Рабочая программа по биологии (8 класс)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рыль Нина Ивановна

_

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b8.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/С.В.Михайлова/

                 

Протокол № ______

от «__» _________ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный»

____________/_Т. А. Шрайнер/

             

 «____»_________ 2015 г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ«СОШ пос.Бурный»

__________  /_И. Н. Терсина/

 

Приказ № __ от «__»_______ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

РЫЛЬ НИНЫ  ИВАНОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО БИОЛОГИИ

в 8 классе

базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__от                                 «    »августа  2015г.

        

2015 - 2016  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.) - полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предназначена  для  обучающихся 8-го класса и предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования: 

  • Освоение знаний: о биологических системах ("клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о человеке как части живой природы; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
  • Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологии; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственность целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей; также с возрастными особенностями развития учащихся.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую

программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные        Примерной программой.

  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И. Сонин. Биология. Человек.. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа позволяет проводить  учебные занятия с использованием следующих технологий: проблемного, проектного обучения, игровых,  интерактивных, информационно-коммуникационных образовательных технологий;

форм уроков: комбинированного, проектного, проблемно- обучающего, интегрированного урока, урока- лекции,  взаимообучения,  викторины, поиска, игры.

В результате изучения  курса «Биология. Человек» ученик должен

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, особенности высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,  опасные для человека растения и животных.
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника,в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

   

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                              

Класс   8

Учитель     Рыль Нина Ивановна

Количество часов  

Всего- 68 часов; в неделю  -  2 часа.

Зачетов - 8

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011г.

Учебник – Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011г.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Уроки

Уроки-зачеты

1.

Темы 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.

1

1

2.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

1

3.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

4

3

1

4.

Тема 5. Координация и регуляция

12

11

1

5.

Тема 6. Опора и движение

8

   7

1

6

Темы  7- 8.  Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.

8

7

1

7.

Тема 9. Дыхание.

5

4

1

8.

Темы 10-11. Пищеварение. Обмен веществ и энергии.

10

9

1

9.

Темы 12-13. Выделение. Покровы тела.

6

5

1

10.

Тема 14. Размножение и развитие.

3

3

11.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

9

8

1

12.

Обобщающий урок

1

1

ИТОГО:

68

60

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ

(68 часов; 2 часа в неделю)

   Тема 1 - 2.    Место человека в системе органического мира.    Происхождение человека         (1 час)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

 Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», иллюстраций остатков материальной первобытной культуры человека,  иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека                    (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4.  Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные  работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные  работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

 Лабораторные работы

Изучение внешнего строения костей.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7-8. Внутренняя среда организма.  Транспорт веществ (8 часа)

   Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

  Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Практические работы                                                                                                                                                              Измерение   кровяного давления

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. 

Изучение   приёмов оказания первой помощи при кровотечениях.

Тема 9. Дыхание (5 часов).

     Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа

Определение частоты дыхания.

Тема 10 – 11.. Пищеварение.  Обмен веществ и энергии (10 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные  работы

Действие ферментов слюны на крахмал

Практические работы 

Измерение массы и роста своего тела

Определение норм рационального питания.

         

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

 Тема 12- 13.  Выделение.  Покровы тела  (6 часа)

    Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.  Демонстрация модели почек.

  Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека.. Производные кожи.

 Тема 14. Размножение и развитие. (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

 Тема 15. Высшая нервная деятельность  (9 часов)

       Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Обобщение (1час)

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Дата

Корректи-ровка

Уроки

 Уроки-зачеты

план

факт

Темы 1-2. Место человека в системе органического мира. Происхождение человека.

1

1

1

Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них.

1

04.09

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

1

2

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

1

08.09

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

4

3

1

3

Клеточное строение организма

1

11.09

4

Ткани.

Лабораторная работа 1  «Изучение микроскопического строения тканей»

1

15.09

5

Органы. Системы органов.                  Лабораторная работа 2  «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»

1

18.09

6

Зачёт 1 по теме «Общий обзор организма человека»

1

22.09

Тема 5. Координация и регуляция

12

11

1

7

Гуморальная регуляция

1

25.09

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

29.09

9

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

1

02.10

10

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1

06.10

11

Спинной мозг, строение и функции.

1

09.10

12

Головной  мозг, строение и функции 

Лабораторная работа 3  «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

1

13.10

13

Соматическая и вегетативная нервная система.

1

16.10

14

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

20.10

15

Орган зрения и зрительный анализатор.

  Лабораторная работа 4  «Изучение изменения размера зрачка»

1

23.10

16

Нарушения зрения, их профилактика.

1

27.10

17

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

10.11

18

Зачёт 2. По теме «Координация и регуляция»

1

13.11

Тема 6. Опора и движение

8

7

1

19

Скелет. Строение, состав и соединения костей.

1

17.11

20

Скелет головы и туловища.

1

20.11

21

Скелет конечностей.

Лабораторная работа 5  «Изучение внешнего вида отдельных костей»

1

24.11

22

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов переломах костей

1

27.11

23

Мышцы. Работа мышц.

Лабораторная работа 6  

«Выявление влияния                             статической и  динамической работы на утомление мышц»

1

01..12

24

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

1

04.12

25

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

08.12

26

Зачёт 3. По теме «Опора и движение»

1

11.12

Темы  7- 8.  Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.

8

7

1

27

Внутренняя среда организма. Кровь, её функции. Клетки крови. Плазма крови.

Лабораторная работа 7

 «Изучение микроскопического строения крови»

1

15.12

28

Иммунитет

1

18.12

29

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

22.12

30

Транспорт веществ. Кровеносная система.

1

25.12

31

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

1

29.12

32

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Практическая работа 1.

«Измерение   кровяного давления»

Практическая работа 2.

 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

1

08.01

33

Заболевание сердечнососудистой системы, их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Виртуальная практическая работа 3 «Изучение   приёмов оказания первой помощи при кровотечениях»

1

12.01

34

Зачёт № 4 по темам Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

1

15.01

Тема 9. Дыхание.

5

4

1

35

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

19.01

36

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания

Лабораторная работа 8

 «Определение частоты дыхания»

1

22.01

37

Заболевания органов дыхания и их профилактика

1

26.01

38

Приемы оказания первой помощи отравлении угарным газом, спасении утопающих.                                

1

29.01

39

Зачёт 5. По теме Дыхание»

1

02.02

Темы 10-11. Пищеварение. Обмен веществ и энергии.

10

9

1

40

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

1

05.02

41

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

1

09.02

42

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

Лабораторная работа 9 «Действие ферментов слюны на крахмал»

1

12.02

43

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

1

16.02

44

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

19.02

45

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Практическая работа 4 «Измерение массы и роста своего тела»

1

26.02

46

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.

1

02.03

47

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

Практическая работа 5 «Определение норм         рационального питания»

1

05.03

48

Витамины, их роль в организме

1

09.03

49

Зачёт  6. По темам «Пищеварительная система. Обмен веществ»

1

12.03

Темы 12-13.

Выделение. Покровы тела.

6

5

1

50

Органы выделения. Строение и функции почек.

1

16.03

51

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

1

19.03

52

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

23.03

53

Роль кожи в теплорегуляции.

02.04

54

Уход за кожей,  волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

06.04

55

Зачёт 7  по темам «Выделение.  Кожа»

1

09.04

Тема 14. Размножение и развитие.

  3

56

Система органов размножения

1

13.04

57

Внутриутробное развитие организма.

Развитие после рождения.

1

16.04

58

Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

1

20.04

Тема 15.   Высшая нервная деятельность человека

  9

8

1

59

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности.

1

23.04

60

Врождённые и приобретённые формы поведения.

1

27.04

61

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

30.04

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление.

1

04.05

63

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции.

1

07.05

64

Индивидуальные особенности личности.

1

11.05

65

Гигиена умственного труда.

1

14.05

66

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Практическая работа 6

«Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье»

1

18.05

87.

Зачёт  8 по теме « Высшая нервная деятельность»

1

21.05

68

Обобщающий урок.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Организм человека – единое целое.

1

1

26.05

Итого:

 68ч.

60

8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект  (УМК):

          1.Учебник Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник  для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011г.

2. Тетрадь с печатной основой: Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек 8 класс. - М.: Дрофа, 2014.

Литература для учителя:

         1. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек»8 класс: Методическое пособие к учебнику  Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2008;

2.        Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.

3.        Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: . 2009;

4.        Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008г.

5.        Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.:  Просвещение,2008.

      6.        Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2009.

Литература для обучающихся:

          1.  Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс - М.: Дрофа, 2012

2. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005.

Электронные ресурсы:

        1.   Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),               Республиканский мультимедиа центр, 2004

2.   http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

3.   www.bio.nature.ru - научные новости биологии

4.  www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

5.  www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....