Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Презентация и конспект к уроку в 5 классе в УКМ предметной линии учебников "Линия жизни" авторов Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_-_nauka_o_zhizni_1.pptx | 1.4 МБ |
biologiya_-_nauka_o_zhizni_2.pptx | 2.02 МБ |
urok_1_biologiya_-_nauka_o_zhivyh_organizmah.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биоло́гия (греч. β ιολογί α — βίος, биос, «жизнь»; др.-греч. λόγος — слово) — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э.Зюсс в 1875, тогда как основы учения о биосфере, которые актуальны и в современной науке, были разработаны В.И.Вернадским .
Роль биологии в современном мире практической деятельности людей
Профессии, связанные с биологией
Домашнее задание пар.1 вопросы на стр. 9 письменно в тетради.
Предварительный просмотр:
Урок 1
Тема: Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Задачи:
- Заинтересовать новым учебным предметом
- Дать представление о направлениях биологии и предмете их изучения
- Раскрыть познавательное, эстетическое, практическое значение биологических знаний для человека с древнейших времён до наших дней
- Познакомить с рубриками учебника, особенностями работы с компонентами УМК на бумажных и электронных носителях
Планируемые результаты: называть основные направления биологии и предметы их изучения; определять понятия по теме урока; описывать: воспроизводить учебную информацию о ценности и истории накопления биологических знаний; объяснять пути развития биологии; уметь работать с основными рубриками учебника и другими компонентами УМК.
Основные термины и понятия: предмет изучения биологии; ботаника, зоология, микология, микробиология, экология.
Основное содержание:
- Предмет изучения биологии.
- История зарождения биологии.
- Структура современной биологии.
- Понятие о биосфере.
- Профессии, связанные с биологией.
- Знакомство с рубриками учебника, компонентами.
Ход урока.
Любой человек, выглянув в окно, сразу увидит множество самых разных живых организмов: деревья, растущие возле дома, птицу, парящую в небе, бабочку, перелетающую с цветка на цветок. Даже эти обычные обитатели нашей планеты способны вызвать у любознательного человека немало вопросов. Отчего листья зеленые? Как летает бабочка? Почему пахнут цветы? А теперь попробуйте представить более экзотические живые существа. В вашем воображении возникнут удивительные образы обитателей холодной тундры и жаркой пустыни, высоких гор и таинственных морских глубин: медведей, обезьян и осьминогов, мухоморов, орхидей и кактусов... Как много загадок хранит их жизнь! Что и говорить, мир живой природы загадочен и удивителен!
Биология — наука, конечно, не такая точная, как математика, физика или химия, но все же, это наука, в которой все явления подчиняются определенным закономерностям, определенным правилам.
Незнание этих законов в определенных случаях приводило к экологическим катастрофам. Значение биологии трудно переоценить — это и мы сами, и природа вокруг нас, и медицина, и даже тот техногенный мир, который создал человек — все благодаря биологии.
Биоло́гия (греч. βιολογία — βίος, биос, «жизнь»; др.-греч. λόγος — слово) — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом.
Рост и углубление человеческих знаний привело к делению древнейших биологических наук на новые самостоятельные науки.
С древних времен люди, собирая растения, охотясь на зверей и птиц, накапливали о них знания, которые передавались из поколения в поколение. Со временем они легли в основу древнейших биологических наук - ботаники и зоологии.
Когда людям потребовались знания о лекарственных растениях, чтобы лечиться от ран и болезней, появились зачатки еще одной древней биологической науки - медицины.
Возделывая землю, приручая и одомашнивая зверей человек получил знания, из которых сложились основы сельскохозяйственных наук.
Биология это совокупность наук о живой природе. Все эти науки можно схематически изобразить в виде древа.
Его корни составляют науки о строении тел живых организмов, их размножении и развитии;
крону - науки о разнообразии живых организмов;
ствол - науки о связи организмов друг с другом и с неживой природой, о влиянии людей на природу, о способах ее охраны.
Никому из ученых не под силу изучить все разнообразие живых организмов, поэтому биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук. Всего их более 300.
Назовем основные из них.
Ботаника (от греческого слова "ботанэ" - трава, зелень) занимается изучением растений.
Зоология (от греческого слова "зоон" - животное) изучает животных.
Микология (от греческого "микес" - гриб) исследует грибы.
Микробиология (от греческого слова "микрос" - малый) изучает различные микроскопически малые организмы: бактерии, вирусы и другие.
Мы перечислили биологические науки, изучающие отдельные группы организмов. Но есть и такие разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.
Экология (от греческого слова "ойкос" - дом, жилище) исследует связи организмов между собой и с окружающей их средой.
Анатомия (от греческого слова "анатоме" - рассечение), изучает строение организмов.
Физиология (от греческого "физис" - природа) занимается познанием жизненных процессов протекающих в организмах, (например дыхание, пищеварение и другие).
Цитология (от греческого - "цитос" - клетка) изучает строение клеток из которых построены живые организмы а также процессы, происходящие в них.
Молекулярная биология исследует строение и функции молекул, из которых построены живые организмы.
На нашей планете сложились уникальные условия, необходимые для развития на ней жизни.
БИОСФЕРА - оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь.
Биосфера включает:
нижнюю часть атмосферы (15–20 км),
верхнюю часть литосферы
и всю гидросферу.
Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.
Термин «биосфера» ввел австрийский геолог Э.Зюсс в 1875, тогда как основы учения о биосфере, которые актуальны и в современной науке, были разработаны В.И.Вернадским.
Роль биологии в современном мире практической деятельности людей
Направлений использования человеком знаний по биологии очень много, для примера приведем несколько. (Пожалуйста, прочитайте текст на стр. 8 и назовите примеры использования человеком знаний по биологии).
•Знание законов экологии позволяет регулировать деятельность человека в пределах сохранения той экосистемы, в которой он живет и работает (рациональное природопользование);
•Ботаника и генетика позволяют повышать урожайность, бороться с вредителями и выводить новые, нужные и полезные сорта;
•Генетика на данный момент настолько плотно переплелась с медициной, что многие заболевания, которые раньше считались неизлечимыми, изучаются и предупреждаются уже на эмбриональных стадиях развития человека;
•С помощью микробиологии ученые всего мира разрабатывают сыворотки и вакцины против вирусов и самые различные противобактериальные препараты.
На свете существуют множество профессий, в которых без знаний биологии просто никак.
- Ученый
- Медик
- Ветеринар
- Психолог
- Агроном
- Кинолог
- Технолог пищевой промышленности
- Фармацевт
- Спортсмены
- Диетолог
Вопросы для повторения:
- Что изучает биология?
- Кто ввёл термин «биология?
- Какие науки включает биология и что они изучают?
- Что называют биосферой?
- Что включает в себя биосфера?
- Кто впервые ввёл термин «биосфера»?
- Какое значение имеет изучение биологии для человека?
- Какие профессии связаны с биологией?
Домашнее задание: пар.1 вопросы на стр.9 письменно в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....
Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ...
Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
Цели: - помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук, - познакомить их со смежными с биологией науками через ...
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Тема: Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.Цель: формирование знаний о биологии как науке, изучающей живые организмы.Планируемые результаты обученияПредметны...
"Биология как наука. Методы биологии"
Материал можно использовать на уроках биологии в 9-11 классах...
Роль биологии в жизни и практической деятельности человека
В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для все...