Особенности строении клеток эукариот и прокариот. 9 кл биология
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.расширить базу биологических знаний путем включения в нее новых элементов.

Предметные: характеризовать особенности строения клеток эукариот и прокариот, давать определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры», сравнивать особенности строения клеток  с целью выявления сходства и различия.

Метапредметные:

Познавательные: умение выявлять сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Регулятивные: умения ставить цели, задачи, формулировать учебную проблему, планировать личную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к собственному мнению.

Личностные: осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение, умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Осознание важности получения знаний.              

Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_klass.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

9 кл биология Тема: Особенности строении клеток эукариот и прокариот

Дата проведения: 25.11.21г

Цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.расширить базу биологических знаний путем включения в нее новых элементов.

Предметные: характеризовать особенности строения клеток эукариот и прокариот, давать определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры», сравнивать особенности строения клеток  с целью выявления сходства и различия.

Метапредметные:

Познавательные: умение выявлять сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Регулятивные: умения ставить цели, задачи, формулировать учебную проблему, планировать личную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к собственному мнению.

Личностные: осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение, умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Осознание важности получения знаний.              

Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.

Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры, сходства и отличия строения клеток эукариот и прокариот.

Учащиеся должны уметь: называть особенности строения клеток эукариот и прокариот, давать определения понятиям: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры, сравнивать особенности строения клеток, анализировать информацию, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Средства обучения (обеспечение урока):  таблицы «Прокариоты», «Эукариотические клетки», «Бактерии, сине-зеленые водоросли», «Растительная и животная клетки», текст «Прокариотические клетки – бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)», информационно-раздаточная таблица Insert, мультимедийный проектор, доска, презентация.

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – изучение нового материала  словесно-наглядного, проблемного, частично поискового и проектного методов.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал - таблицы.

План урока

1)Организационный момент

2) Актуализация знаний обучающихся.

3)Изучение нового материала.

4)Закрепление изученного материала.

5)Д/з

6) Подведение итогов.

1)Организационный момент

(СЛАЙД1)Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков, мы расширяли свои знания о строении эукариотической клетки. Предлагаю подумать о чем пойдет сегодня речь. Просмотр в\ф

Интересное о клетке человека (в\фр)  https://yandex.ru/video/preview/?text=интересные+факты+о+клетках&path=wizard&parent-reqid=1637770356600773-11530622498859670504-vla1-0467-vla-l7-balancer-8080-BAL-4816&wiz_type=vital&filmId=12665901931253416764&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dbz3CC4Zu72k 

Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки.

(СЛАЙД 2)Установите соответствие между названием органоида
и выполняемыми функциями.(тест)

Молодцы, ребята! Таким образом, мы повторили строение органоидов  эукариотической клетки.

Как вам уже известно, клетка служит основой строения всех живых организмов: микроорганизмов, грибов, растений и животных. Клетка - это элементарная единица организма.

(СЛАЙД 3)Сообщение темы и целей урока.

Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Особенности строения клеток эукариот и прокариот».

(СЛАЙД 4)Сегодня на уроке мы обобщим  строение прокариот и эукариот  установить разницу в строении прокариот и эукариот.

2) Актуализация знаний обучающихся.

Учитель. На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это разнообразие может быть отнесено либо эукариотам, либо к прокариотам или к не клеточным формам жизни. Работа с микроскопом(препараты)

 Учитель организует парную, групповую работу  в тетради. Предлагает учащимся вспомнить все, что они знают о бактериях, грибах, растениях и животных клетках и записать опорными словами в виде кластера. (5 групп –работают с информационными карточками)

Питание                   Дыхание                Размножение               Среда обитания

Значение в природе (+)                                                                                         Значение в природе ( - )

3 Обобщение материала. Лабораторная работа №2

Тема: Изучение строения клеток прокариот и эукариот

        Цель: Изучить строение клеток прокариот и эукариот с помощью микроскопа.

        Оборудование и материалы: световой микроскоп, предметные стекла, стеклянные палочки,пинцет, препараты бактерий, эпителии клеток, эпидермы лука, клетки грибов, образцы животных клеток.

  1. Заполнение таблицы
  2. Выполнить рисунки бактерий,  клетки грибов,  животных клеток и растений.
  3. Записать вывод

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

Ядерная оболочка

-

+

Плазматическая мембрана

+

+

Митохондрии

-

+

ЭПС

-

+

Рибосомы

+Имеются - 70 S

+Имеются - 80 S (в цитоплазме), 70 S (в органеллах)

Вакуоли

-

+ у растений

Лизосомы

-

+

Клеточная стенка

Имеется, состоит из аминосахаров и мурамовой кислоты

Отсутствует у животных клеток, у растительных клеток состоит главным образом из целлюлозы

Капсула

+ Если имеется, то состоит из мукополисахаридов

-

Комплекс Гольджи

-

+

Размножение

Бинарное

Митоз (у половых клеток - мейоз)

Движение какое и с помощью чего

Амебоидное отсутствует

Имеются у некоторых видов жгутики,

Амебоидное есть Имеются у некоторых видов жгутики

Питание

-

+

Способ дыхания

Аэробный или анаэробный

Аэробный

Среда обитания

 СЛАЙД 11)Какой вывод мы можем сделать из этих данных?

Вывод:

)Каковы отличительные признаки прокариотической клетки?Чтобы ответить на этот вопрос, изучим прокариотическую клетку на примере строения бактериальной  клетки.

-Прокариоты обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм.

-У них нет ядерной оболочки, единственная хромосома имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки.

-Клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и придающая ей прочность.

-Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т.е нет пластид, митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи.

-Рибосомы мелкие. Прокариоты передвигаются пассивно, с помощью водных или воздушных течений. Только некоторые из них имеют органеллы движения – жгутики и реснички.

(СЛАЙД 8)По способу дыхания прокариоты делятся на аэробов и анаэробов. Первым для дыхания нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.

С другой стороны многие прокариоты способны захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут эукариотические организмы.

(СЛАЙД 9)Разнообразие прокариотов.

Прокариоты чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Давайте, посмотрим видео.

Вы заметили, что бактерии не боятся ни жары, ни холода, ни высыхания? От чего же это зависит? Ответа найдем в учебнике.

 (СЛАЙДЫ 12)Итак, в чем сходства и различия в строении прокариот и эукариот?

4. Закрепление изученного материала.

(СЛАЙД 19)5.Домашнее задание.Открываем дневники, записываем д/з 2.7-2.12 повторить, решить тест.

(СЛАЙД 20)6. Подведение итогов:

Я считаю, что мы достигли цель урока:

Мы расширили свои знания о прокариотах.

Сравнили строение прокариот и эукариот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот» 9 класс

Урок "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"

Урок изучения нового материала. Методы урока  - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...

«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»

-  продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;- способствовать формированию целостных представлений о живой природе...

Открытый урок по биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Данный урок соответствует всем требованиям  и стандартам ФГОС, и позваляет каждому ученику на уроке проявить свои творческие спасобности....

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Самостоятельная работа по теме "Сравнение клеток Эукариот и Прокариот"

Данныый материал может быть использован при организации самостоятельной работы при изучении темы "Сравение клеток Эукариот и Прокариот"...