наименование разделов   и тем

Всего часов

 часов

Количество часов на:

Уроки

Контрольные работы(зачеты)

Раздел  1. Строение  и свойства живых организмов

12

11

1

1

Основные        свойства        живых организмов

1

-

2

Химический состав клетки

1

-

3

Строение           растительной           и животной клеток

2

-

4

Ткани растении и животных

2

-

5

Органы и системы органов

5

-

6

Растения       и       животные       как целостные организмы

-

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

20

20

-

7

Питание и пищеварение

4

-

8

Дыхание

2

-

9

Передвижение           веществ           в организме

2

-

10

Выделение

2

-

11

Опорные системы

1

-

12

Движение

1

-

13

Регуляция       процессов жизнедеятельности

3

-

14

Размножение

3

-

15

Тема 2.9. Рост и развитие

2

-

Раздел 3.Организм и среда

3

2

1

    16

Среда обитания. Факторы среды 

1

17

Природные сообщества

1

18

Обобщающий урок

1

Итого:

35

33

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

(35 часов, 1 час в неделю)

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов  12час.

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Деление  клеток (1 час)

Митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом, биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Мейоз,  образование половых клеток

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов.        ,

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа

Ткани живых организмов.

Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.

Растения и животные как целостные организмы (1 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2.  Жизнедеятельность организмов  20 ч.

Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.

Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных. Обмен веществ и энергии. 

Опорные системы (1 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа

Строение костей.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение (1 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Черенкование комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Рост и развитие (2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых.

 Прорастание семян.

Демонстрация способов распространения плодов и семян.

Раздел 3.  Организм и среда  3 часа

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.

Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация моделей экологических систем.

Обобщающий урок  (1 час)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка

уроки

Зачеты

 

По плану

Фактически

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

12ч.

11

1

1

Основные свойства живых организмов

1

08.09

2

Химический состав клетки. Лабораторная работа  «Определение состава семян пшеницы»

1

15.09

3

Клетка - элементарная частица живого

1

12.09

4

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.                                               Лабораторная работа 1 «Строение клеток живых организмов»

1

29.09

5

Деление  клеток. Митоз. Мейоз.

1

06.10

6

 Ткани растений.                                            Лабораторная работа 2 «Ткани растений»

1

13.10

7

Ткани животных.                                                                Лабораторная работа 2 «Ткани животных»

1

20.10

8

Строение корня.                                       Лабораторная работа 3«Изучение органов цветкового растения»

1

10.11.

9

Строение и значение побега. Стебель, лист, почки.                                                 Лабораторная работа 3«Изучение органов цветкового растения»

1

17.11

10

Цветок, соцветия, плоды. Строение семян.                                                          Лабораторная работа 3«Изучение органов цветкового растения»

1

24.11

11

Системы органов животных. Лабораторная работа 4«Распознавание органов и систем органов у животных»

1

01.12

12

Зачет 1. Растения и животные как целостные организмы

1

08.12

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

20ч.

20

0

13

Особенности питания растительного организма

1

15.12

14

Фотосинтез и его значение в жизни растений                                             Лабораторная работа 5 «Выявление роли света и воды в жизни растений»

1

22.12

15

Особенности питания животных

1

29.12

16

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Лабораторная работа 6 «Действие желудочного сока на белки, слюны -на крахмал, условия работы ферментов»

1

12.01

17

Дыхание у растений

1

19.01

18

Дыхание у животных

1

26.01

19

Передвижение веществ в растении.

1

02.02

20

Передвижение веществ в животном организме

1

09.02

21

Выделение у растений, грибов и животных.

1

16.02

22

Обмен веществ у растений и животных.

1

23.02

23

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.                                                     Лабораторная работа 7«Изучение внутреннего строения млекопитающего

1

02.03

24

Движение

Лабораторная работа 8 «Наблюдение за движением животных»

1

09.03

25

Раздражимость

1

16.03

26

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных

1

23.03

27

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

1

06.04

28

Размножение, его виды.

Бесполое размножение                                  Практическая работа 1«Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений»

1

13.04

29

Половое размножение животных

1

20.04

30

Половое размножение растений

1

27.04

31

Рост и развитие растений                       Практическая работа 2 Моделирование опытов, доказывающих необходимые условия для прорастания семян

1

04.05

32

Рост и развитие  животных.

Лабораторная работа 9 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

1

011.05

Раздел 3. Организм и среда

3ч.

2

1

33

Среда обитания организмов. Факторы среды.

1

18.05

34

Природные сообщества

1

20.05

35

Обобщающий урок

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

1

27.05

ИТОГО:

35

33

2

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект  (УМК):

1.Учебник Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для  общеобразовательных  учебных заведений - М.: Дрофа, 2011г.

2. Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2013г.

Литература для учителя:

  1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин« Биология «Живой организм» 6 класс:  Методическое пособие к  учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2010

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.

3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: . 2009;

4. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -II.: Дрофа, 2006; 

Литература для обучающихся:

 1.  Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2012г.

2. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология. Экология. Животные: Сборник заданий и зад ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.

3.Красная книга Саратовской области.

Электронные ресурсы:

 

1.  Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),                   Республиканский мультимедиа центр, 2004

 2.   http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 3.   www.bio.nature.ru - научные новости биологии

 4.  www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

 5.  www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....