Рабочая программа по биологии 9 класс (Пономарева И.Н.)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Выборнова Яна Александровна

Составлена по авторской программе И.Н. Пономаревой. 68 часов, 2 часа в неделю. Экскурсии  лабораторные работы даны в соответствии с методическими рекомендациями на 2016-2017 учебный год (Краснодарский край).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_fkgos_bio_9_2_chasa.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ.

2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей  роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о  современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать  с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за  биологическими объектами и состоянием собственного организма,  биологические эксперименты;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  проведения наблюдений за живыми  организмами,  биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде,  норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

В данной программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами других ступеней. В процессе работы в программу могут вноситься изменения.

Курс биологии в 9 классе «Общая биология» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живой природе: цитологии, генетики, химии, эволюции, экологии.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, на формирование научной картины мира, понимания важности бережного отношения к природе, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

9 Б

2

34

68

9 В

2

34

68

9 Г

2

34

68

9 Д

2

34

68

        Курсу биологии класса на ступени основного образования предшествует курс 8 класса, включающий сведения о строении и физиологии человека. В ходе освоения данного курса у учащихся формируются представления о внутреннем строении человека и работе органов. Содержание курса биологии в 8 классе, наряду с 6 и 7 классами формируют основу для изучения общих биологических закономерностей в 9 классе. Так же материал курса 9 класса закладывает базу для изучения общей биологии в старшей школе (10-11 класс).

Данная программа по биологии для 9 класса составлена из расчёта 2 часа в неделю (68 часов в год), указанных в учебном плане образовательного учреждения.

Таким образом, содержание курса биологии 9 класса – «Общая биология» представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

  1. Содержание учебного предмета

        

I. Введение в основы общей биологии (4 ч)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия: Биологическое разнообразие вокруг нас.

II. Основы учения о клетке   (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.  

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.  

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

Сравнение растительной и животной клеток.  Многообразие клеток. 

 

III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. 

IV. Основы учения о наследственности и изменчивости  (11 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

V. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов  (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала. 

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

 

VI. Происхождение жизни и развитие органического мира  (5 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).

 

VII. Учение об эволюции  (11 ч)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

 

VIII. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

 

IX. Основы экологии  (11 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Липецкой области области. 

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

 

Заключение (1 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. 

 

Итоговый контроль и тестирование.

Лабораторные работы:

№ 1 «Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток».

№ 2 «Изучение изменчивости у организмов».

№ 3 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Экскурсия:

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Таблица распределения часов

Раздел

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Введение в основы общей биологии

4

4

Основы учения о клетке

10

10

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

11

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

5

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

5

Учение об эволюции

11

11

Происхождение человека (антропогенез)

6

6

 Основы экологии

12

11

Заключение

1

1

Итого

70

68

По авторской программе на изучение курса биологии в 9 классе отводится 70 часов (35 учебных недель, 2 ч в неделю), учебный план школы отводит 68 часов (34 учебные недели, 2 ч в неделю), в связи с этим было сокращено время на изучение разделов Размножение и индивидуальное развитие организмов и Основы экологии за счет объединения тем.

  1. Тематический план

№ п/п

                      Тема

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Лабораторные и практические

работы

Экскурсия

1.

Введение в основы общей биологии

4

2

Основы учения о клетке

10

1

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

4

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

1

1

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

 Основы экологии

11

10

Заключение

1

Итого:

68

4

3

1

  1.  Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология 9 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2011 год

        

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учителя:

  1. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки по общей биологии 9 класс
  2. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Эволюция. Основы экологии. Учебно-методическое пособие по биологии». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
  3. Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
  4. «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
  5. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
  6. Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
  7. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.

Интернет-ресурсы:

1.1С: Школа. Репетитор. Биология

2.http://school-collection.edu.ru

3.www.bio.nature.ru

4.http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

5. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.

6.www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

7. www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

Материально- техническое обеспечение:

  • набор готовых микропрепаратов по разделу «Общая биология»,
  • микроскоп,
  • комплект таблиц по разделу «Общая биология»,
  • мультимедийные презентации,
  • комплект мультимедийного оборудования.

     

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...