Главные вкладки

    технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Тарасова Елена Владимировна

     технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plastidy.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

    Тема

    Особенности строения клеток. Пластиды.

    Тип урока

    Урок изучения нового материала.

    Образовательные ресурсы

    ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапанюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.:  «Просвещение», 2015 г, электронное приложение к учебнику.

    Цель

    Сформировать понятие «пластиды», «хлоропласты».  Продолжить формировать навык работы с микроскопом и готовить микропрепараты и делать рисунки.

    Задачи

    Обучающие: Сформировать понятие «пластиды», «хлоропласты».  С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

    Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление  через совершенствование умений анализировать, обобщать; продолжить формировать навык работы с микроскопом и готовить микропрепараты и делать рисунки.

    Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

    Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

    Формы и методы обучения

    Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения.

    Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

    Основные понятия и термины

    Пластиды, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

    Планируемые результаты

    Личностные: интерес к работе с новым оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

    Метапредметные: 

    1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

    2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой; учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

    3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

    Предметные: у учащихся формируются понятия о пластидах (хлоропластах, лейкопластах, хромопластах); учащиеся учатся рассматривать микропрепараты  в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.

    Технологическая карта урока

           Этап урока

    Содержание учебного материала

    Функции и виды деятельности преподавателя

    Формы и виды деятельности обучающихся

    Планируемые результаты УУД

    1. Организационный момент

    Здравствуйте ребята!

    Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    Учитель проверяет готовность к уроку психологически настраивает на работу.

    Ученики встали, настроились на работу, провели на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам  

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

    2. Проверка домашнего задания

    Тестовый контроль по теме «Строение клетки: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли».

    Работа с тестовыми заданиями.

    Обучающиеся письменно работают с тестовыми заданиями.

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.  

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    3.Актулизация знаний, сообщение темы и целей урока.

    Давайте  посмотрим части клетки на образце  микропрепарата  чешуи лука  и покажем, друг другу, где расположены нами изученные органоиды в  клетки.

    1 вариант – настраивает микроскоп.

    2 вариант – показывает части клетки.

    Если обучающиеся 1 варианта правильно настроили микроскоп, то ребята 2 варианта смогут показать все части клетки.

    Какие части клетки вы увидели? (оболочку, цитоплазму, ядро)

    Я вам выдам еще один образец микропрепарата, найдите все изученные органоиды  клетки. Есть ли какой – то органоид клетки на выданном образце, который мы не изучали?

    Учащиеся: Смотрят в микроскоп и  сообщают, что появился еще один органоид зеленого цвета, который ими  не изучен

    Как называются эти мелкие тельца? Ответ найдите в тексте учебника на стр.37, прочитайте информацию.

    Мелкие тельца – пластиды, органоиды придающие окраску листьям, цветкам, плодам и они могут быть не только зелёного цвета.

    Сформулируйте тему  урока: Особенности строения  клеток. Пластиды.

    Какова цель нашего урока?

    - Узнать что такое пластиды, какие они бывают, какую функцию выполняют.

    Координирует работу учащихся.

    Записывают тему себе в тетрадь.

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.  

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    4.Изучение нового материала

    Итак, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды.

    Цвет пластидам обеспечивают пигменты.

    Хлоропласты - содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

    Хромопласты – содержат оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью.

    Лейкопласты- бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля.

    Демонстрация: пластиды могут взаимопереходить друг в друга (демонстрация позеленённого клубня картофеля (на свету лейкопласты переходят в хлоропласты)  и осенних листьев (хлоропласты переходят в хромопласты)).

    Учитель рассказывает о строении пластид, какие бывают пластиды, какие функции выполняют. Демонстрация материала электронного приложения, рисунков учебника.

    Обучающиеся работают индивидуально, в парах, группах, отвечают на вопросы, самостоятельно осмысливая текст учебника.

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.  

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты. Развитие умения  построения логической цепи рассуждения.  

    5.Физкультминутка.

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись.

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    Чтоб писать, читать, считать

    И совсем не уставать.

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова.

    Хоть зарядка коротка,                      

    Отдохнули мы слегка.

    Контролирует правильность выполнения упражнений.

    Учащиеся выполняют  действия, предложенные учителем.

    6.Первичное закрепление изученного материала.

    Лабораторная работа №3

    «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов».

    1.Выполните лабораторную работу «Пластиды в клетках листа элодеи» (см. учебник, стр.34). Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды. Рассмотрите клетки листа элодеи. Найдите в клетках пластиды. Зарисуйте несколько клеток. Обозначьте на рисунке основные части клетки, пластиды (как они называются?).

    2.Выполните лабораторную работу «Пластиды в клетках плодов томатов» (см. учебник, стр. 34 – 35). Приготовьте препарат клеток плодов томатов. Для этого в каплю воды на предметном стекле нанесите частицу мякоти плода. Найдите в клетках мякоти плодов томатов пластиды. Зарисуйте несколько клеток. Обозначьте на рисунке основные части клеток, пластиды.

    3.Сравните строение клетки мякоти плодов томата с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука. На основе строения сделайте вывод о наличии пластид и их окраске.

    Вывод:

    Обсуждение результатов работ        

    1.Какие части клеток вы увидели в световой микроскоп в листе элодеи, в клетке плода томата, в клетке кожицы чешуи лука? (ядро, оболочку, цитоплазму, пластиды)

    2.Какие пластиды вы видели в клетке листа элодеи? Какого они цвета? (хлоропласты, зелёные)

    3.Какие пластиды вы видели в клетке плода томата? Какого они цвета? (хромопласты, красные, оранжевые)

    4.Какие пластиды вы видели в кожице чешуи лука? Какого они цвета? (пластид не видели, так как они бесцветные, лейкопласты).

    Итак, какие бывают пластиды? Чем они отличаются друг от друга?

    У вас на столах лежат овалы разного цвета (соответственно цветам пластид в клетках). Я вам буду задавать вопросы, а вы поднимаете овал необходимого цвета.

    1. В клетках листа элодеи вы увидели пластиды… (хлоропласты)

    2. Бесцветные пластиды…. (лейкопласты)

    3. Окраску плодам, лепесткам придают… (хромопласты)

    4.Какие пластиды содержатся в клетках чешуи лука…… (лейкопласты)

    5. Лейкопласты на свету превращаются в…. (хлоропласты)

    6. Хлоропласты на свету могут превращаться в…. (хромопласты)

    7.Осенью, когда дни становятся короче, хлоропласты листьев превращаются в……(хромопласты)

    8. Красные или жёлтые пластиды…. (хромопласты)

    9.  В каких пластидах содержится хлорофилл….. (хлоропласты)

    10. Какие пластиды встречаются в клубнях картофеля…. (лейкопласты)

    Учитель предлагает обучающимся выполнить задания и ответить на вопросы, помогает осмыслить задания.

    Обучающиеся выполняют задания.

    Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения  построения логической цепи рассуждения  

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.  

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

    Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    7. Домашнее задание.  

    Домашнее задание:
    §8, изготовить модель – аппликацию «Строение клетки».

    Рассказ учителя.

    Записывают домашнее задание.

    8. Рефлексия.

    Какую тему мы изучили на сегодняшнем уроке?

    - Какие понятия мы изучили?

    - Где можно применить новые знания?

    Оцените свою работу на уроке.

    Задает вопросы, уточняет ответы.

    Отвечают на вопросы.

    Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)

    Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....

    Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе

    Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...

    Технологическая карта урока биологии по теме "Особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий" (6 кл)

    Данная разработка содержит технологическую карту урока и приложения. Материал ориентирован на УМК Лапшиной В.И., Рокотовой, изд-во "Академкнига/Учебник"....

    Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

    Данная работа поможет учителю быстро и эффективно подготовиться к уроку. Содержит цели и задачи, планируемый результат, методы и технологии применяемые на уроке....

    Технологическая карта урока биологии по теме: «Мутации» (9 класс)

    Урок с использованием технологии проблемного обучения...

    Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

    Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

    Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

    Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...