Программа по биологии, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Щеголева Ольга

В основу курса физиологии человека и животных заложено представление о функционировании целостного организма. При рассмотрении разных функций неизбежно приходится кратко повторять роль всех связанных с ними систем, так как в организме работа многих систем органов сопряжена, а функции имеют циклический характер. Это обстоятельство позволяет активизировать учеников, так как постоянно происходит повторение изученного материала и рассмотрение основных систем органов с разных позиций. Еще одной спецификой программы для 8-го класса является включение психологического раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_8.doc679.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла "Хореография" Кировского района Санкт-Петербурга

РАСМОТРЕНА

На заседании МО

_________________________

«___»___________2016 года

СОГЛАСОВАНА

Зам. Директора по УВР

_______________________

«___»____________2016 года

УТВЕРЖДЕНА»

Директор ГБОУ СОШ № 654

_________________________

«___»____________2016 года

Рабочая программа учебного курса Биология, 8 класс

Учитель

Григорьева Ольга Ильинична

2016-2017


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс: Биология (Человек).

(68 часов 2 часа в неделю) Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании обязательного минимума, с учетом времени отводимого в Базисном учебном плане, нормативов установленных приказом «о нормализации учебной нагрузки обучающихся», на основе программы        авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии, М., изд. центр "Вентана-Граф", 2008. -72 с.) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.        "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год). Курс рассчитан на один год 68ч по 2 часа в неделю.

Актуальность. В основу курса физиологии человека и животных заложено представление о функционировании целостного организма. При рассмотрении разных функций неизбежно приходится кратко повторять роль всех связанных с ними систем, так как в организме работа многих систем органов сопряжена, а функции имеют циклический характер. Это обстоятельство позволяет активизировать учеников, так как постоянно происходит повторение изученного материала и рассмотрение основных систем органов с разных позиций. Еще одной спецификой программы для 8-го класса является включение психологического раздела.

Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсе «Многообразие живых организмов» 7 класс.

Программа адресована учащимся 8 класса ГБОУ СОШ № 654 Кировского района г. Санкт-Петербурга.

Цель: раскрыть анатомические, физиологические, цитологические, санитарно-гигиенические и        медицинские        понятия. Курс        обеспечивает        установление        взаимосвязей        предметов биологического цикла, а также взаимосвязь с химией, физикой, экологией.     Программа предусматривает     проведение        лабораторных     работ        и        самонаблюдений,     что        будет способствовать развитию самостоятельности учащихся.                                         формирование здорового образа жизни (здоровье как непроходящая ценность для человека, семьи, общества), научно-обоснованных норм поведения с целью профилактики СПИДа наркомании, алкоголизма, табакокурения и др. заболеваний

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни 

Задачи:

  1. Обучения:

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования        через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.

- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий

  1. Развития:

Создать условия для         развити у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  1. Воспитания:

Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.

Программа разработана на основе следующих документов и литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
  • Примерная программа основного общего образования по биологии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-11 классы –М.; Вентана - Граф, 2014
  •  Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • Учебник – Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Проф. В. М. Константинова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2008 г.


Содержание учебной программы:

Тема 1. " Организм человека. Общий обзор" - 6 часов.

 Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Еѐ преимущества и издержки. Зависимость человека, как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

В соответствии со стандартом биологического образования

Учащиеся должны знать

 на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный
  •  место человека в живой природе
  • биосоциальную природу человека
  • строение клетки
  • краткие сведения о строении и функциях основных тканей
  • основные процессы жизнедеятельности клетки
  • расположение основных органов в организме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями
  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма
  • уровни организации организма
  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма

Учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом
  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей
  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

 на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных
  • скелет человека, его отделы
  • типы соединения костей
  • виды костей
  • рост костей
  • мышцы, их функции
  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц
  • утомление
  • роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы

 повреждения скелета

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением
  • микроскопическое строение костей
  • основные группы мышц тела человека
  • работа мышц: статическая и динамическая
  • роль нервной системы в регуляции деятельности мышц

Тема 3. "Кровь и кровообращение". - 8 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма
  • значение крови и кровообращения
  • состав крови
  • иммунитет
  • СПИД
  • группы крови
  • переливание крови
  • инфекционные заболевания и меры борьбы с ними
  • органы кровообращения
  • строение сердца
  • круги кровообращений

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма
  • свойства крови
  • состав плазмы
  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями
  • резус-фактор
  • донорство
  • виды иммунитета
  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете
  • виды кровотечений
  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний
  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

  • особенности строения сосудов
  • работа сердца
  • движение крови по сосудам
  • кровяное давление
  • нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов
  • лимфообращение

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках
  • определять пульс
  • оказывать первую помощь при кровотечениях
  • соблюдать правила общения с инфекционными больными
  • выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных
  • определять кровяное давление

термины и понятия, которые необходимо знать

 на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)
  • плазма (стр.69)
  • эритроциты (стр.70)
  • лейкоциты (стр.70)
  • свертывание крови (стр.69)
  • фагоцитоз (стр.71)
  • иммунитет (стр.73)
  • вакцина (стр.75)
  • прививка (стр.74)
  • группы крови (стр.77)
  • артерии (стр.81)
  • вены (стр.81)
  • капилляры (стр.81)
  • большой круг кровообращения (стр.81)
  • малый круг кровообращения (стр.82)
  • предсердия (стр.80)
  • желудочки (стр.80)
  • клапаны (стр.80)
  • автоматия сердца (стр.91)
  • капиллярное кровотечение (стр.96)
  • артериальное кровотечение (стр.96)
  • венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)
  • лимфа (стр.68)
  • тромбоциты (стр.70)
  • фибриноген (стр.69)
  • фибрин (стр.69)
  • иммунитет клеточный (стр.74)
  • иммунитет гуморальный (стр.74)
  • тимус (стр.74)
  • донор (стр.78)
  • изоантигены (стр.77)
  • гемоглобин (стр.70)
  • лимфатическая система (стр.74)
  • лимфатические узлы (стр.74)
  • реципиент (стр.78)
  • кровяное давление (стр.86)
  • инфаркт (стр.86)
  • инсульт (стр.86)

Тема 4. "Дыхательная система" - 6 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать:

на базовом уровне:

  • значение дыхания
  • строение и функции органов дыхания
  • жизненная емкость легких
  • инфекционные болезни: грипп, туберкулез
  • гигиена органов дыхания
  • вредное влияние курения на органы дыхания
  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных путей в связи с их функциями
  • дыхательные движения
  • газообмен в легких и тканях
  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания
  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов
  • охрана воздушной среды

учащиеся должны уметь:

 на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах органы дыхания
  • владеть приемами искусственного дыхания

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями
  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • воздухоносные пути (стр.101)
  • плевра (стр.103)
  • грипп (стр.111)
  • туберкулез (стр.112)
  • жизненная емкость легких (стр.114)

на повышенном уровне

  • спирометр (стр.114)
  • легочное дыхание (стр.104)
  • тканевое дыхание (стр.104)
  • эфизема легких (стр.107)
  • реанимация (стр.118)

Тема 5. "Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины» " - 9 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты
  • питательные вещества
  • строение и функции органов пищеварения
  • зубы, виды зубов
  • пищеварительные железы
  • всасывание
  • гигиена питания
  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
  • влияние никотина и алкоголя на пищеварение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения
  • пищеварительные ферменты, их значение
  • внутреннее строение зуба
  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения
  • функции пищеварительных желез
  • регуляция процессов пищеварения

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищеварения
  • владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями
  • определять топографию органов пищеварения

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты (стр.122-123)
  • питательные вещества (стр.122-123)
  • пищеварение (стр.125)
  • пищеварительные железы (стр.125-128)
  • зуб: коронка, шейка корень (стр.130)
  • резцы, клыки, большие и малые коренные (стр.130)
  • дизентерия (стр.141)
  • холера (стр.141)

на повышенном уровне:

  • ферменты (стр.132, 133, 135)
  • аппендикс (стр.127)
  • лизоцим (стр.132)
  • эмаль, дентин, пульпа (стр.130)
  • пристеночное пищеварение (стр.135)
  • фистула (стр.138)
  • гастрит (стр.142)
  • цирроз

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

 на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии
  • пластический обмен, энергетический об-мен и их значение
  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей
  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ
  • витамины
  • способы сохранения витаминов в пищевых продуктах
  • рациональное питание
  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергетического обмена
  • обмен воды и минеральных солей
  • обмен органических веществ
  • роль витаминов в обмене веществ
  • нормы питания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • обмен веществ (стр.147)
  • пластический обмен (стр.147)
  • энергетический обмен (стр.148)
  • витамины (стр.153)
  • авитаминоз (стр.153)
  • цинга (стр.154) рахит (стр.154)

на повышенном уровне:

  • гиповитаминоз (стр.153)
  • гипервитаминоз (стр.153)
  • гликоген (стр.154)
  • бери-бери (стр.154)

Тема 6 " Мочевыделительная система". – 3 часа

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний. Гигиеническая оценка питьевой воды.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения
  • органы мочевыделительной системы
  • профилактика заболеваний почек
  • строение и функции кожи
  • роль кожи в терморегуляции
  • закаливание организма
  • первая помощь при поражении кожи
  • гигиенические требования к одежде и обуви

  • на повышенном уровне:
  • микроскопическое строение почек
  • образование первичной и вторичной мочи
  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями
  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы.

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций выделительной системы с функциями других систем органов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка (стр.158)

на повышенном уровне:

  • нефрон, капсула и каналец нефрона (стр.157)

Тема 7. "Кожа" - 3 часа

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражения. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

 на базовом уровне:

  • строение и функции кожи
  • роль кожи в терморегуляции
  • закаливание организма
  • первая помощь при поражении кожи
  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями
  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов
  • обосновывать гигиенические правила

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

на повышенном уровне:

  • эпидермис (стр.163)
  • дерма (стр.163)
  • гиподерма (стр.163)
  • пигменты (стр.163)
  • закаливание (стр.168)
  • терморегуляция (стр.168)

  • рецепторы (стр.163)
  • меланин (стр.163)
  • альбинизм (стр.163)
  • термический и химический ожоги (стр.166)

Тема 8. "Нервно-гуморальная регуляция" - 7 часов

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Железы внутренней секреции

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • гормоны (стр.173)
  • адреналин (стр.176)
  • инсулин (стр.176)
  • гормон роста (стр.177)
  • тироксин

на повышенном уровне

  • сахарный диабет (стр.175)
  • кретинизм (стр.175)
  • микседема (стр.175)
  • базедова болезнь (стр.175)

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

 на базовом уровне:

  • значение нервной системы
  • отделы нервной системы
  • строение и функции спинного мозга
  • строение и функции головного мозга
  • факторы, нарушающие функции нервной системы

на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы
  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением
  • вегетативная и соматическая нервные системы

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга 

на повышенном уровне:

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • центральная нервная система (стр.178)
  • периферическая нервная система (стр.178)
  • серое вещество (стр.187)
  • белое вещество (стр.187)
  • спиномозговая жидкость (стр.186)
  • продолговатый мозг (стр. 190)
  • мозжечок (стр.190)
  • средний мозг (стр.190)
  • промежуточный мозг
  • кора (стр.190)
  • большие полушария головного мозга (стр.191)

на повышенном уровне

  • чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)
  • вегетативные узлы (стр.180)
  • симпатический отдел (стр.181)
  • парасимпатический отдел (стр.181)
  • мост (стр.190)
  • ядра (стр.190)
  • таламус (стр.191)
  • гипоталамус (стр.191)

Тема 9. " Органы чувств. Анализаторы". - 5 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • органы чувств и их значение
  • строение и функции органов зрения и слуха
  • гигиена зрения
  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • анализаторы
  • взаимодействие анализаторов
  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • узнавать на моделях части органов зрения и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий
  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • белочная оболочка (стр.198)
  • роговица (стр.198)
  • сосудистая оболочка (стр.198)
  • радужка (стр.198)
  • зрачок (стр.198)
  • хрусталик (стр.198)
  • стекловидное тело (стр.198)
  • сетчатка (стр.199)
  • палочки (стр.199)
  • колбочки (стр.199)
  • дальнозоркость (стр.201)
  • близорукость (стр.201)
  • барабанная перепонка (стр.203)
  • слуховые косточки (стр.204)
  •  слуховая труба (стр.204)

на повышенном уровне

  • анализатор (стр.196)
  • желтое пятно (стр.200)
  • вестибулярный аппарат (стр.206)
  • децибел (стр.205)
  • тактильные рецепторы (стр.208)
  • токсикомания (стр.209)
  • обонятельные рецепторы (стр.209)
  • вкусовые рецепторы

Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД
  • характеристика условных и безусловных рефлексов
  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга
  • значение сна
  • гигиена умственного и физического труда
  • режим дня школьника
  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД
  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение
  • социальная обусловленность поведения человека
  • изменение работоспособности в трудовом процессе
  • профилактика нервно-психических расстройств

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти
  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные рефлексы
  • вырабатывать условные рефлексы у домашних животных

термины и понятия, которые необходимо знать

 на базовом уровне:

  • поведение (стр.215)
  • мышление (стр.216)
  • сон (стр.222)
  • сновидения (стр.222)
  • память (стр.225)
  • воображение (стр.225)
  • мышление (стр.226)
  • воля (стр.227)
  • эмоции (стр.228)
  • внимание (стр.230)
  • работоспособность (стр.232)

на повышенном уровне

  • импринтинг (стр.214)
  • динамический стереотип (стр.215)
  • рассудочная деятельность (стр.217)
  • торможение (стр.219)
  • явление доминанты (стр.220)
  • быстрый сон (стр.222)
  • медленный сон (стр.222)
  • ощущения (стр.224)
  • восприятия (стр.224)
  • динамический стереотип (стр.233)

Тема 11. "Индивидуальное развитие человека" – 3 часа

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения
  • оплодотворение и внутриутробное развитие
  • рождение ребенка
  • рост и развитие ребенка
  • характеристику подросткового периода
  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного развития
  • периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические изменения)
  • условия правильного развития биосоциального существа

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • яичники (стр.238)
  • яйцеклетка (стр.238)
  • семенники (стр.239)
  • сперматозоиды (стр.239)
  • половое размножение (стр.240)
  • оплодотворение (стр.244)
  • матка (стр.244)
  • плацента (стр.244)
  • пуповина (стр.244)
  • рост (стр.246)
  • развитие (стр.246)

на повышенном уровне

  • эмбриональный период
  • плодный период
  • постэмбриональный период
  • акселерация
  • физиологическая зрелость
  • психологическая зрелость
  • социальная зрелость

Итоговое повторение (Резервные уроки) 4 часа

«Анатомия, физиология и гигиена» в терминах. Итоговый контроль за курс 8 класса.

Использованы следующие сокращения:

Урок актуализации знаний – УАЗ Урок изучения нового материала - УН

Урок обобщения и систематизации знаний - УОИСЗ

Урок комплексного применения знаний - УКПЗ

Комбинированный урок – КУ, Урок контроля – УК, Урок – мозаика УМ


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Четверть

Название темы

Количество часов

В том числе

Теория

Лабораторные

Контрольные

1

I

Организм человека. Общий обзор

6

4

1

1

2

I

Опорно-двигательная система

8

5

2

1

3

I

Кровь и кровообращение.

8

4

II

Кровь и кровообращение.

3

1

4

II

Дыхательная система

6

4

1

1

5

II

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины.

9

3

1

Ш

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

1

1

6

Ш

Мочевыделительная система.

3

3

7

Ш

Кожа.

3

2

1

8

Ш

Нервно-гуморальная регуляция

7

6

1

9

Ш

Органы чувств. Анализаторы.

5

2

IV

Органы чувств. Анализаторы.

2

1

10

IV

Поведение и психика.

6

5

1

11

IV

Индивидуальное развитие человека

3

3

12

IV

Итоговое повторение.

4

3

1

Итого:

68

52

7

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

дата

Наименование разделов и тем программы

Кол часов

Тип урока

Содержание учебной деятельности

Наглядные пособия, оборудование, ТСО

Домашнее задание

Тема 1. Организм человека. Общий обзор. (6ч)

1.

«Введение: биологическая и социальная природа человека»

1

УН

Знакомство с курсом

таблица «Внутренние органы человека», м/медийная презентация на тему урока

Изучить особенности биосоциальной природы человека

2.

«Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена».

1

УН

биологическая и социальная природа человека уровни организации организма: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный; гомеостаз; саморегуляция

анатомия; физиология; гигиена; антропология;

Мультимедийное оборудование

сообщения об ученых-физиологах и анатомах

§ 1, вспомнить основные систематические категории

3.

«Структура тела. Место человека в живой природе».

1

КУ

Орган; физиологическая система органов; аппарат органов; полости тела; внутренние органы; Место человека в системе живой природы: тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный; рудименты; атавизмы;

Муляж торса человека, таблица «Внутренние органы человека», м/медийная презентация на тему урока

§2

Изучить таб. 1

4.

«Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность».

1

КУ

жизнедеятельность клетки: обмен веществ и энергии, раздражимость, возбуждение, рост, развитие; деление клетки: митоз, мейоз;

м/медийная презентация на тему урока, химический стакан, пероксид (перекись) водорода; клубень картофеля

§3. Термины и основные понятия урока , знать расположение внутренних органов

5.

«Ткани».

«Системы органов»

Лабораторная работа «Ткани»

1

УН

ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная; гуморальная регуляция: гормоны; нервная регуляция: нервные импульсы; нервная система: соматическая, вегетативная; железы: внешней секреции, внутренней секреции, смешанной секреции; гиперфункция и гипофункция железы;
Л.р.№1.
 Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Презентация, микроскопы, набор препаратов для ЛР

Презентация, портрет И.М.Сеченова, 4 микроскопа с образцами тканей на столе учителя

§ 4. , зап. Табл. кроссворд

§ 5, 48 изучить тему

6

Контрольная раб. № 1 «Строение клетки и ткани организма человека»

1

УК

Контроль знаний темы №1

Тесты в формате ОГЭ

Задания нет

Тема 2. Опорно-двигательная система. ( 8 ч)

7

«Скелет: строение, состав и соединение костей».

1

УН

вещество кости: губчатое, компактное; кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные; соединения костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное;

Презентация, скелет человека, череп, лабораторное оборудование

§ 6. Вопросы после параграфа

8

«Скелет головы, туловища, конечностей».

1

УН

череп: мозговой отдел, лицевой отдел; позвоночник; грудная клетка; скелет верхних конечностей: скелет плечевого пояса, скелет свободной конечности; скелет нижних конечностей: скелет тазового пояса, скелет свободной конечности;

Презентация, скелет и череп человека, набор позвонков

§ 7,8 оформить таблицу.

9

«Первая помощь при повреждениях скелета»

Лабораторная работа «Скелет человека»

1

КУ

травма; шок; травматизм; растяжение; вывих; ушиб; переломы: закрытые, открытые; первая помощь

ЛР № 2 «Скелет человека»

Презентация, скелет и череп человека, набор позвонков

§9. Стр. 48 вопросы на стр. 50.Упражнения в наложении шин

10

«Мышцы. Работа мышц»

1

УН

Мышца: брюшко, фасция, сухожилие; мышцы головы: жевательные, мимические; мышцы шеи; мышцы туловища: спины, груди, живота; мышцы конечностей: верхних, нижних; возбудимость;

сократимость; двигательная единица мышцы; синергисты, антагонисты;

Презентация, торс и скелет человека; шины и перевязочный материал

гантель

§ 10 с.51 , отв. на вопросы с. 54 §11, С.55, термины

11

«Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы».

1

КУ

тренировочный эффект; гиподинамия; атрофия мышц; утомление; отдых: активный, пассивный; работа: статическая, динамическая; гигиена труда;

рахит; тренировка; производственная гимнастика; осанка; остеохондроз; сколиоз; плоскостопие

Презентация, скелет человека

§ 12,13 Повторить тему «Опора и движение»

12

Лабораторный практикум Влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения

1

КУ

Л.р.№ 3,Влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

Презентация, скелет и торс человека

Проверить правильность осанки (с. 59), наличие плоскостопия 9 с. 61), гибкость позвоночника (с. 62)

13

«Двигательная система».

1

КУ

строения частей скелета и выполняемых ими функций;

вызвавшие затруднения

14

Контрольная работа №2

«Опорно-двигательная система».

1

УК

Контроль знаний темы №2

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

Тема 3. Кровь и кровообращение (8 ч)

15

«Внутренняя среда. Значение крови и ее состав».

1

УН

внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа; плазма;; тромбоциты; свѐртывание крови; фибриноген; фибрин

Презентация, лабораторное оборудование

§ 14, составить опорную схему

16

«Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови».

1

УН

эритроциты; малокровие лейко-

циты; фагоцитоз; фагоциты; лимфоциты; иммунная система; антигены; антитела; иммунитет: гуморальный, клеточный; иммунитет: естественный, искусственный; тканевая совместимость;

СПИД; аутоиммунные заболевания

аллергия аллергены;

Презентация, схема лимфатической системы, портреты ученых

тест §14, 15

подготовить сообщение «Что такое гемоглобин?»

17

«Строение и работа сердца. Круги кровообращения».

1

КУ

кровеносная система кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены; круги кровообращения: большой, малый; кровяное давление; пульс;

Презентация, модель сердца

§ 14,15,16 изучить и повторить

18

«Движение лимфы»

1

КУ

регуляция кровотока: нервная, гуморальная; лимфообращение

Презентация, прибор для измерения артериального давления, аптечное резиновое кольцо на каждого ученика

§ 15 до конца § 15. повторить

19

«Движение крови по сосудам».

1

КУ

регуляция кровотока: нервная, гуморальная; лимфообращение

Презентация, прибор для измерения артериального давления

§ 17 знать термины, строении органов к/о

20

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

1

КУ

Автоматия сердца сердце; предсердия, желудочки; клапаны: створчатые, полулунные; сердечный цикл; автоматия сердца; электрокардиограмма

Презентация, прибор для измерения артериального давления, секундомер

§ 17,до конца изучить

21

«Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях».

1

УН

нарушения артериального давления: гипертония, гипотония; ишемическая болезнь; аритмия;

Презентация, перевязочные материалы Тестовые задания

сообщение о болезнях сердечно-сосудистой системы

§ 17, изучить стр. 82

22

Контрольная работа №3 «Кровь и кровообращение»

1

УК

Контроль по теме 3

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

Тема 4.Дыхательная система (6 ч)

23

«Значение дыхания. Органы дыхания.

1

УН

дыхание; верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка; нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи; голосовой аппарат: голосовые связки, голосовая щель; лѐгкие; альвеолы;

Презентация, модели торса и гортани человека

§ 23, изучить

24

«Газообмен в легких и тканях».

Лабораторная работа  « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

УН

лѐгкие; альвеолы, воздухоносные пути, газообмен

Л.р. № 5 « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Презентация, модели торса и гортани человека, демонстрационное оборудование

§ 26,25 изучить

25

«Дыхательные движения. Регуляция дыхания».

1

КУ

газообмен; межрѐберные мышцы, диафрагма; вдох, выдох; жизненная ѐмкость лѐгких

Презентация, модели торса и гортани человека, модель Дондерса

§ 26, изучить

26

«Болезни органов дыхания, их предупреждение.

1

КУ

регуляция дыхания: нервная, гуморальная; грипп; ОРВИ; аденоиды; миндалины; гайморит; фронтит; тонзиллит; ангина; туберкулѐз; флюорография;

Презентация, модель человека

сообщения о болезнях органов дыхания

§27,28

27

Первая помощь при поражении органов дыхания».

1

КУ

искусственное

дыхание; непрямой массаж сердца

оказание первой помощи

схема дыхательных объемов, спирометр

Подготовиться к  к.р. по теме «Дыхание».

28.

Контрольная работа № 4 «Дыхание».

1

УК

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

Тема 5. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины(9 ч)

29.

«Значение пищи и ее состав».

1

УН

пища: растительная, животная; питательные вещества; пищеварение

Презентация

§29,30

30.

«Органы пищеварения»

1

УН

пищеварительный канал (тракт); глотка; пищевод; желудок;

Презентация, муляжи органов человека

тест §31,32

31.

«Пищеварение в ротовой полости и желудке».

1

УН

пищеварительные железы; ротовая полость; зубы: резцы, клыки, коренные; зубы: молочные, постоянные; коронка; эмаль; шейка; корень; кариес; пульпит; слюна; слюнные железы; язык;

Презентация, череп человека, муляж зуба

§32, сообщение о влиянии на печень алкоголя и никотина

32

Лабораторный практикум по теме «Пищеварение»

1

 УК

Желудок, пищеварительные ферменты, желудочный сок

л.р. № 6

Презентация, рентгенограмма желудка, на каждый стол – чашка Петри с йодной водой, спички, вата, накрахмаленный инт

§33

33

«Изменение питательных веществ в кишечнике»

1

УН

тонкий кишечник: двенадцатиперстная, тощая, подвздошная кишка;

поджелудочная железа; печень; желчь; переваривание; всасывание; толстый кишечник: слепая, ободочная, прямая кишка; аппендикс, аппендицит;

Презентация

§ 34,35 Повторить тему «Пищеварение»

34

«Регуляция пищеварения. Гигиена питания».

1

КУ

регуляция пищеварения холера; брюшной тиф; дизентерия;

Презентация

Повторить тему «Пищеварение»

35

«Заболевания органов пищеварения».

1

УМ

сальмонеллѐз; ботулизм; гельминтозы; пищевое отравление;

гастрит; язва; цирроз печени.

Презентация Тестовые задания

сообщения

о болезнях органов пищеварения

36

«Обменные процессы в организме».

1

УН

обмен веществ и энергии; энергетический обмен; пластический обмен; обмен белков; обмен углеводов; обмен жиров; обмен воды и минеральных солей;

Презентация

§ 36,37

37

Лабораторная работа «Нормы питания».

1

УКПЗ

Л.Р№7 нормы питания; гигиена питания; нарушения обмена веществ: ожирение,

дистрофия.

Презентация, схема регуляции дыхания, секундомер

§38 работа с терминами

Тема 6. Мочевыделительная система (3ч)

38

Контрольная работа «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. Витамины»

1

УК

витамины; ги-повитаминоз; авитаминоз; гипервитаминоз;

водорастворимые витамины: С, В, РР; жирорастворимые витамины: А, D, Е, К;

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

39

«Строение и функции почек».

1

УН

почки; мочеточники; мочевой пузырь; мочеиспускательный канал; вещество: корковое, мозговое; нефрон почки.

Мультимедийное оборудование

§39, сообщение о заболеваниях мочевыделитель ной системы

40

«Предупреждение заболеваний почек».

1

КУ

фильтрация, обратное всасывание; моча: первичная, вторичная; анализ мочи; пиелонефрит; инфекционный цистит; мочекаменная болезнь; острая почечная недостаточность; гемодиализ; трансплантации

Мультимедийное оборудование

§39, Изучить тему.


Тема 7. Кожа. ( 3 ч)

3

41

«Строение и функции кожи».

1

УН

терморегуляция; закаливание; тепловой удар; солнечный удар

Мультимедийное оборудование

§41

42

Лабораторная работа «Повреждения кожи». «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание».

1

КУ

ожоги; обморожения; гигиена кожи, одежды и обуви.

Презентация, на каждый стол – лупа, салфетки

§42,43 сообщение об уходе за кожей, волосами и т. д

43

Контрольная работа № 6 «Мочевыделительная система. Кожа»

1

УК

Контроль по вопросам темы «Мочевыделительная система. Кожа

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

Тема 8. Нервно-гуморальная система(7ч)

44

«Нейрогуморальная регуляция».

1

УН

возбуждение; торможение; нейроны: чувствительные, исполнительные, вставочные;

рефлекс; рефлекторная дуга;

Тестовые задания

§ 46,Выучить термины и понятия, конспект урока,

45

«Железы внешней, внутренней и смешанной секреции».

1

УН

гипофиз; эпифиз; щитовидная железа; паращитовидные железы; надпочечники; поджелудочная железа; половые железы;

Мультимедийное оборудование

§ 44,45

46

«Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма».

1

КУ

гипофиз; эпифиз; щитовидная железа; паращитовидные железы; надпочечники; поджелудочная железа; половые железы; гипофизарные карлики; гипофизарный гигантизм; акромегалия; кретинизм; микседема; базедова болезнь; сахарный диабет;; режим дня;

Мультимедийное оборудование

§ 48.

47

«Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система»

1

УК

нервная система: центральная, периферическая; кора; ядра; нервные волокна; нервное сплетение; нервные узлы; рефлексы: соматические, вегетативные;

безусловные, условные; рефлекторная дуга; рецепторы;

Мультимедийное оборудование

изучить тему

48

«Спинной мозг».

1

КУ

Спинной мозг; вещество: серое, белое; нервные пути: восходящие, нисходящие; спинномозговые нервы; функции спинного мозга: рефлекторная,  проводниковая;

Мультимедийное оборудование

Изучить тему, уметь рисовать схему рефлекторной дуги

49

«Головной мозг».

1

КУ

головной мозг: продолговатый

мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг (таламус, гипоталамус);

большие полушария; кора: древняя, старая, новая;

Мультимедийное оборудование

кроссворд Изучить тему дифф. задания

50

Контрольная работа «Нейрогуморальная регуляция»

1

УК

вегетативная нервная система: парасимпатическая, симпатическая

Мультимедийное оборудование

Запомнить таблицу, термины, понятия

Тема 9. Органы чувств. Анализаторы. (5ч)

51

«Как действуют органы чувств и анализаторы».

1

УН

анализатор:

периферический проводниковый, центральный отделы

Мультимедийное оборудование

§51 термины, вопросы после §

52

« Зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз».

1

УН

ощущения; иллюзии; глазное яблоко; оболочки: белочная, сосудистая, сетчатка; хрусталик; аккомодация; палочки; колбочки близорукость; дальнозоркость

Мультимедийное оборудование

§52. Каким образом обеспечивается цветовое зрение у человека? Что означает выражение зрение равно 1(единице)?

53

«Органы слуха и равновесия. Их анализаторы».

1

КУ

наружное, среднее, внутреннее ухо; ушная раковина; наружный слуховой проход; слуховые косточки улитка;

Мультимедийное оборудование

§54 термины, вопросы после §

54

«Органы осязания, обоняния и вкуса».

1

КУ

вестибулярный аппарат; мышечное чувство; осязание: тактильная, температурная, болевая рецепция; обоняние; вкус.

Мультимедийное оборудование

§54 (55)

55

Контрольная работа «Анализаторы»

     1

УК

Контрольная работа по теме №8 «Анализаторы»

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

Тема 10. Поведение и психика (6 ч)

56.

«Врожденные и приобретенные формы поведения».

1

УН

доминанта; поведение; психика; высшая нервная деятельность; рефлексы: безусловные, условные; инстинкты; торможение: безусловное, условное

Мультимедийное оборудование

§56, 57 привести примеры безусловных и условных рефлексов, из торможения

57

«Закономерности работы головного мозга».

1

УН

первая сигнальная система; сознание;

вторая сигнальная система; речь: устная, письменная; внешняя, внутренняя;

Мультимедийное оборудование

§58,60 термины, вопросы после §

58

«Биологические ритмы. Сон и его значение».

1

КУ

сон; фазы сна: медленноволновой сон, быстроволновой сон; сновидения; бессонница;

Мультимедийное оборудование

§59записи в тетради

59

«Особенности высшей нервной деятельности человека: речь,

Сознание, мышление, воля, эмоции».

1

КУ

мышление: абстрактно-логическое, образно-эмоциональное; воображение; внимание: непроизвольное, произвольное; устойчивое,

колеблющееся; рассеянность; воля;

Мультимедийное оборудование

§60,

темпераменты человека

60

Лабораторная работа «Внимание и память».

1

КУ

обучение; память: образная, эмоциональная, словесная; кратковременная, долговременная; амнезия;

Лабораторная работа «Внимание и память».

Мультимедийное оборудование

§61

61

«Работоспособность. Режим дня».

1

КУ

Личность; интересы; склонности; задатки; способности; одарѐнность;

Мультимедийное оборудование

§62

Тема 11. Индивидуальное развитие человека (3 ч)

62

«Половая система человека. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения».

1

УН

мужская половая система; женская половая

система размножение; наследственность;

хромосомы; гены; гаметы; хромосомный набор: мутациигаметогенез; сперматозоиды; яйцеклетки; оплодотворение; зигота; бесплодие; внутриутробное развитие: начальный, зародышевый, плодный

Мультимедийное оборудование

§63, работа с терминами

63

«Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем».

1

УН

соматические, генеративные; наследственные болезни: генные, хромосомные; медико-генетическое консультирование; методы дородовой диагностики; методы генетики человека;

Мультимедийное оборудование

§65, сообщение о ясельном и дошкольном этапах развития человека

64

«О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности»

1

КУ

постэмбриональное развитие: дорепродуктивный,

зрелость: физиологическая, пси-хологическая, социальная; сифилис, трихомониаз,

гонорея, ВИЧ-инфекция, наркомания

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.

Тестовые задания презентация

сообщение о вреде никотина, алкоголя, наркотиков

Итоговое повторение (4 ч)

65

Контрольная работа за курс 8 класса

1

УК

темперамент: холерик, сангвиник,

флегматик, меланхолик; характер.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Нет задания

66-68

Резервные уроки «Анатомия, физиология и гигиена» в терминах.

3

УОИСЗ

Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией.

Тестовые задания

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии итогом изучения учащимися предмета биологии должны быть личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

1. Чувство гордости за биологическую науку, гуманизм, целеустремленность.

2. Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

1. Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

2. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

3. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимее для их реализации.

4. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

5. Использование различных источников для получения биологической информации.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной сфере: давать определения изученным понятиям, приводить примеры с использованием этих понятий.

- Описывать, различные процессы, решать биологические задачи, классифицировать изученные объекты и явления, проводить наблюдения, делать выводы и умозаключения , прогнозировать по аналогии с изученным материалом, структурировать изученный материал полученный из учебника и других источников и пр.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать последствия жизнедеятельности человека, ценность челока как личности

3. В сфере безопасности жизнедеятельности:

Иметь представление об оказании первой помощь при отравлениях, ожогах и других травмах

В содержании данного курса представлены основополагающие биологические теоретические знания, включающие изучение состава и строения организма, зависимости Критерия оценивания выполняемых функций от их строения, описание биологических процессов в организме человека.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, а также правил здорового образа жизни. Освоение общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

 2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.

 3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности.

4. Информационная компетенция. При помощи объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень – основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение); – особенности строения и жизнедеятельности клетки; – особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов; – биологический смысл разделения функций и органов; – как обеспечивается целостность организма; – интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов; – о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза); – как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств; – о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти; – о строении и функциях органов размножения; – элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека; – элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле; – основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; – приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

Повышенный уровень – о биологических корнях различий в поведении и социальных функциях женщин и мужчин.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень – находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций; – соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков; – оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах; – пользоваться медицинским термометром; – объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.; – готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

Повышенный уровень – оказывать приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «5».


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами и определителями, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Верное решение биологических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении биологического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых билогических явлений;

9. Понимание основных биологических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении биологических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание биологических номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области биологии (неумение пользоваться определителем, микроскопом и т.д.);

10. Скудные биологические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает биологические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется

мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ,

предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
  • оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по биологии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, таблицы из приложения к учебнику и т.д. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе, статистическими материалами, биологическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект Название документа

Автор

Издательство

Год выпуска

Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования

Э.Д. Днепров

А.Г. Аркадьев

Дрофа

2007

Учебник. Биология. Человек.

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

Вентана-Граф

2008

Методическое пособие.

Пепеляева О.А.,

Вако

2005

Поурочные разработки по биологии.

Сунцова И.В.

Вентана-Граф

2010

Человек.

Биология человека

Сонин Н.И.

Дрофа

2002

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека

Сапин М.Р

Просвещение

1999

Биология в вопросах и ответах для 9 класса школ с угл. изуч. биологии

Зверев И.Д

Просвещение

1989

Анатомия и физиология человека

Жеребцова Е.Л.

Тригон

2009

«Биология человека» в таблицах и схемах

Демьяненков Е.Н.

Просвещение

1996

Программа основного общего образования по биологии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-11 классы

авт. кол. под рук.

И.Н. Пономаревой

Вентана - Граф

2014


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. Р.Д. Маш Биология человек Методическое пособие Вентана-Граф 2005г

2. Пепеляева О.А. и др Поурочные разработки «Вако» 2005г

3. Бруновт Е.П. и др.

«Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)

4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.

«Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

5. Анастасова Л.П. и др.

«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1981 г.)

6. Чусов Ю.Н.

«Физиология человека» (М., «Медицина», 1986 г.)

7. Георгиева С.А. и др.

«Физиология» (М., «Просвещение», 1981 г.)

8. Воронин Л.Г. и др.

«Физиология ВНД и психология» (М.,«Просвещение», 1977 г.)

9. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др.

«Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

10. Воронин Л.Г., Маш Р.Д.

«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

11. Демьяненков Е.Н.

«Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

12. Лернер Г.И.

«Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ :

1. Учебник: Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др.

«Биология: человек» (М., Дрофа, 2002 г.

2. Рабочая тетрадь Н.И. Сонин Дрофа 2000г

3. Бубнов В.Г. и др. Атлас добровольного спасателя Москва Артель 2004г.

4. Зверев И.Д.

«Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

5. Колесников Д.В., Маш Р.Д.

«Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.

Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы  А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш....

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...