Рабочая программа по биологии 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Григорьева Лилия Николаевна

Рабочая программа по биологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        1.Нормативно-правовая база.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8-го класса авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

2.Цели и задачи изучения предмета.

-   освоение знаний  о человеке как биосоциальном существе;

-  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;

-  воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

        3.Место предмета в учебном плане.

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 68 ч. (2 ч. в неделю).  Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

        4.Учебная литература.

Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией А.Г. Драгомилова «Биология. Человек. 8 класс».

Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

        5.Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Учебно-методический комплекс

(разработанный под руководством И.Н. Пономарёвой):

1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2013.

        VULTIMEDIA -поддержка курса «Биология. Животные

        Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы 6 кл.

(www.rm.ru/education)

  • Домашний репетитор «1С» Биология (Ботаника, зоология, анатомия, физиология человека, общая биология).

        Интернет-ресурсы: http: //  www. biodan. narod. ru;   http: //  zoo-eco. zooclub. ru            ;    www.bio.nature.ru (научные новости биологии)

http://bio.1september.ru (Газета «Биология» -приложение к 1 сентября),

www.edios.ru (центр дистанционного образования)                            

        


6.Содержание курса.

 Введение (1 ч.)

Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Демонстрации:

Сходство человека и животных.

I. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (5 ч.)

Уровни организации организма. Цитология – наука о клетке. Понятие о тканях, виды тканей. Системы органов.

Демонстрации:

Строение и разнообразие клеток организма человека.

Ткани организма человека.

Органы и системы органов организма человека.

Лабораторные работы:

  1. Изучение микроскопического строения тканей.
  2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

I I. Опорно-двигательная система (8 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединения костей. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции. Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок.

Демонстрации:

Строение опорно-двигательной системы.

Лабораторные работы:

№3.Изучение внешнего вида отдельных костей.

№4.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

П./р.№1.Измерение массы и роста своего тела.

Самонаблюдения:

1. Определение правильности осанки.

2. Определение плоскостопия.

III. Внутренняя среда организма (9 ч.)

Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. Селезенка и ее роль в организме.

 Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

Лимфа, свойства и значение. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Гуморальный и клеточный иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Аллергические заболевания человека.

Кровообращение

        Значение кровообращения. Строение кровеносной системы.  Сердце, его строение и функции. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение.

Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения.  Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Демонстрации:

Состав крови

Кровеносная система.

Лимфатическая система.

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа:

№5.Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Практические работы:

П./р.№2 Измерение кровяного давления.

 П./р.№2*. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

 П./р.№3Приемы остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

   

IV. Дыхание (5 ч.)

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.

 Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

    Демонстрации:

Система органов дыхания

Лабораторная работа №6.

Определение частоты дыхания.

Практическая работа:*

Приемы искусственного дыхания.

Самонаблюдения:

1. Дыхательные движения.

2. Измерение обхвата грудной клетки.

V. Пищеварение (7 ч.)

Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи.  Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и  функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.

Регуляция пищеварения.

Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации:

Пищеварительная система.

Лабораторная работа №7.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Лабораторная работа №7*.        

Изучение действия желудочного сока на белки.

Практическая работа №4.

Гигиена питания.

VI. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Нормы питания.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо- и гипервитаминозы, меры их предупреждения.

Практические работы:

№5.Определение норм рационального питания.

VII. Мочевыделение (3 ч.)

Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.

Демонстрации:

Мочевыделительная система.

VIII. Кожа (4 ч.)

Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрации:

Строение кожи.

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

IX. Эндокринная система (2).

 Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций.

Демонстрации:

Нервная система.

Железы внешней и внутренней секреции.

X.  Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (5ч.)

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы, понятие синапса. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Лабораторная работа№8.

  1. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).

Практическая работа:*

1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

XI. Органы чувств (5 ч.)

Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.

Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.

Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия.

Строение и функции органов обоняния и вкуса.

Осязание.

Демонстрации:

Анализаторы.

Лабораторная работа №9.

Изучение изменения размера зрачка.

 Самонаблюдения:

Обнаружение слепого пятна.

Раздражение тактильных рецепторов.

XII. Психология и поведение человека (5).

        Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна.

Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха.

Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека.

Психологические особенности личности.

Практическая работа:

Перестройка динамического стереотипа: овладение навыков зеркального письма.

Самонаблюдение:

1. Изучение внимания при разных условиях.

        

XIII. Индивидуальное развитие организма (6 ч.)        

Половая система человека. Развитие человека.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Роль генетических знаний в планировании семьи.

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

                                                 


7.Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

• сущность биологических процессов:

- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности  организма;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь:

• объяснять:

- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

 изучать биологические объекты и процессы:

- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 распознавать и описывать:

- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

        

Календарно-тематическое планирование

 разд.

Ур.

Дата

Тема

Д/з.

§

Лаб. /раб.

Пр./раб.

Прав.

работы

ЦОР

1.

Биологическая и социальная природа человека.

1

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 01.

1.

2.

Общий обзор организма человека.

2

http: //  www. biodan. narod. ru;

3.

Клетка, ее химический состав, строение, жизнедеятельность.

3

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 02.

4.

Ткани животных и человека.

4

Л./р.№1.Изучение микроскопического строения тканей.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 03.

5.

Органы, системы органов, организм.

Нервная и гуморальная регуляция.

5

Л./р.№2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 03, 04, 08, 09.

6.

Зачет «Общий обзор организма человека».

№1.

2.

7.

Скелет, Строение, состав, и соединение костей.

6

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 16, 17.

8.

Скелет головы и скелет туловища.

7

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 17.

9.

Скелет конечностей.

8

Л./р.№3. Изучение внешнего вида отдельных костей.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 17.

10.

Первая помощь при растяжении связок, вывыхах суставов и переломах костей.

9

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 17.

11.

Мышцы человека. Работа мышц.

10,11

Л./р.№4.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 18.

12.

Нарушение осанки и плоскостопие.

12

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 19.

13.

Развитие опорно-двигательной системы.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 19.

14.

Зачет «опорно-двигательная система».

№2.

3.

15.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

14

Л./р.№5.Изучение микроскопического строения крови.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 03, 20.

16.

Иммунитет.

15

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 21.

17.

Тканевая совместимость и переливание крови.

16

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 21.

18.

Строение и работа сердца.

17

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 22.

19.

Круги кровообращения.

19

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 23.

20.

Движение лимфы.

18

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 24.

21.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

19, 20

П./р.

№1. Измерение массы и роста своего организма,

№2. Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.*

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 24.

22.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

21

П./р.№3. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 24.

23.

Зачет «Кровь и кровообращение».

№3.

4.

24.

Значение дыхания, Органы дыхания. Строение легких.

23

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 25.

25.

Газообмен в легких и тканях.

24,25,26

Л./р.№6. Определение частоты дыхания.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 26, 27.

26.

Гигиена дыхания.

27

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 27.

27.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

28

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 27.

28.

Контроль знаний по теме «Дыхание».

№4.

5.

29.

Значение и состав пищи.

29

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 28.

30.

Органы пищеварения.

30

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 28.

31.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

31, 32

Л./р.№7. Действие ферментов слюны на крахмал.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 28.

32.

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

32, 34

Л./р.№7*. Изучение действия желудочного сока на белки.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 29.

33.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

33, 34

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 30.

34.

Гигиена питания, Профилактика заболеваний органов пищеварения.

35

П./р.№4. Гигиена питания.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 30.

35.

Контроль знаний по теме  «Пищеварение».

№5.

6.

36.

Обменные процессы в организме.

36

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 31.

37.

Нормы питания. Обмен белков жиров, углеводов.

37

П./р.№5. Определение норм рационального питания.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 31.

38.

Витамины.

38

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 32.

7.

39.

Строение и работа почек.

39

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 33.

40.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

40

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 33.

8.

41.

Кожа. Значение и строение кожи.

41

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 15.

42.

Роль кожи в теплорегуляции.

42

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 15.

43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

43

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 15.

44.

Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

№6.

9.

45.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

44

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 09.

46.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

45

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 09.

10.

47.

Значение и строение нервной системы.

46

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 05, 06.

48.

Вегетативная нервная система, строение и функции, Нейрогормональная регуляция.

47, 48

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 08.

49.

Строение и функции спинного мозга.

49

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 05.

50.

Отделы головного мозга, их значение.

50

Л./р.№8. Изучение строения головного мозга человека.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 06, 07.

51.

Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».

№7.

11.

52.

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

51, 52

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 10, 14.

53.

Орган зрения и зрительный анализатор.

52

Л./р.№9. Изучение изменения размера зрачка.

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 11.

54.

Заболевания и повреждения глаз.

53

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 12.

55.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

54

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 13.

56.

Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».

№8.

12.

57.

Закономерности работы головного мозга.

56, 57

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 06, 07.

58.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

58

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 36.

59.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

59

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 39.

60.

 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

60

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 38.

61.

Воля и эмоции. Внимание.

61

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 37.

62.

Динамика работоспособности. Режим дня.

62

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 39.

13.

63.

Половая система человека.

63

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 34.

64.

Наследственные и врожденные заболевания.

64

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 34.

65.

Внутриутробное развитие организма.

65

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 34.

66.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

66

http: //  www. biodan. narod. ru;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 35.

67.

Личность и ее особенности.

67

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 35.

68.

Контроль знаний по курсу «Человек».

№9.

Примечание

Учебно-тематический план.

№ разд.

Тема

Кол-во час.

Введение.

        1

1.

 Общий обзор организма человека.

5

2.

 Опорно-двигательная система.

8

3.

Кровь и кровообращение.

9

4.

Дыхание.

5

5.

 Пищеварение.

7

6.

Обмен веществ и энергии.

        3

7.

Выделение.

2

8.

Кожа.

4

9.

Эндокринная система.

2

10.

Нервная система.

5

11.

Органы чувств и анализаторы.

5

12.

Поведение и психика.

6

13.

Индивидуальное развитие организма.

6

Список лабораторных работ.

        № Л./р.

Название

§

Дата

№ ИТБ

1.

Изучение микроскопического строения тканей

4

2.

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

5

3.

Изучение внешнего вида отдельных костей.

8

4.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

10, 11

5.

Изучение микроскопического строения крови.

14

6.

Определение частоты дыхания.

26

7.

7*

Действие ферментов слюны на крахмал.

Изучение действия желудочного сока на белки.

31

32*

8.

Изучение строения головного мозга человека.

50

9.

Изучение изменения размера зрачка.

52

Список практических работ.

        № Л./р.

Название

§

Дата

№ ИТБ

1.

Измерение массы и роста своего организма.

12

2.

Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.*

20

3.

Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений.

21

4.

Гигиена питания

35

5.

Определение норм рационального питания.

37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.

Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы  А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш....

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш

Рабочая программа по биологии для 8 класс на 68 часов...

Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Пономарева И.Н., Драгомилов А.Г., Маш. Р.Д., 68 часов

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательно...