Викторина «В мире биологии»
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Растопчина Нина Леонидовна

Разработка внеклассного мероприятия по биологии для студентов 9 класса (1 курса СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl.meropriyatie-viktorina_po_biologii.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Разработка

внеклассного мероприятия

Викторина «В мире биологии»

2015 год

Утверждено

на  заседании  ЦМК ОГСЭ и МОЕНД                                                

Протокол № 8  от  « 7 » мая  2015  г.

Составитель: 

Растопчина Н.Л.,  преподаватель биологии  первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»

Пояснительная записка

Не секрет, что биологическая наука является одной из интереснейших, потому как объединяет в себе знания об окружающей нас природе. Эти знания помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, эффективно применять их на практике при изучении биологических процессов и явлений.

Данное внеклассное мероприятие-викторина «В мире биологии» проводится среди студентов нового набора разных отделений и направлено на расширение кругозора и формирование познавательной активности у студентов.

В викторине принимают участие студенты разных групп 1 курса, объединенные в команды.

Викторина рассчитана на 2 команды. Задания викторины построены по принципу вопросов, которые задаются поочередно каждой из команд. Если какая-либо команда затрудняется с ответом, то ответ передается следующей команде.

За правильный ответ каждая команда получает определенное количество баллов. После каждого конкурса подсчитываются баллы. Затем эти баллы суммируются, и выявляется победитель.

На примере данной викторины  мы реализуем следующие ОК:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Цели мероприятия:

  1. Дидактические:
  • познакомить студентов с заданиями разного уровня;
  • способствовать применению полученных знаний по биологии на практике

2. Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей студентов;
  • способствовать умению быстро анализировать информацию;
  • способствовать  развитию внимания, памяти, воображения;
  • поощрять стремления студентов  к самовыражению, к творчеству;
  • способствовать развитию умений работать в команде

  1. Воспитательные:
  • способствовать сплочению коллектива через включение студентов  в совместную подготовку к мероприятию

Тип мероприятия: викторина

Место проведения:  учебная аудитория

Участники        : студенты 1- 2 курсов

Оборудование

  • проектор,
  • ноутбук
  • презентация;
  • фломастеры, сигнальные карточки, песочные часы, ватман, листы бумаги;

Ход викторины

Конкурс №1

«Знаешь ли ты учёных?..»

Правила:

  Вопросы задаются поочередно каждой команде.

  За правильный ответ – 2 балла

1 команда

1 вопрос:

  • этот ученый главный труд своей жизни назвал иронически «Чертовым евангелием»;
  • в качестве натуралиста он совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»…

Ответ:

Чарльз Дарвин

 

1 команда

2 вопрос:

  • этот ученый – основатель эмбриологии, открыл яйцеклетку у млекопитающих;
  • но не все знают, что он также научил приготовлять и ввел в народное употребление каспийскую селедку…

Ответ:

Карл Бэр

2 команда

1 вопрос:

  •  дед этого выдающегося ученого был крепостным крестьянином, а отец директором мануфактуры;
  • он установил основные центры происхождения культурных растений…

Ответ:

 Николай Иванович Вавилов

 

2 команда

2 вопрос:

  • этот французский естествоиспытатель создал первую целостную эволюционную теорию и впервые разделил животных на позвоночных и беспозвоночных;
  • он же ввёл в науку термин «биология»…

Ответ:

Жан Батист Ламарк

После каждого конкурса – подсчет результатов.

Конкурс №2

«Живая природа...»

Правила:

  Вопросы задаются поочередно каждой команде.

  За правильный ответ – 2 балла

1 команда

1. Известно, что у человека кровь красного цвета.

Вопрос: почему аристократов раньше называли людьми с «голубой» кровью?

Ответ:  Так говорили в Испании о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров) вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь

2 команда

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло мир. Со вторым же его открытием люди борются до сих пор во всём мире…

Вопрос:  назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир

Ответ: Христофор Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией был завезён табак. Именно с курением табака люди борются по сей день во всем мире…

1 команда

2.  Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она попыталась сбежать от него. Когда же ее силы при побеге были на исходе, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!...»

Вопрос: про какое растение говорится в этой легенде?

Ответ:  Так появился лавр благородный…

2 команда

2. Около 100 лет назад при помощи этого насекомого у шведов в Бранденбурге проходили выборы губернатора. Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Губернатором избирался тот, на чью бороду оно заползало…

Вопрос:  о каком насекомом идёт речь?

Ответ:  вошь

Конкурс №3

«Знаете ли вы основы цитологии?..»

Задание командам:

  Необходимо из предложенного материала собрать растительную клетку.

  Тот, кто справится с заданием раньше - получает 3 балла.

Конкурс №4

«Любите ли вы ботанику?..»

Правила:

Отвечает та команда, которая раньше поднимет сигнальную карточку.

 Правильный ответ – 2 балла

1. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. Как его название?

Ответ: нарцисс

2. Ткани из этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шло на её изготовление?

Ответ:   лён

3. Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название “человек - корень”. Что это такое?

Ответ: женьшень

4. “Какие великолепные грибы!” – восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. “Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!” Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу?

Ответ:  бледная поганка

5. Старинное поверье утверждало, что данное растение цветёт в глухую июньскую ночь, накануне праздника Ивана Купалы. Говорили, что бутон у него маленький, красный, как раскалённый уголёк, а распустившийся цветок яркий, словно пламя. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделён волшебной силой - может указать клады, скрытые в земле. Но достать цветок никто не мог, так как его охраняла нечистая сила. Что это за растение?

Ответ:  папоротник

6. По преданию, Лакшми - самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывающегося бутона данного цветка, который состоял из 100 больших и 1000 маленьких лепестков. Прародитель Вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а данный цветок символом божественной тайны, которую цветок хранит под защитой своих острых шипов.

Ответ:   роза

Конкурс №5

«Немного истории...»

Правила:

  Отвечает та команда, которая раньше поднимет сигнальную карточку.

  Правильный ответ – 2 балла

  • 1. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это?

Ответ:  саранча

  • 2. В истории человечества она оставила глубокий след, не щадя не только простых людей, но и “сильных мира сего”. Этот паразит явился причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравила жизнь датского принца – жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь она переносила?

Ответ:  чума

Конкурс №6

«Отыщи животное…»

Правила:

   Перед вами лежат листочки с текстами. Если их читать очень внимательно, то можно увидеть спрятавшихся животных. Вам дается 1 минута на то, чтобы их обнаружить.  Найденные животные записываются на листочках и передаются жюри. Вперед!  Каждое угаданное слово – 1 балл.

Конкурс №7

«Блиц - опрос..»

Правила:

  Каждая команда отвечает на 5 вопросов

  За каждый правильный ответ засчитывается  1 балл.

1 команда

1. Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень.

Ответ: обезьяна

2.  Баобаб, Жираф, Коала, Нил, Крокодил.

Что лишнее?

Ответ:  Нил

3. Отгадай загадку:

    На плечах Ивашки 43 рубашки,

    Все из ткани отбеленной, а  поверх пиджак зеленый …

Ответ:  капуста

4. Отгадай загадку:

    Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

    Дунул легкий ветерок – и остался стебелек…

Ответ: одуванчик

5. Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас сомнения. Как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств?

  • а) процедить воду через марлю;
  • б) прокипятить воду;   в) добавить в воду лимонную кислоту

Ответ:  прокипятить воду

2 команда

1. Кит, морж, осьминог, носорог, акула… Что лишнее?

Ответ: носорог

2. Главный принцип этой травки в общем-то простой:

    Голова на солнце – ножки под водой…

Ответ:  рис

3. Какое ядовитое растение является одновременно и лекарственным?

    а) ландыш  б) табак    в) волчье лыко

Ответ:   ландыш

4. Отгадай загадку:

Я капелька лета на тоненькой ножке

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто меня любит – тот рад поклониться.

А имя дала мне родная землица

Ответ: земляника

5. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

а) дереву это нравится б) в ранки попадают споры грибов-паразитов

в) ничего не происходит, а ранки заживут.

Ответ: в ранки попадают споры грибов-паразитов

Конкурс №8

« Знаете ли вы анатомию?..»

Правила:

  Вам предлагается кроссворд. За 1 минуту  нужно его разгадать. Кто с этим справится быстрее – получит 3 балла

Конкурс №9

«Актёрское мастерство»

Правила:

  Вам необходимо мимикой и жестами показать предложенных животных, чтоб другая команда и зрители угадали.

 За удачно изображенного животного команда получает по 1 баллу.

Подведение итогов!

 

Использованная литература и интернет-ресурсы

 для подготовки мероприятия

1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 класс, под ред. В.Б.Захарова. – М:. Дрофа, 2009

2. Болгова И.В., Сборник задач по биологии  - М:. «ОНИКС 21 век», 2005.-255с

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З., ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ.-М:. Интеллект-центр, 2010.-336с

5. Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева и А.О. Рувинского. – М:.Дрофа, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В мире птиц"

Викторина разработана в форме лото. по разделам повышающим позновательную активность учащихся; урок дополнен сведениями о мифологических птицах из  устного народного творчества....

Викторина "Страны мира"

В   7 классе при изучении темы "Страны мира" на этапе обобщения знаний использую занимательные вопросы....

Викторина "В мире искусства"

Викторина проводится на недели искусства,для учеников начальной школы 2-4 классы...

Викторина "В мире сказок"

Викторина для 4-5 классов на знание сказок (герои, авторы0, развивающие и  логические задания....

Урок-викторина "В мире профессий"

Урок-викторина «В мире профессий»для учащихся 9 классов общеобразовательной школы  Цель:формирование положительной мотивации к современному миру профессий в условиях конъюктуры рынка труда....

Урок – викторина «В мире биологии»

Данный урок  предназначен для 9 класса как вводный урок в начале учебного года.  Он очень хорошо подходит для стимулирования интереса к предмету биология. Соревнуясь, ребята вспоминают пройд...

Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"

Программа элективного курса по биологии для 9 класса....