Урок-игра по теме "Грибы" (обобщающий урок)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Обобщение материала по теме "Грибы" в игровой форме позволит проверить насколько хорошо был усвоен материал по данной теме и повысит интерес к предмету биология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_griby.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Новикова М.А.

Обобщающий урок-игра по теме «Грибы» - 6 класс

Цель урока: Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся о грибах:

                      основные понятия и термины о грибах;

                      почему грибы выделены в отдельное царство;

                      умение отличать съедобные и несъедобные грибы;

                      правила сбора грибов.

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Наша игра посвящена царству «Грибы». Она позволит проверить, насколько хорошо усвоен материал по этой теме: как они устроены, особенности их жизнедеятельности, отношения с другими организмами.

Класс заранее делится на 5-6 групп. Каждая группа выбирает капитана, название, делают эмблемы, придумывают свой лозунг или девиз.

Этап I – Представление команд.

Длительность не более 1 минуты.

Этап II – Разминка.

Быстро поднять руку и ответить на вопрос, заработав жетон (максимум - 10 баллов):

 

Специализированная клетка, с помощью которой происходит бесполое размножение грибов – СПОРА

Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ

Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА

Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию – ГРИБНИЦЫ ( МИКОРИЗЫ)

Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ, а если покрыт пластинками, то – ПЛАСТИНЧАТЫЕ

Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ

Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ

Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ

Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН

Этап III – «Царь-царевич, Король-королевич»

Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Ни растение, ни зверь!

Общее есть и с тем и с другим.

Вы назовёте, а мы утвердим!

За 5 минут каждая команда должна заполнить табличку, сделав вывод и объяснив, почему грибы относят к отдельному Царству

Общее между грибами и растениями

Общее между грибами и животными

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

Группы меняются листочками по часовой стрелке, делают проверку и высказывают комментарии.

Этап IV - «Грибной кузовок»

Соедините шляпки и ножки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдёте их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху.

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: -КУ – КА – РЕ – КУ!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

Из под ёлки фыркнул Ёж:

- Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха.

КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК,

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК,

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО,

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – НОК – ВОЛ - ОВ -  О.

Соединив слоги между собой, скажите, какие 8 известных грибов принёс Петушок – грибник из леса в кузовке. Ответы: (маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка).

Этап V – «Фоторобот»

Каждой группе раздаются карточки с рисунками, фотографиями грибов. По их внешнему виду – по «фотороботу», надо их разделить на две группы: «преступников» - несъедобные, ядовитые грибы и «невиновных» - съедобные грибы.

Этап VI – «Биография гриба»

Командам даны карточки, из которых нужно составить название гриба и составить биографию по плану:

1.Название гриба.

2.Местообитание.

3.Тип питания.

4.Строение.

5.Размножение.

6.Значение в жизни человека.

Этап VII – «Итоговое тестовое задание»

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4.Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

М) мукор

И) трутовик

К) фитофтора

7.К пластинчатым грибам относится

Ц) лисичка

О) подосиновик

М) маслёнок

8.Половое размножение у грибов происходит

А) при слиянии специализированных клеток

Г) с помощью спор

У) почкованием

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Ключевое слово – ГРИБНИЦА. Если оно у вас получилось, значит вы на все вопросы ответили верно.

В конце игры каждая команда подводит итоги, подсчитывая общее количество баллов. Ставятся оценки группам и определяются места.За тест ставится отдельная оценка каждому учащемуся.

Рефлексия: оценочные листы, в которых учащиеся должны оценить работу группы в целом и работу каждого участника.

Подведение итогов.

Самоанализ обобщающего урока по теме «Грибы».

1.Тема: обобщающий урок по теме «Грибы».

2.Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

3.Форма урока: урок – игра.

4.Это предпоследний урок в разделе «Грибы».

5.Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о грибах.

6.Применяемые технологии:

1) игровые: основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Используя данную технологию становится возможным  применить предметные знания в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации;

2) информационные: презентация к уроку;

3) здоровьесберегающие: физкультминутка; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

4) тестовые: итоговый тест;

5) групповые.

 Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию.

Были соблюдены этапы урока: актуализация, целеполагание, обобщение и систематизация знаний в игровой форме, закрепление, домашнее задание.

На этапе актуализации знаний учащимся предлагалось вспомнить все царства живой природы, особенности царства грибов, типы грибов.

Цели к уроку были сформулированы учениками совместно с учителем.

Этап обобщения и систематизации материала проходил в игровой форме. Ребятам предлагались различные задания для реализации задач урока. Выбранная форма урока позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Закрепление материала прослеживалось на каждом этапе игры отдельно.

Учащимся было дано домашнее задание: подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Грибы».

На уроке были достигнуты поставленные задачи.

 При планировании урока были составлены задания в соответствии со способностями класса.

При подготовке и проведении   урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На уроке применялись разные методы обучения: устный и письменный контроль, рассказ, беседа, использование презентации, коммуникативные, работа с учебником, диалог, выполнение заданий по заданному алгоритму, сопоставление и сравнение.

На уроке преобладала фронтальная (коллективная) работа с элементами индивидуальной работы.

В конце урока была проведена рефлексия в форме оценочных листов и подведены итоги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок-игра как нетрадиционная форма урока немецкого языка

статья об игровой методике на уроках немецкого языка...

Сценарий урока-игры "Мы знаем алфавит" (урок во 2 классе)

Урок- игра для второклассников с готовыми заданиями....

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...