Рабочая программа по биологии 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя: ПОДДУБСКОЙ Е.Н.
по биологии
8 класс
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек
- важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых составлена рабочая программа.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011- 2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.
- Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Использование учебного и программно-методического комплекса.
Преподавание ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник: «Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва, «Вентана-Граф»
Авторская программа: «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
//«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2010
Методические пособия для учителя:
Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2005;
Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - Вентана-Граф, 2005. - 72с.;
Электронные издания:
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2005
Основные цели изучения курса биологии в 8 классе:
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
Планируемые результаты освоения курса биологии в 8 классе:
Предметные:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Метапредметные:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Личностные:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного курса
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
- Организм человека. Общий обзор.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека, их разновидности. Органы, системы органов, организм. | Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки; сущность регуляции жизнедеятельности организма. Знать понятия и называть: органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, ферменты; ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Распознавать на таблицах и описывать основные органы и органоиды клетки; органы и системы органов человека; Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека; Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий. |
- Нервная система.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны | Знать понятие рефлекс; особенности нервной системы; принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме; рол головного и спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Называть отделы нервной системы, их функции; |
коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. | подотделы вегетативной нервной системы, их функции; Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека; основные части спинного и головного мозга; Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. |
- Эндокринная система.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови. | Знать особенности строения и работы желез эндокринной системы; желез внутренней секреции; железы внешней секреции; Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Различать железы внешней и внутренней секреции; Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы; Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
- Опорно-двигательная система.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей. Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. | Знать особенности строения скелета человека; мышц; функции опорно-двигательной системы; сущность работы мышц человека; Распознавать на таблицах основные части скелета человека; основные группы мышц человека; Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей, скелета; строением и функциями мышц; Называть особенности строения скелета и их частей; Использовать приобретенные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах; для профилактики заболеваний опорно- двигательной системы; проведения наблюдений за соблюдением собственного здоровья. |
- Кровь и кровообращение.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения. Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. Первая помощь при кровотечениях различного типа. | Знать признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; форменные элементы крови, составляющие плазмы; органы кровеносной системы (строение сердца и сосудов), органы лимфатической системы и их функции; Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения; регуляции жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы. Давать определение понятиям: иммунитета аорта, артерии вены, капилляры. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения; Называть виды иммунитета, особенности строения сердца, свою группу крови, резус-фактор; Объяснять появление иммунитета у человека; роль гормонов в организме; Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья; Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы; Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); для оказания первой мед.помощи при травмах; |
- Дыхательная система.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Значение дыхания. Органы дыхания, их | Знать особенности строения дыхательной системы; |
строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. | Характеризовать сущность биологического |
Дыхательные движения. Регуляция дыхательных | процесса дыхания; регуляции жизнедеятельности |
движений. Защитные рефлексы. Гуморальная | организма. |
регуляция дыхания. | Распознавать и описывать на таблицах основные |
Болезни органов дыхания, их профилактика. | органы дыхательной системы человека; |
Флюорография как средство ранней диагностики | Использовать приобретенные знания для |
лёгочных заболеваний. | проведения наблюдений за состоянием |
Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха | собственного организма, для соблюдения мер |
для здоровья человека. Защита воздуха от | профилактики инфекционных и простудных |
загрязнений. Понятие о предельно допустимых | заболеваний, вредных привычек; для оказания |
концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение | первой помощи при отравлении угарным газом, |
как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое | спасении утопающего. |
состояние территории проживания и здоровье | Анализировать и оценивать воздействие факторов |
местного населения. Ответственность каждого | риска на здоровье; Объяснять зависимость |
человека за состояние окружающей среды. | собственного здоровья от состояния окружающей |
Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость | среды. |
лёгких, её измерение и зависимость от уровня | |
тренированности человека. Дыхательная | |
гимнастика. | |
Первая помощь при поражении органов | |
дыхания. Искусственное дыхание и непрямой | |
массаж сердца. |
- Пищеварительная система.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение. Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи. | Знать особенности строения пищеварительной системы; органы пищеварительной системы; понятия: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Характеризовать сущность процессов питания; пищеварения; роль ферментов в пищеварении; сущность регуляции пищеварения. Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; органы пищеварительной системы; Объяснять роль питательных веществ в организме; Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы; Анализировать и оценивать факты риска для здоровья. |
- Обмен веществ и энергии. Витамины.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Значение питательных веществ для | Знать понятия: обмен веществ, пластический |
восстановления структур, их роста и | обмен, энергетический обмен, витамины; |
энергообразования. | Характеризовать: сущность обмена веществ и |
Обменные процессы в организме. Стадии | превращения энергии в организме; обмен веществ |
обмена: подготовительная, клеточная и | как основу жизнедеятельности организма человека; |
заключительная. Пластический и энергетический | роль витаминов в организме, их влияние на |
обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими | организм; |
тратами организма. Энергоёмкость питательных | Использовать приобретенные знания для |
веществ. Определение норм питания. Национально- | соблюдения мер профилактики заболеваний, |
культурные традиции питания населения региона. | связанных с нарушением обмена веществ; для |
Зависимость традиций питания от места | рациональной организации труда и отдыха, для |
проживания и культуры народа. | соблюдения мер профилактики инфекционных и |
Витамины, их связь с ферментами и другими | простудных заболеваний, а также др. заболеваний, |
биологически активными веществами. | связанных с недостатков витаминов в организме. |
Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, | |
их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- | |
и жирорастворимые витамины. |
- Мочевыделительная система
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек. Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. | Знать особенности строения органов мочевыделительной системы, др. системы, участвующие в удалении продуктов обмена; Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
- Кожа.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи. Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды. | Знать особенности строения кожи человека. Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи; Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи; вредных привычек; оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
- Органы чувств. Анализаторы.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших | Знать понятия: орган чувств, рецептор, анализатор; строение анализаторов и их функции. Характеризовать роль органов чувств и |
полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов. | анализаторов в жизни человека. Объяснять результаты наблюдений; Распознавать и описывать на таблицах основные органы зрения и зрительного анализатора, слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов чувств; профилактики вредных привычек. |
- Поведение и психика.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение. Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. | Знать понятия: рефлексы условные и безусловные; утомление. Характеризовать особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; Сущность регуляции жизнедеятельности организма; особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организацией учебной деятельности (формирование ЗУН) Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. |
- Индивидуальное развитие человека.
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Половые и возрастные особенности человека. | Знать особенности мужской и женской половой |
Половые хромосомы. Роль биологических и | систем; сущность процессов размножения и |
социальных факторов в развитии человека. | развития человека; понятия: размножение, |
Женская половая система. Мужская половая | оплодотворение. |
система. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. | Объяснять причины наследственности; причины проявления наследственных заболеваний; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; Называть особенности строения женской и мужской половой систем; психологические особенности личности. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье; Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактики вредных привычек; рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде. |
Наследственные и врождённые заболевания. | |
Болезни, передающиеся половым путём. Вредное | |
влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. | |
Здоровье и трудоспособность человека в разные | |
периоды его жизни. Основные характеристики и | |
нормы здорового образа жизни и эффективные | |
способы его сохранения. |
Перечень разделов и тем
Тема | Количество часов | Лабораторные работы |
Организм человека. Общий обзор. | 6 | Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом» |
Нервная система. | 4 | |
Эндокринная система. | 3 | |
Опорно-двигательная система. | 10 | Л/р №3 «Строение костной ткани» Л/р №4 «Состав костей» |
Кровь и кровообращение. | 9 | Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» |
Дыхательная система. | 5 | Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса». |
Пищеварительная система. | 7 | Л/р №8. «Действие ферментов слюны на крахмал». Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки». |
Обмен веществ и энергии. Витамины. | 5 | |
Мочевыделительная система. | 3 | |
Кожа. | 3 | |
Органы чувств. Анализаторы. | 5 | |
Поведение и психика. | 4 | |
Индивидуальное развитие человека. | 4 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока. Тип урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата |
Организм человека. Общий обзор. | |||||
1. | Введение. Биосоциальная природа человека. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. | Знать: методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Уметь: Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | стр. 3-5, в. 4-5 | |
2. | Наука об организме человека. Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Знать: методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Уметь: Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Гл. 1, § 1 рис. 1-2, в. 1-4 | |
3. | Структура тела. Место человека в живой природе. Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | Знать: особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Уметь: Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. | § 2, табл. 1, в. 1-3 | |
4. | Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность. Л/р №1 «Действие | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и | Знать: - органоиды клетки -процессы жизнедеятельности клетки -роль ферментов в процессе обмена веществ; -сущность процессов обмена веществ, роста, | § 3, рис. 3- 6, в. 5-8 |
фермента каталазы на пероксид водорода» Комбинированный урок | развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | возбудимости, деления клетки. Уметь: Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки Сравнивать клетки растений, животных и человека. | |||
5. | Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом» Комбинированный урок | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Знать: определение понятия ткань; основные группы тканей человека; Уметь: Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | § 4, рис. 7- 10, в. 1-7 | |
6. | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Комбинированный урок | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга: чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция. Органы и системы органов. | Знать: понятия: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Уметь: Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | § 5, рис. 11-12, в. 4- 9 | |
Нервная система | |||||
7 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. | Знать: понятие рефлекса, особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы Уметь: Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | Гл. 10, § 46, рис. 75, в. 1-6 | |
8 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Комбинированный урок | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогормональная регуляция: | Знать: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Уметь: Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. | § 47, рис. 76, в. 1-3 |
взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме. | ||||
9 | Спинной мозг. Комбинированный урок | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Знать: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Уметь: Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | § 49, рис. 77-79, в. 1- 3 | |
10 | Головной мозг: строение и функции. Комбинированный урок | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга. Аналитико- синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения и отделы головного мозга а так же функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | § 50, рис. 80-81, в. 1- 2 | |
Эндокринная система. | |||||
11 | Железы внешней, | Эндокринная система. Железы внешней, | Знать: понятия железы внешней, внутренней | § 44, рис. | |
внутренней и смешанной | внутренней и смешанной секреции, их | секреции, гормоны; особенности строения и работы | 72, в. 1-5; | ||
секреции. Роль гормонов в | строение и функции. Гормоны. Гормоны | желез эндокринной системы; заболевания, связанные | § 45, рис. | ||
обмене веществ, росте и | гипофиза (болезни связанные с | с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных | 73-74, в. 1- | ||
развитии организма. | гипофункцией (карликовость) и | желез; роль гормонов в обмене веществ, | 6 | ||
гиперфункцией (гигантизм) гипофиза; | жизнедеятельности, росте, развитии и поведении | ||||
Комбинированный урок | гормоны щитовидной железы (болезни: | организма. | |||
базедова болезнь, слизистый отек). | Уметь: Различать железы внутренней и внешней | ||||
Гормоны поджелудочной железы | секреции. | ||||
(инсулин, сахарный диабет). Гормоны | Распознавать и описывать на таблицах органы | ||||
надпочечников (их роль в | эндокринной системы. | ||||
приспособлении организма к стрессовым | Анализировать и оценивать воздействие факторов | ||||
ситуациям). Болезни, связанные с | риска на здоровье. | ||||
гипофункцией и гиперфункцией желез. | |||||
Регуляция деятельности желез. | |||||
12 | Нейрогормональная | Нейрогормональная регуляция: | Знать: Гипоталамо-гипофизарная система. | § 48, в. 1-5, | |
регуляция. | взаимосвязь нервной и эндокринной | Нейрогормоны. Нервная регуляция, гуморальная | повт. Гл. | ||
систем. | регуляция. | 9,10 |
13 | Урок-зачёт «Нервная система. Эндокринная система» Урок контроля и оценки знаний. | повт. Гл. 9,10 | |||
Опорно-двигательная система. | |||||
14 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л/р №3 «Строение костной ткани» Л/р №4 «Состав костей» Урок изучения и закрепления новых знаний. | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость. | Знать: -особенности строения скелета человека; -функции ОДС Уметь: Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: -между строением и функциями костей -между строением и функциями скелета. | Гл. 2, § 6, рис. 13-15, в. 6-10 | |
15 | Скелет головы и туловища. Комбинированный урок | Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее- и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Знать: особенности строения скелета головы и туловища человека. Уметь: Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | § 7, рис. 18-23, в. 3- 7 | |
16 | Скелет конечностей | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних конечностей(плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: | Знать: особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Уметь: Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой | § 8, в. 1-5, рис. 24-25 |
Комбинированный урок | запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению . | деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | |||
17 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Комбинированный урок | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС. Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок. | Уметь: Использовать приобретенные знания и умения для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки. -оказания первой помощи при травмах. | § 9, рис. 26, в. 1-5 | |
18 | Обобщение по теме: Скелет. | повт: § 6-9. тетрадь | |||
19 | Мышцы. Комбинированный урок | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. | Знать: Тип мышц, их строение и значение. Уметь: Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | § 10, рис. 27-29, в. 1- 6 | |
20 | Работа мышц. Комбинированный урок | Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Знать: принцип работы мышц. Уметь: Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | § 11, рис. 30, в. 1-4 | |
21 | Нарушение осанки и плоскостопие. Комбинированный урок | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Знать: Признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки. Уметь: Использовать приобретенные знания для: -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -соблюдение мер профилактики нарушения осанки. | § 12, рис. 31-35, в. 1- 3 | |
22 | Развитие опорно- двигательной системы Комбинированный урок | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Развитие ОДС : роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. | Знать: основы здорового образа жизни. Уметь: Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС. Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.66-67. | § 13, в. 1-4 | |
23 | Урок-зачет по теме «Опорно-двигательная | повт. § 6- 13, тетрадь |
система» | |||||
Кровь и кровообращение. | |||||
24 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Комбинированный урок | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Знать: признаки биологических объектов: -составляющие внутренней среды организма -составляющие крови (форменные элементы) -составляющие плазмы. -сущность биологического процесса свертывания крови. Уметь: Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | Гл. 3, § 14, рис. 37 | |
25 | Иммунитет. Комбинированный урок | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | Знать: понятие иммунитета, виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Уметь: Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний. | § 15, табл. 2, в. 1-4 | |
26 | Тканевая совместимость и | Группы крови. Переливание крови. | Знать: особенности организма человека, его | § 16, | |
переливание крови. | Групповая совместимость крови, | строения и жизнедеятельности: свою группу крови, | табл.3, в. | ||
групповая совместимость тканей. Резус- | резус-фактор; факторы риска для здоровья. | 1-3 | |||
Комбинированный урок | фактор. | Уметь: Находить в различных источниках | |||
биологическую информацию по проблеме пересадки | |||||
органов и тканей, об использовании донорской | |||||
крови. | |||||
27 | Строение и работа сердца. | Кровеносная система. Сердце и | Знать: особенности строения органов | § 17, рис. | |
Круги кровообращения. | кровеносные сосуды. Строение | кровообращения; сущность биологического | 41-44, в. 5- | ||
(предсердия, желудочки, створчатые и | процесса: работу сердца; взаимосвязь между | 8 | |||
Комбинированный урок | полулунные клапаны) и функции сердца | строением и функциями сердца. | |||
(фазы сердечной деятельности). | Уметь: Распознавать и описывать на таблицах: | ||||
Транспорт веществ. Кровеносные | -систему органов кровообращения | ||||
сосуды: аорта, артерии, капилляры. | -органы кровеносной системы | ||||
Вены. Большой и малый круги | Характеризовать: | ||||
кровообращения. Значение | -сущность биологического процесса – транспорта | ||||
кровообращения. | веществ | ||||
-сущность кругов кровообращ. |
28 | Движение лимфы. Комбинированный урок | Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы. | Знать: - особенности строения органов лимфатической системы
Уметь: Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | § 18, рис. 45, в. 1-3 | |
29 | Движение крови по сосудам. Комбинированный урок | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение АД. АД : верхнее и нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме. | Знать: сущность биологического процессов: -движение крови по сосудам -регуляция жизнедеятельности организма -автоматизма сердечной мышцы; Роль гормонов в организме. | § 19, рис. 46-48, в. 1- 4 | |
30 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Комбинированный урок | Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Уметь: Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | § 20, в. 4-6, тетрадь | |
31 | Предупреждения | СС заболевания, причины и | Знать: влияние факторов риска для здоровья. | § 21, в 3-5; | |
заболеваний сердечно- | предупреждения (гипертония, | Уметь: Использовать приобретенные знания для | § 22, рис | ||
сосудистой системы. | гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. | -проведения наблюдений за состоянием | 49-51, в 4- | ||
Первая помощь при | ЧСС. Функциональная проба. Культура | собственного организма | 6 | ||
кровотечениях. | отношения к собственному здоровью и | -профилактика вредных привычек | |||
здоровью окружающих. Соблюдение | Использовать приобретенные знания для оказания | ||||
Комбинированный урок | санитарно – гигиенических норм и | первой помощи при травмах (повреждение сосудов) | |||
правил ЗОЖ. Вредные привычки. | |||||
Виды кровотечений. Приемы оказания | |||||
первой помощи. Жгут. Закрутка. | |||||
Давящая повязка. | |||||
32 | Урок-зачет по теме ««Кровь | повт. § 14- | |||
и кровообращение». | 22 | ||||
Урок контроля и оценки | |||||
знаний. | |||||
Дыхательная система |
33 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Л/р №6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Легкие, плевра, плевральная полость. Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания | § 23, рис 52-53, в 3- 4; § 24, рис 54, в 3-4 | |
34 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Л/р №7. «Дыхательные движения. Модель Дондерса». Комбинированный урок | Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | § 25, рис 55-56, в 1- 3 | |
35 | Регуляция дыхания. Комбинированный урок | Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. Рефлекторная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Защитный рефлекс (чихание и кашель). | Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | § 26, табл., в 3-4 | |
36 | Болезни органов дыхания и | Заболевания органов дыхания и их | Называть заболевания органов дыхания. | § 27, в 3-4; | |
их предупреждение. | профилактика. Предупреждение | Использовать приобретенные знания для | § 28, рис | ||
Гигиена органов дыхания. | распространения инфекционных | соблюдения мер профилактики инфекционных и | 57-58, в 4- | ||
Первая помощь при | заболеваний и соблюдение мер | простудных заболеваний, вредных привычек; для | 6 | ||
поражении органов | профилактики для защиты собственного | оказания первой помощи при отравлении СО, | |||
дыхания. | организма. Вредные привычки, их | спасении утопающего. | |||
влияние на состояние здоровье. Чистота | Объяснять зависимость собственного здоровья от | ||||
Комбинированный урок | атмосферного воздуха как фактор | состояния окружающей среды | |||
здоровья. Зависимость здоровья | Анализировать и оценивать воздействие факторов | ||||
человека от состояния окружающей | риска на здоровье. | ||||
среды. | |||||
Приемы оказания первой помощи при | |||||
отравлении угарным газом, спасение |
утопающего. | |||||
37 | Урок-зачет по теме «Дыхательная система» | повт. § 23- 28 | |||
Пищеварительная система | |||||
38 | Значение и состав пищи. Комбинированный урок | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | § 29, в 4-7 | |
39 | Органы пищеварения. | Пищеварение. Строение и функции | Называть особенности строения организма человека | § 30, рис | |
пищеварительной системы. Органы | – органы пищеварительной системы. | 59-61, в 1- | |||
пищеварения: пищеварительный канал | Распознавать и описывать на таблицах органы | 3 | |||
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и | пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения. | |||
кишечника, поджелудочная железа, | |||||
печень). | |||||
40 | Зубы. | Зуб, его строение. Резцы. Клыки. | Распознавать и описывать формы и функции | § 31, рис | |
Коренные зубы. Выпадающие | различных зубов. | 62-65, в 4- | |||
(молочные) и постоянные зубы. Кариес. | Использовать приобретенные знания для | 6 | |||
проведения наблюдений за состоянием собственного | |||||
здоровья. | |||||
41 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л/р №8. «Действие ферментов слюны на крахмал». Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки». Комбинированный урок | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал,. Глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка: желудочный сок, пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | § 32, рис 66, в 6-8 | |
42 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных | Строение и функции пищеварительной системы | Давать определение понятиям: фермент Распознавать и описывать на таблицах органы | § 33, рис 67, в 5-8 |
веществ. Комбинированный урок | Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в 12-персной кишке. Ферменты поджелудочной железы, роль печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | |||
43 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Комбинированный урок | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | § 34, рис 68, в 3-4 | |
44 | Заболевания органов пищеварения. | Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита. | § 35, в 3-5, подг. к зачету | ||
Обмен веществ и энергии. Витамины. | |||||
45 | Обменные процессы в организме. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | § 36, в 5-8 | |
46 | Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. Комбинированный урок | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | § 37, табл. 4-5, вопр. 4-6 | |
47 | Витамины. Комбинированный урок | Витамины, их роль в организме. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А,В1,С,Д. Проявление авитаминозов | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся. Характеризовать роль витаминов в организме. Использовать приобретенные знания для | § 38, табл. 6, в 5-7, подг. к зачету |
(«куриная слепота», бери – бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов. | ||||
48 | Урок-зачет по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ» | повт. § 29- 38 | |||
Мочевыделительная система. | |||||
49 | Строение и работа почек. | Выделение. Мочевыделительная | Называть особенности строения организма человека | § 39, рис | |
система. Роль органов выделения, их | – органы мочевыделительной системы. | 69-70, в 3- | |||
значение. Строение и функции почек. | Распознавать и описывать на таблицах органы | 4 | |||
Нефрон – функциональная единица | мочевыделительной системы. | ||||
почки. Удаление мочи из организма. | Характеризовать сущность биологического | ||||
Комбинированный урок | процесса выделения и его роль в обмене веществ. | ||||
50 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Комбинированный урок | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек. | § 40, в 7-11 | |
Кожа. | |||||
51 | Кожа. Строение и значение кожи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. | § 41, рис 71, в 4-6 | |
52 | Роль кожи в | Теплообразование, теплоотдача и | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и | § 42, в 5-6; | |
терморегуляции. | терморегуляция организма. Роль кожи в | жизнедеятельности организма. | § 43, в 2-4 | ||
Нарушение кожных | терморегуляции. Укрепление здоровья: | Анализировать и оценивать воздействие факторов | |||
покровов и повреждения | закаливание, рациональное питание. | риска на здоровье. | |||
кожи. Первая помощь при | Факторы риска: стрессы, | Использовать приобретенные знания для | |||
тепловом и солнечном | переохлаждение. | соблюдения мер профилактики заболеваний, | |||
ударах. | Приемы оказания первой помощи себе и | оказания первой помощи себе и окружающим при | |||
окружающим при травмах, ожогах, | травмах, ожогах, обморожениях. | ||||
обморожениях и профилактика ранений. |
Комбинированный урок | Нарушения кожных покровов и их причины. | ||||
Органы чувств. Анализаторы. | |||||
53 | Значение органов чувств и | Органы чувств, их роль в жизни | Давать определение понятиям орган чувств, | § 51, в 3-4; | |
анализаторов. Орган зрения | человека. Анализаторы. Рецепторы, | рецептор, анализатор. | § 52, рис | ||
и зрительный анализатор. | проводящие пути, чувствительные зоны | Называть органы чувств человека, анализаторы; | 82-84, в 4- | ||
коры больших полушарий. Орган | особенности строения органа зрения и зрительного | 6 | |||
зрения. Вспомогательный аппарат глаза | анализатора. | ||||
(брови, веки, ресницы). Строение и | Характеризовать роль органов чувств и | ||||
Комбинированный урок | функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, | анализаторов в жизни человека; Распознавать и описывать на таблицах основные | |||
зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. | части органа зрения и зрительного анализатора. | ||||
Стекловидное тело . Зрительный нерв. И | |||||
анализатор. | |||||
54 | Заболевания и повреждения глаз. Комбинированный урок | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек | § 53, рис 85, в 3-4 | |
55 | Орган слуха и равновесия. | Орган слуха. Строение и функции | Называть особенности строения органа слуха и | § 54, рис | |
наружного, среднего, внутреннего уха. | слухового анализатора. | 86-89, | |||
Улитка. Слуховой анализатор. | Распознавать и описывать на таблицах основные | табл.7, в 3- | |||
Нарушения слуха, их профилактика. | части органа слуха | 5 | |||
Гигиена слуха. Распространение | Анализировать и оценивать воздействие факторов | ||||
Комбинированный урок | инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, | риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье | |||
ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный | Использовать приобретенные знания дл: соблюдения | ||||
аппарат-орган равновесия. | мер профилактики заболеваний и повреждений | ||||
органов слуха | |||||
56 | Органы осязания, обоняния, вкуса. | Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – | Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. | § 55, в 3-6 |
Комбинированный урок | результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов. | |||
57 | Урок-зачёт по темам «Мочевыделительная система», «Кожа», «Органы чувств. Анализаторы» | повт. § 39- 55 | |||
Поведение и психика. | |||||
58 | Врожденные и приобретенные формы поведения Комбинированный урок | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма. | § 56, в 1-3; § 57, в 2-4 | |
59 | Закономерности работы | Рефлекторный характер деятельности | Давать определение понятиям безусловный и | § 58, рис | |
головного мозга. | нервной системы. Безусловный и | условный рефлексы | 91, в 4-7, | ||
Биологические ритмы. Сон | условный рефлексы, их биологическое | Называть принцип работы нервной системы | сообщ. о | ||
и его значение. | значение. | Характеризовать | Сеченове; | ||
Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и | -особенности работы головного мозга. | § 59, в 1-3 | |||
бодрствование, значение. | -биологическое значение безусловный и условный | ||||
Комбинированный урок | рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма | ||||
-значение сна | |||||
Использовать приобретенные знания для | |||||
рациональной организации труда и отдыха; | |||||
проведения наблюдений за состоянием собственного | |||||
организма. | |||||
60 | Особенности ВНД. Познавательные процессы. Комбинированный урок | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности и появлений речи и осознанных действий. | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного | § 60, в 4-8, сообщение |
Особенности мышления, его развитие. Память, виды. | организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков). | ||||
61 | Воля и эмоции. Внимание. Комбинированный урок | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно- логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков). | § 61, рис 92, в 3-8, мини- сообщ. | |
62 | Работоспособность. Режим дня. Комбинированный урок | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | § 62, в 4-7 | |
Индивидуальное развитие человека. | |||||
63 | Половая система человека. Комбинированный урок | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Называть особенности строения половой системы. Объяснять причины наследственности Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | § 63, рис 93-96, в 4- 6 | |
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Комбинированный урок | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем. (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции. | § 64, рис 96, в 3-6 |
65 | Внутриутробное развитие | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.. | Давать определение понятию размножение, | § 65, рис | |
организма. Развитие после | оплодотворение. | 97-102, в | |||
рождения. | Характеризовать сущность процессов размножения | 3-6 | |||
и развития человека. | |||||
Использовать приобретенные знания для | |||||
соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- | |||||
Комбинированный урок | инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | ||||
66 | О вреде наркогенных | Культура отношения к собственному | Называть психологические особенности личности | § 66, в 4-7, | |
веществ. Личность и ее | здоровью и здоровью окружающих. | Использовать приобретенные знания для | сообщ. или | ||
особенность. | Соблюдение санитарно-гигиенических | профилактики вредных привычек (курение, | доклад; | ||
норм и правил ЗОЖ.. Вредные и | алкоголизм, наркомания). | § 67, рис | |||
полезные привычки. Влияние | 103, в 1-2 | ||||
наркогенных на здоровье и судьбу | |||||
Комбинированный урок | человека. Психологические особенности личности: | ||||
темперамент, характер, интересы, | |||||
способности. | |||||
67 | Повторение по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека» | ||||
68 | Урок-зачёт по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека» |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- «Биология. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - Москва,
«Вентана-Граф»
- Программа «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». – М.: Вентана-Граф, 2010
- Драгомилов АГ, Маш Р.д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2005;
- Сухова ТА, Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2005. - 72с.;
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.
Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш....
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа по биологии 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш
Рабочая программа по биологии 8 класс...
Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.
Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Пономарева И.Н., Драгомилов А.Г., Маш. Р.Д., 68 часов
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательно...