Экосистема
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок на тему "Экосистема." 7 класс
Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;
- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.
развивающие:
- развивать у учащихся умения планировать свою деятельность;
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Задачи:
- сформировать представления об экосистемах;
- раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
- расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ; объяснять образование цепей питания и пищевой сети; приводить примеры естественных и искусственных экосистем.
Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная: по составлению цепей питания.
Групповая работа (4 группы): по изучению структуры экосистемы.
Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.
Ресурсы:
- Учебник “Разнообразие живых организмов”. 7-й класс, издательство “Просвещение”. Стр. 14-15.
- Электронное приложение к учебнику.
- Тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор.
- Интернет-ресурсы: http:// center.fio.ru
- Н.М. Чернова Учителю биологии об основах экологии.
Структура урока урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент и целепола-гание. | Приветствует учащихся, дает психологический настрой. -Добрый день, дети! На столах у вас по три смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению. -А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила. Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение. | Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов. Целеполагание, планирование учебного сотрудничества. |
2. Актуализация знаний и целеполагание. | Предлагает заполнить схему на доске «Уровни организации живой природы». Предлагает вспомнить: -Из каких взаимосвязанных частей состоит организм? - Почему виды состоят из популяций? - Что называют природным сообществом? - Что связывает компоненты экосистемы в единое целое? | Воспроизводят имеющиеся знания, отвечают на вопросы, выделяют вопрос, который вызвал затруднения. | Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативное УУД. Умение сотрудничать с учителем и со сверстниками. |
3. Планирование деятельности по достижению цели | Предлагает сформулировать тему и цель урока. (слайд 1) | Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. Формулируют цель урока. Планируют свою работу на уроке | Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность. Личностные УУД. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
4. Открытие новых знаний. Физкультминутка. | Организует деятельность учащихся в группах: В учебнике на стр. 14 изучите материал о круговороте веществ и структуре экосистемы. (слайды 2,3) Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. Называет ученых, внесших большой вклад в науку об экосистемах:
Демонстрирует презентацию (слайд 6-13 ) и организует работу с учебником, Формируя понятия «цепь питания», «пищевая сеть». | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Записывают в тетрадь: Экосистема – это природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ. Анализируют рисунок 1.13 на с.14, рассматривают структуру экосистемы. Работают в группах с терминами: продуценты – производители, консументы – потребители, редуценты – разрушители. Просматривают презентацию и работают с текстом учебника, делают записи в тетради. Цепь питания – это конкретная последовательность питающихся друг другом организмов. |
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Работа по алгоритму. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Коммуникативное УУД. Умение работать в группе. Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером. |
5. Осознание и осмысление учебной информации | Задает вопросы для обсуждения: - Что называют цепью питания? - Какие бывают экосистемы? Вопросы для обсуждения: - Что общего можно найти между организмом, экосистемой и детской игрушкой “конструктор”? - Какие знания о природном сообществе и экосистеме следует учесть при устройстве аквариума? | Отвечают на поставленные вопросы. Обсуждают вопросы в группе, высказывают свою точку зрения. | Познавательные УУД. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативное УУД. Умение работать в группе. |
6. Контроль и оценка | Предлагает провести тестирование и выполнить задание. 1.Тесты (включаем тренажёр электронного приложения). Тест 1.Ряд организмов, в котором каждый последовательно извлекает энергию из предыдущего, называют: А. круговоротом веществ Б. цепью питания В. сетью питания Г. потоком энергии 2.Примером естественной экосистемы могут служить: А. аквариум Б. болото В. парк Г. сад 3. Жизнь на земле существует: А. 3,5 млрд.лет Б. 1,5 млрд.лет В. 2 млрд.лет Г. 4,5 млрд.лет 4. Цепи питания обычно состоят из небольшого числа звеньев: А. так как количество видов в экосистеме невелико Б. так как часть энергии расходуется на жизнедеятельность организмов 5. Найдите неверные утверждения: А. Агросистемы создаются человеком, но в дальнейшем могут развиваться без его поддержки Б. Агросистемы - состоят из небольшого числа видов В. Агросистемы - устойчивы во времени. Задание 2: распределите перечисленные экосистемы пот типам. Лес, тундра, луг, степь, поле, сад, озеро, болото, тайга, река, море, ручей, болотная кочка, аквариум, гниющий пень, парк, огород Естественные________________ Искусственные_______________ | Учащиеся по очереди работают с электронным приложением. Письменно отвечают на вопросы теста. Выполняют задания в тетради. | Регулятивные УУД , связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка Регулятивные УУД , связанные с оцениваем результатов своей работы, самоконтроль, самооценка. |
7. Рефлексия личностная | Предлагает оценить свое самочувствие и работоспособность и показать с помощью смайлика. | Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям. | Личностные УУД. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
8. Домашнее задание | Объясняет выполнение домашнего задания. | § 4, вопросы устно на стр.15. Тетрадь- тренажёр: стр.6 № 4, стр.7. № 2, стр.8. №3, №5, стр.10. №1, №3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экосистема леса
Тема урока: Экосистема леса. (1 урок) Предмет: Окружающий мир Класс : 3 класс Автор проекта: Кривова Ольга Викторовна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: МОУ СОШ п. Прудовой, Сарато...
Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса
Методическая разработка урока «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса. У...
Городская экосистема - урок географии 10 кл
Взаимоотношение общества и природы в условиях городской жизни, последствия и пути решения возникшей проблемы....
Биогеоценоз. Сообщества. Экосистемы.
Сообщества. Экосистемы. Презентация к уроку о биогеоценозе....
Урок биологии в 9 классе на тему: "Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме."
Урок биологии в 9 классе по теме: "Круговорот веществ в природе" с использованием электронного приложения УМК "Сферы". при проведении урока используется технология критического мышления. ЗадачиУч...
экосистема- совместное хозяйство
ФГОС, УМК "Школа 2100". Представлена презентация к уроку "Экосистема - совместное хозяйство" В презентации даны задания для самостоятельной работы с рисунками и текстом учебника, способствующие формир...