Рабочая программа по биологии (7 класс)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рыль Нина Ивановна

_

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b7.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/С.В.Михайлова/

                 

Протокол № ______

от «__» ___________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный»

____________/Т. А. Шрайнер/

             

 «____» _______________ 2015 г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ«СОШ пос.Бурный»

__________  /И. Н. Терсина/

 

Приказ № __ от «__»_______2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РЫЛЬ НИНЫ  ИВАНОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО БИОЛОГИИ

в 7 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __ __ от                                   «    »августа  2015г.

        

2015 - 2016  учебный год

  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:  В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»7 класс. - М.: Дрофа, 2014

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа позволяет проводить  учебные занятия с использованием следующих технологий: проблемного, проектного обучения, игровых,  интерактивных, информационно-коммуникационных образовательных технологий;

форм уроков: комбинированного, проектного, проблемно- обучающего, интегрированного урока, урока- лекции,  взаимообучения,  викторины, поиска, игры.

В результате изучения курса  биологии 7 класса ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

уметь

  • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс   7

Учитель     Рыль Нина Ивановна        

Количество часов

Всего -  68 час; в неделю  2 час.

Плановых контрольных уроков _____,  зачетов_9__

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.

Учебник В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011г.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Уроки

Уроки-зачеты

1.

Введение

2

2

2.

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты

2

2

3.

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы

5

4

1

4.

РАЗДЕЛ 3. Царство  Растения.

16

14

2

5.

РАЗДЕЛ 4. Животные

40

34

6

6

РАЗДЕЛ 5. Царство Вирусы

3

3

ИТОГО:

68

59

9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

(70 часов, 2 часа в неделю)           

                   1Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит  изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

          2Знание систематических таксонов не является обязательным.

Введение (2 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Раздел 1.  Царство  Прокариоты (2 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей полцарства Настоящие бактерии).

Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот.

Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Раздел 2.  Царство Грибы (5 часа)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (4 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы2, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Строение плодового тела шляпочного гриба.

Тема 2.2. Лишайники (1 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные — прокариотические организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Раздел 3 Царство  Растения (16 часов)

Тема 3.1.  Общая характеристика растений  (1 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 3. 2. Подцарство  Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторная работа  Строение спирогиры.

Тема 3.. 3.    Подцарство   Высшие   растения (  3   часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные и практические работы

Строение мха кукушкина льна. Строение мха сфагнума. Строение хвоща. Строение папоротника.

Тема3.4. . Отдел Голосеменные растения (3 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.                                                                                             Различные представители голосеменных.

Лабораторная работа

Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны.

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения (7 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные; основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы   Строение шиповника. Строение пшеницы.

Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах

Раздел 4.   Царство Животные (40 часов)

Тема 4.1. Общая характеристика животных  (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ  (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток  простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

Лабораторная работа Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3.  Подцарство  многоклеточные животные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4. 4. Двухслойные животные — кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа.

Лабораторные работы

Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость и  движение гидры.

Тема 4. 5. Трехслойные животные — Плоские черви  (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей — паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6. Первичнополостные — Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа          Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

Лабораторная работа   Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (8 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

      Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

    Лабораторные и практические работы   Внешнее строение речного рака.  Внешнее строение насекомого.

Тема 4.10. Тип Иглокожие1(1час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4. 1.1. Тип Хордовые.  Бесчерепные  животные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2+1 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. 

Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий).

  Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4+1 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

Сравнение внешнего строения млекопитающих разных отрядов. Изучение особенностей строения млекопитающих на муляже.

Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

Основные понятия.

Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двухсторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

Раздел 5.  Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характера их взаимодействия с клеткой.

Заключение  (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Дата

Корректировка

Уроки теоретические

Уроки-

зачёты

план

факт

1.

Введение

1

1

1.1

Многообразие живых организмов

1

03.09

2.

РАЗДЕЛ 1.  ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ

2

2

2.1

Общая характеристика бактерий.

1

06.09

2.2.

Многообразие и значение бактерий

1

10.09

3.

РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ

5

4

1

3.1

Общая характеристика грибов

1

13.09

3.2.

Плесневые грибы

1

17.09

3.3.

Шляпочные грибы

1

20.09

3.4

Лишайники

1

24.09

3.5.

ЗАЧЁТ №1

1

27.09

4.

РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО  РАСТЕНИЯ.

16

13

2

1ч.-ре-зерв

4.1

Общая характеристика царства Растения

1

01.10

4.2.

Подцарство Низшие растения

Строение и жизнедеятельность водорослей

1

04.10

4.3.

Значение и многообразие водорослей

1

08.10

4.4.

Подцарство Высшие растения.

Отдел Моховидные

1

11.10

4.5.

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные

1

15.10

4.6.

Отдел Папоротниковидные

1

18.10

4.7.

Отдел Голосеменные

1

22.10

4.8.

Многообразие голосеменных

1

25.10

4.9.

ЗАЧЁТ № 2  (по темам «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные  растения»)

1

08.11

4.10

Происхождение и строение покрытосеменных растений.

1

12.11

4.11- 4.12

Систематика отдела Покрытосеменные

Семейства класса Двудольные растения

2

15.11- 19.11

4.13-4.14

Семейства класса Однодольные растения

2

22.11-26.11

4.15

Многообразие и распространение покрытосеменных

1

29.11

4.16

ЗАЧЁТ № 3. Отдел Покрытосеменные растения

1

03.12

5.

РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ

40 ч.

34

6

5.1

Подцарство Одноклеточные

3ч.

5.1.1.

Общая характеристика животных

1

06.12

5.1.2.

Строение и жизнедеятельность простейших

1

10.12

5.1.3.

Многообразие и значение простейших

1

13.12

5.2

Подцарство многоклеточные животные.

Двухслойные животные.

4ч.

5.2.1.

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1

17.12

5.2.2.

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных животных.

1

20.12

5.2.3.

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

1

24.12

5.2.4.

ЗАЧЁТ № 4. (Признаки Царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные.)

1

27.12

5.3

Трехслойные животные. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

6ч.

5

1

5.3.1.

Общая характеристика типа Плоские черви.

1

10.01

5.3.2.

Многообразие и значение  плоских червей.

1

14.01

5.3.3.

Первичнополостные. Тип Круглые черви.

1

17.01

5.3.4.

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

1

21.01

5.3.5.

Многообразие кольчатых червей

Презентации уч-ся

1

24.01

5.3.6.

ЗАЧЁТ № 5.  По темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»

1

28.01

5.4

Тип Моллюски. Тип Членистоногие.

Тип Иглокожие.

10ч.

9

1

5.4.1.

Общая характеристика типа Моллюски.

1

31.01

5.4.2.

Многообразие и значение моллюсков.

1

04.02

5.4.3.

Происхождение членистоногих и особенности организации.

1

07.02

5.4.4.

Класс Ракообразные. Образ жизни, строение,  многообразие и значение.

1

11.02

5.4.5.

Класс Паукообразные. Образ жизни, строение,  многообразие и значение.

1

14.02

5.4.6.

Общая характеристика насекомых.

1

18.02

5.4.7.

Размножение и развитие насекомых.

1

21.02

5.4.8.

Значение и многообразие насекомых.

1

25.02

5.4.9.

Тип Иглокожие

1

28.02

5.4.10.

ЗАЧЁТ № 6. ( по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

1

04.03

5.5

ТИП  ХОРДОВЫЕ

17

14

3

5.5.1.

Общая характеристика Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

1

07.03

5.5.2.

Происхождение рыб. Класс Хрящевые рыбы.

1

11.03

5.5.3.

Класс Костные рыбы.

1

14.03

5.5.4.

Общая характеристика  класса Земноводные

1

18.03

5.5.5.

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

1

21.03

5.5.6.

ЗАЧЁТ № 7. (по темам

« Надкласс Рыбы. Класс Земноводные»)

1

25.03

5.5.7.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

1

04.04

5.5.8.

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

08.04

5.5.9.

Общая характеристика класса Птицы.

1

11.04

5.5.10.

Экологические группы птиц.

1

15.04

5.5.11.

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

18.04

5.5.12.

ЗАЧЁТ № 8 по темам  

«Класс Пресмыкающиеся.  Класс Птицы»

1

22.04

5.5.13.

Общая характеристика животных класса Млекопитающие.

1

25.04

5.5.14.

Внутреннее строение млекопитающих.

1

29.04

5.5.15.

Размножение и развитие млекопитающих.

1

06.05

5.5.16.

Многообразие млекопитающих.

1

13.05

5.5.17.

ЗАЧЁТ № 9 по теме «Класс Млекопитающие»

16.05

6.

РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ

3ч.

6.1.

Общая характеристика вирусов

1

20.05

6.2.

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

1

23.05

6.3.

ИТОГОВЫЙ УРОК.

Многообразие живых организмов – результат эволюции.

1

27.05

Итого:

67

1ч-рез-ерв

9

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Лабораторные и практические работы

Дата

Корректировка

Уроки теорети

ческие

Уроки-

зачёты

план

факт

1.

Введение.  Многообразие живых организмов

2

2

1.

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

04.09

2.

Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

1

08.09

2.

Раздел 1.  Царство Прокариоты

2

2

3.

Общая характеристика бактерий.

1

11.09

4.

Многообразие и значение бактерий

1

15.09

3.

Раздел 2. Царство Грибы

5

4

1

5.

Общая характеристика грибов

1

18.09

6.

Плесневые грибы

1

Л.р.№5 «Строение плесневых грибов»

22.09

7.

Шляпочные грибы

1

Л.р.№6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

25.09

8.

Лишайники

1

29.09

9.

Зачёт №1

1

02.10

4.

Раздел 3.   Царство  Растения.

17

15

2

10.

Общая характеристика царства Растения

1

Л.р.№19.2 «Распознавание растений разных отделов»

06.10

11.

Подцарство Низшие растения

Строение и жизнедеятельность водорослей

1

Л.р.№10«Внешнее строение водорослей»

09.10

12.

Значение и многообразие водорослей

1

Л.р.№19.1.                 «Распознавание отделов водорослей»  (по рис.)     

13.10

13.

Подцарство Высшие растения.

Отдел Моховидные

1

Л.р.№19.2.                 «Распознавание растений отдела Моховидные» (по рис.  и герб.)

16.10

14.

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные

1

Л.р.№19.3.                   «Распознавание растений отделов Плауновидные и Хвощевидные» (по рис. и герб.)

20.10

15.

Отдел Папоротниковидные

1

Л.р.№19.4.                  «Распознавание растений отдела Папоротниковидные» (по рис. и герб.) Презентации уч-ся

23.10

16.

Отдел Голосеменные

1

Презентации уч-ся Л.р.№19.4.                 «Распознавание растений отдела Голосеменные» (по рис. и герб.)

27.10

17.

Многообразие голосеменных

1

Л.р.№13 «Изучение строения сосны»

06.11

18.

Зачёт № 2 

(по темам «Подцарство Низшие  растения.  Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные  растения»)

1

10.11

19.

Происхождение и строение покрытосеменных растений.

1

Л.р.№19.5.                      «Распознавание растений отдела Покрытосеменные» (по рис., гербарию и живым  растениям)   Л.р.№14 «Изучение строения  цветковых растений»

13.11

20

Систематика отдела Покрытосеменные.

Семейства класса Двудольные растения. Розоцветные

1

Презентации уч-ся Л.р.№22.1 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные»

17.11

21.

Семейства класса Двудольные растения.  Крестоцветные.

1

20.11

22.

Семейства класса Двудольные растения.  Бобовые.

1

24.11

23.

Семейства класса Однодольные растения

1

Л.р.№22.2 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные» Презентации уч-ся

27.11

24.

Семейства класса Однодольные растения

1

Презентации уч-ся

01.12

25.

Многообразие и распространение покрытосеменных

1

Л.р.№21.                            «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений» (по рисункам и гербарию)

04.12

26.

Зачёт № 3. Отдел Покрытосеменные растения

1

08.12

5.

Раздел 4. Животные

40 ч.

34

6

Подцарство Одноклеточные

3ч.

27.

Общая характеристика животных

1

11.12

28.

Строение и жизнедеятельность простейших

1

15.12

29.

Многообразие и значение простейших

1

18.12

Подцарство многоклеточные животные.

Двухслойные животные.

4ч.

30.

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

1

17.12

31.

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных животных.

1

20.12

32.

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах.

1

Л.р.№21.                         «Распознавание  кишечнополостных животных» (по рис..)

24.12

33.

ЗАЧЁТ № 4. (Признаки Царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные.)

1

27.12

Трехслойные животные. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

6ч.

5

1

34.

Общая характеристика типа Плоские черви.

1

Л.р.№26.2. «Распознавание животных типа Плоские черви»

08.01

35.

Многообразие и значение  плоских червей.

1

Л.р.№25.1. «Выявление                    приспособлений  у плоских червей к среде обитания»

12.01

36.

Первичнополостные. Тип Круглые черви.

1

Л.р.№26.3.«Распознавание животных типа Круглые черви» (рис., влажные препараты)

15.01

37.

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

1

Л.р.№26.4. «Распознавание животных типа Кольчатые черви»

19.01

38.

Многообразие кольчатых червей

Презентации уч-ся

1

Презентации уч-ся Л.р.№23.1                 «Определение принадлежности  кольчатых червей к классам»

22.01

39.

Зачёт № 5.  По темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»

1

26.01

Тип Моллюски.

Тип Членистоногие.

Тип Иглокожие.

10ч

9

1

40.

Общая характеристика типа Моллюски.

1

Л.р.№26.5. «Распознавание животных типа Моллюски»

29.01

41.

Многообразие и значение моллюсков.

1

Л.р.№26.5. «Распознавание животных типа Моллюски»

02.02

42.

Происхождение членистоногих и особенности организации.

1

Л.р.№26.6. «Распознавание животных типа Членистоногие»

05.02

43.

Класс Ракообразные. Образ жизни, строение,  многообразие и значение.

1

Л.р.№25.3. «Выявление                         приспособлений  у ракообразных к среде обитания»

09.02

44.

Класс Паукообразные. Образ жизни, строение,  многообразие и значение.

1

Л.р.№25.4. «Выявление                    приспособлений  у паукообразных к среде обитания»

12.02

45.

Общая характеристика насекомых.

1

Л.р.№25.4. «Выявление                    приспособлений  у насекомых к среде обитания»

16.02

46.

Размножение и развитие насекомых.

1

19.02

47.

Значение и многообразие насекомых.

1

Презентации уч-ся

23.02

48.

Тип Иглокожие

1

Презентации уч-ся

26.02

49.

Зачёт № 6. ( по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

1

09.03

Тип  Хордовые

17

14

3

50.

Общая характеристика Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

1

Л.р.№26.7. «Распознавание животных типа Хордовые»

12.03

51.

Происхождение рыб. Класс Хрящевые рыбы.

1

Презентации уч-ся Л.р.№25.5. «Выявление                    приспособлений  у хрящевых рыб к среде обитания»

16.03

52.

Класс Костные рыбы.

1

Презентации уч-ся Л.р.№23.5    «Определение принадлежности костных рыб  к отрядам»                 Л.р.№16. «Выявление особенностей строения рыб в связи с образом жизни»

19.03

53.

Общая характеристика  класса Земноводные

1

Л.р.№17.     «Выявление особенностей строения лягушки в связи с образом жизни»

23.03

54.

Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека.

1

Презентации уч-ся

Л.р.№23.6 «Определение принадлежности земноводных  к отрядам»

Л.р.№25.6. «Выявление                    приспособлений  у земноводных  к среде обитания»

02.04

55.

Зачёт № 7. (по темам

« Надкласс Рыбы. Класс Земноводные»)

1

06.04

56.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.

1

Л.р.№25.7. «Выявление приспособлений  у пресмыкающихся  к среде обитания»

09.04

57.

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

Презентации уч-ся

Л.р.№23.7 «Определение принадлежности пресмыкающихся  к отрядам»

13.04

58.

Общая характеристика класса Птицы.

1

Л.р.№18.  «Выявление особенностей  внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

16.04

59..

Экологические группы птиц.

1

Презентации уч-ся Л.р.№25.8. «Выявление           приспособлений  у птиц к среде обитания»

20.04

60.

Роль птиц в природе и жизни человека.

1

Презентации уч-ся Л.р.№27. «распознавание домашних жи- вотных (птиц)»

23.04

61.

Зачёт № 8 по темам  

«Класс Пресмыкающиеся.  Класс Птицы»

1

27.04

62.

Общая характеристика животных класса Млекопитающие.

1

30.04

63.

Внутреннее строение млекопитающих.

1

04.05

64.

Размножение и развитие млекопитающих.

1

07.05

65.

Многообразие млекопитающих.

1

Презентации уч-ся Л.р.№23.8. «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам»

11.05

66.

Зачёт № 9 по теме «Класс Млекопитающие»

1

14.05

Раздел 5. Царство Вирусы

67.

Общая характеристика вирусов

1

1805

68.

Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

1

Презентации уч-ся

21.05

69.

ИТОГОВЫЙ УРОК.

Многообразие живых организмов – результат эволюции.

1

25.05-

28.05

Итого:

69

60

9

(Л.р. – 39)

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект  (УМК):

1.Учебник В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2011г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2014 

Литература для учителя:

  1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин« Биология «Многообразие живых организмов» 7класс:  Методическое пособие к  учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2010

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.

3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: . 2009;

4. В.Ф. Шкель «Здоровьезберегающие технологии в учебном процессе»  Саратов 2009г.

5. В.Ф. Шкель  Проектные технологии в учебном процессе Саратов 2009г.

6. Л.В. Сорокина Тематические игры и праздники по биологии Москва 2010г.

7. Т.А. Ловкова  «Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 классы» М.2011г.

Литература для обучающихся:

1. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология. Экология. Животные: Сборник заданий и зад ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.

2.Красная книга Саратовской области.

Электронные ресурсы:

1.  Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),                   Республиканский мультимедиа центр, 2004

 2.   http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

 3.   www.bio.nature.ru - научные новости биологии

 4.  www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

 5.  www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....