Главные вкладки

    Открытый урок по биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"
    методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

    Мангаракова Ирина Александровна

    Данный урок соответствует всем требованиям  и стандартам ФГОС, и позваляет каждому ученику на уроке проявить свои творческие спасобности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Различия в строении клеток прокариот и эукариот».

    Цели:

    1. Систематизация и углубление знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических клеток, растительной и животной клетки, через формирование умений самостоятельного поиска знаний, навыков работы с учебной литературой.
    Задачи 1. Развивать творческие способности, художественный вкус, умение конструировать модель клетки (растительной, животной и бактериальной), умение применять теоретические знания на практике.
    2. Воспитывать чувство ответственности, толерантности при работе в паре.

    Оборудование: Каждому ученику выдается конструкторский лист где он будет создавать модели клетки. Таблицы «Клетка» прокариот и эукариот. Мультимедиа

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний

    Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, творческий, самостоятельная учебная деятельность.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя:

    — Кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать о деятельности этого ученого?

    «Взяв кусочек, чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло,…стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек».

    Ученики: Этими словами, написанными в 1665 г., выдающийся английский физик, математик и микроскопист Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.(Слайд 2)

    Учитель: Клетка от греческого «hitos»-полость. Во вторичной покровной ткани растения — пробке Гук наблюдал не клетки, а лишь пустые, мертвые клеточные стенки, лишенные некогда наполнявшего их живого содержимого. После открытия Гука клетки обнаруживали под микроскопом у всевозможных видов растений, и все они имели общий план строения.

    А как называется наука изучающая клетку?

    — С момента открытия клетки до создания клеточной теории прошло 200 лет. Какие ученые имеют отношение к созданию клеточной теории, и  назовите основные положения клеточной теории? (Слайд 3,4)

    Ученики: В 19 веке одним из важнейших открытий была сформулирована «Клеточная тео-рия». Немецкие ученые Т.Шванн и М.Шлейден в 1839 г., опираясь на многолетние исследования, пришли к выводу: все клетки растений и животных, несмотря на многообразие, сходны между собой. Затем немецкий врач Р.Вирхов в 1858 г. доказал образование клеток путем деления. В чем заслуга клеточной теории?

     Если ранее растения и животные рассматривались отдельно, то теперь клеточная теория стала основой для доказательства единства растительного и животного организмов. Назовите один из самых важных органоидов клетки, по наличию или  отсутствию  которого организмы делят на две группы. Конечно же это ядро. Как называются   клетки   в  которых нет оформленного ядра, и    в клетках которых оно присутствует. (Слайд 5,6) Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?

    Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем имеющиеся знания о строении клеток, подробнее рассмотрим прокариотическую клетку  выясним отличительные особенности прокариотических и эукариотических клеток.

    Перед вами организмы, отличающиеся различной сложностью строения.1-бактериоподобные клетки,2-вирусоподобные бесклеточные существа,3-одноклеточные ядерные организмы,4-сине-зеленые одноклеточные водоросли. Определите вероятную последовательность их появления

    2,1,4,3

    Учитель: Клетка — это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Сегодня мы будем конструкторами. Каждый из вас будет создавать модель прокариотической и эукариотических  клеток.

    II. Работа в парах.

    Каждый ученик  получает «Конструкторную» карточку.(15мин)

    «Конструкторная» карточка.(Взаимопроверка)

    Задание:

    1. Создайте модель бактериальной растительной и животной клеток
    2. Заполните сравнительную таблицу.
    3.   Объясните функции органоидов в клетке.
    4.  Один из участников дает развернутый рассказ о вашей модели.
      IV. Защита модели (10 мин)

    . Конструкторная «Растительная клетка»

    V. Подведение итогов:

    Части и органоиды клетки

    Клетка растения

    Клетка животного

    Клетка бактерии

    1.Оболочка

    +

    +

    +

    2.Цитоплазма

    +

    +

    +

    3.Ядро

    +

    +

    -

    4.Настоящая вакуоль

    +

    -

    -

    5.Хлоропласты

    +

    -

    -

    6.Мезосомы

    -

    -

    +

    7.ЭПС

    +

    +

    -

    8.Митохондрии

    +

    +

    -

    9.Комплекс Гольджи

    +

    +

    -

    10.Рибосомы

    +

    +

    +

    11.Клеточный центр

    -

    +

    -

    12.Лизосомы

    +

    +

    -

    13.Реснички, жгутики

    -

    +

    +

    14.Хромосомы

    +

    +

    -

    15 Кольцевая ДНК

    -

    -

    +


    Оценка результатов «.5»- 1-2 ошибки,«4»-3-6 ошибок, «3»-7-10, «2»-более 10

    Перед вами организмы, отличающиеся различной сложностью строения.1-бактериоподобные клетки,2-вирусоподобные бесклеточные существа,3-одноклеточные ядерные организмы,4-сине-зеленые одноклеточные водоросли. Определите вероятную последовательность их появления

    2,1,4,3

    Рефлексия. Что сегодня нам удалось, что нового мы узнали?

    Чем растительная клетка отличается от животной?(слайд 10) В чем особенности строения прокариотической клетки?(слайд 11,12) Назовите немембранные, одномембранные и двумембранные органоиды клетки? Чем споры эукариот отличаются от спор прокариот?

    Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)

    Почему же 3,5 млрд лет они , первыми возникнут на планете живут и не исчезают, как исчезли многие группы более сложных организмов: вымерли динозавры, трилобиты, псилофиты, уменьшаются в числе видов папоротникообразные, пресмыкающиеся, а прокариоты продолжают существовать во всех средах на земле?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"

    Открытый урок  учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить  представления о ...

    открытый урок сельскохозяйственного трудового обучения "Строение доильного аппарата"

    В материале раскрыт принцип устройства доильного аппарата, а так же можно найти описание строения вымени коровы, и каким образом теленок сосет молоко....

    открытый урок сельскохозяйственного тркдового обучения "Строение доильного аппарата"

    В материале раскрыт принцип устройства доильного аппарата, а так же можно найти описание строения вымени коровы, и каким образом теленок сосет молоко....

    Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот» 9 класс

    Урок "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"...

    открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

    Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....

    Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"

    Урок изучения нового материала. Методы урока  - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...

    Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

    Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...