Рабочая программа по биологии. 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_klass_-_novoe_planirovanie.docx112.55 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника Пономарева И.Н. и др. Биология.6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (концентрический курс). М.: Вентана-Граф, 2011. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». В основе концепции учебника – системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 70 г. Воронежа. Изучение курса рассчитано на 51 час (1,5 ч. в неделю).

Тип программы: типовая, базового уровня.

Курс биологии в 6 классе классе начинает изучение живой природы в рамках предмета биологии. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе, как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Цели:

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

-овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;       

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

-использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Содержание курса биологии.

3. Планируемые результаты освоения курса биологии.

4. Календарно-тематическое планирование на 2016/2017 учебный год.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ

6 КЛАСС (51 ЧАС)

Содержание разделов программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Общее знакомство с растениями (4 часа)

Многообразие растений, принципы их классификации. Усложнение растений в процессе эволюции. Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника. Многообразие жизненных форм растений. Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Экскурсия № 1. Мир растений вокруг нас.

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей
царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком. Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Тема 2. Клеточное строение  растений (17 часов)

Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов.

Ткани растений. Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Объяснить значение тканей в жизни растения. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Тема 3. Органы цветковых растений (13 часов)

Размножение организмов. Органы растений. Рост и развитие организмов.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды; Среда— источник веществ, энергии и информации.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие растений

Рост и развитие. Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Органы растений. Рост, развитие и размножение растений.

Половое размножение. Органы растений. Взаимосвязи

организмов и окружающей среды.

Семя, его строение и значение. Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.

Условия прорастания семян
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян, Роль света. Сроки посева семян.

Корень, его строение и значение. Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления,
роста. Рост корня, геотропизм.

Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Побег, его строение и развитие. Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Спящие почки.

Лист, его строение и значение.

Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения.  Видоизменения листьев

Стебель, его строение и значение. Внешнее строение стебля. Типы стеблей.
Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.

Цветок, его строение и значение. Цветок как видоизмененный укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.

Плод. Разнообразие и значение плодов Строение плода. Разнообразие плодов. Цветка вые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы
для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями
в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизмененных
корней для растений.

Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья.

Характеризовать внутреннее строение листа его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функции листа.

Характеризовать видоизменения листьев
растений.

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.
внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различил.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и на натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.

Объяснять процесс образования плода.

Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы
для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. Обобщать и систематизировать знания по
теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (8 часов)

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Роль человека в биосфере.

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез, дыхание, обмен веществ. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов.

Размножение. Бесполое размножение. Методы 'изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Рост и развитие организмов. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Минеральное питание растений и значение воды. Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.

Воздушное питание растений — фотосинтез. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение
фотосинтеза в природе.

Дыхание и обмен веществ у растений. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Размножение и оплодотворение у растений. Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.

Рост и развитие растений

Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания
в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.  Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.
Использовать информационные ресурсы
для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных
экологических групп.

Характеризовать условия, необходимые для
воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы
для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете.

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.

Определять понятие обмен веществ».

Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения, «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по
теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

Тема 5.Основные отделы царства растений (10 часов)

Многообразие растений, принципы их классификации.

Вид — основная систематическая единица.

Водоросли. Разнообразие организмов. Значение растений в природе и жизни человека

Усложнение растений в процессе эволюции.

Многообразие растений, принципы их классификации.

Усложнение растений в процессе эволюции.

Значение растений в природе и жизни человека.

Рост, развитие и размножение растений. Голосеменные.

Основные растительные сообщества.

Усложнение растений в процессе эволюции. Покрытосеменные растения, принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений

Разнообразие организмов. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Роль человека
в биосфере.

Разнообразие организмов. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Эволюция растений. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Охраняемые виды.

Система и эволюция

органического мира. Охраняемые виды. Значение растений в природе и жизни человека. Роль человека в биосфере.

Систематика растений, её значение для ботаники

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации.

Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.

Водоросли, их многообразие и значение в природе. Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты.
Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и
в жизни человека.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности
Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми.
Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в
природе и жизни человека.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных «растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.

Семейства класса Двудольные.

Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры.

Семейства класса Однодольные
Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.

Историческое развитие растительного
мира. Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.

Многообразие и происхождение культурных растений. История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и
селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики
вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений
для ботаники. Использовать информационные ресурсы
для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Выделять и описывать существенные при-
знаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.

Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека.

Сравнивать представителей различных
групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных
на рисунках, гербарных материалах, живых
объектах. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.

Характеризовать процессы размножения
и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов
и их воздействия на среду обитания.

Сравнивать внешнее строение зелёного мха
(кукушкина льна) и белого мха (сфагнума),
отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

Выявлять общие черты строения и развития
семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения
и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы
для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных
растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений.

Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека.

Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов. Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.

Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы
для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов.

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений.

Характеризовать роль человека в появлении
многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений
своего региона. Использовать информационные ресурсы для
подготовки презентации сообщения о жизни
и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Тема 6.  Историческое развитие растительного мира на Земле (2 часа)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция растительного мира. Дары старого и нового света.

Дары Нового и Старого Света. Дары Нового (картофель, томат, тыква) и Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.

Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. Характеризовать значение растений в жизни человека.

Тема 7. Царство Бактерии (3 часа)

Строение бактериальной клетки: оболочка,

цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно –кислые, болезнетворные бактерии.

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

Знать строение бактериальной клетки; роль и значение бактерий. Уметь объяснять особенности жизнедеятельности бактерий;

сравнивать строение бактериальной и растительной клетки; выделять особенности строения бактерий различных групп.

 Тема 8. Царство Грибы. Лишайники (4 часа)

Признаки царства Грибы.

Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания.

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи. Особенности строения шляпочных грибов.

Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). Лишайники –симбиоз гриба и водорослей.

Условия жизни. Значение.

Питание, размножение.

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников

Знать значение плесневых грибов в природе и жизни человека; примеры шляпочных грибов; способы питания многоклеточных грибов;

роль многоклеточных грибов в природе; строение лишайников. Уметь объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений;

распознавать важнейшие с/х растения; растениями и животными; распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы;

выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми грибами; объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах.

 Тема 9. Природные сообщества (3 часа)

Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии.

Понятие о природном сообществе биогеоценозе и экосистеме. Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.

Объяснять сущность понятия природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных
сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических
факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных со-
обществах России.


III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Изучение курса «Биология. 6 класс» должно быть направлено на овладение учащимися следующих умений и навыков.

Обучающийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства Растения;

 • применять методы биологической науки для изучения растений – проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о расти- тельных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе. Обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителем растений;

• выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях, бактериях, грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• проводить наблюдения за растениями, грибами; выращивать и размножать культурные растения; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

• составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микро- препараты;

• различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;

• выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

• участвовать в групповой работе;

• составлять план работы и план ответа;

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

•оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2016/2017 учебный год

Предмет биология

Класс 6

УМК  И.Н.Пономарёвой

Тема урока

Количество  часов

Дата по плану

 Дата по факту

Тема 1.  Общее знакомство с растениями (4 часа)

Наука о растениях – ботаника

1

Разнообразие растений

1

Условия жизни растений.  Четыре среды жизни на Земле

1

Контрольная работа № 1. Вводный контроль

1

Тема 2. Клеточное строение  растений (4 часа)

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений

1

Особенности растительной клетки

1

Жизнедеятельность клетки

1

Ткани растений и их виды

1

Тема 3. Органы цветковых растений (13 часов)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени

1

Условия прорастания семян

1

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня

1

Значение корней и их разнообразие

1

Побег. Строение и значение побега

1

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа      

1

Значение листа в жизни растения

1

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение

1

Видоизменения побегов

1

Цветок - генеративный орган, его строение и значение

1

Цветение  и  опыление растений

1

Плод. Разнообразие и значение плодов

1

Контрольная работа № 2 по теме «Органы цветковых растений»

1

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (8 часов)

Минеральное (почвенное) питание растений

1

Воздушное питание растений – фотосинтез

1

Дыхание и обмен веществ у растений

1

Значение воды в жизнедеятельности растений

1

Размножение и оплодотворение у растений

1

Использование  вегетативного размножения человеком

1

Рост и развитие растительного организма

1

Контрольная работа № 3 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

Тема 5. Основные отделы царства растений (10 часов)

Понятие о систематике растений  

1

Водоросли и их значение

1

Многообразие водорослей

1

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

1

Плауны. Хвощи. Папоротники  

1

Отдел Голосеменные        

1

Отдел Покрытосеменные

1

Семейства класса Двудольные

1

Семейства класса Однодольные

1

Контрольная работа № 4 по теме «Основные отделы царства растений»

1

Тема 6.   Историческое развитие растительного мира на Земле  (2 час)

Понятие об эволюции растительного мира на Земле

1

Многообразие и происхождение культурных растений

1

Тема 7.  Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии. Общая характеристика, строение

1

Многообразие бактерий

1

Значение бактерий в природе и в жизни человека

1

Тема 8. Царство Грибы. Лишайники(4 часа)

Царство Грибы. Общая характеристика

1

Многообразие и значение грибов

1

Лишайники. Общая характеристика и значение

1

Контрольная работа № 5 по теме «Царство Бактерии. Грибы. Лишайники»

1

Тема 9. Природные сообщества (3 часа)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме

1

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.  Многообразие природных сообществ

1

Задание  на лето

1


2016 г.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 № урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


2017 г.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 № урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...