Урок биологии в 7 классе "Многообразие земноводных Республики Татарстан"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Данный урок является авторским. Предназначен для обучающихся 7 класса. Урок проводится в виде игры "Умники и умницы". От учащихся требуется самостоятельная подготовка. Предлагается литература и ссылки в интернете для дополнительного познавательного материала по теме "Класс Земноводные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zemnovodn_rt.docx23.02 КБ
Файл urok_zemnovodn_rt.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Чистопольский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кубасская средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии в 7 классе в форме игры «Умники и умницы»

по теме  «Строение и жизнедеятельность земноводных.  

Многообразие земноводных Республики Татарстан».

                                                                                  Разработала:

                                                                         Суханова Ольга Андреевна,  

                                                                        учитель биологии    первой                                                                                                                                                        

                                                                            квалификационной категории

                                                   

2015 г.

                            Строение и жизнедеятельность земноводных.  

Многообразие земноводных Республики Татарстан.

( игра «Умники и умницы», биология 7 класс.)

Суханова О.А., учитель биологии,

МБОУ «Кубасская  средняя общеобразовательная  школа», Чистопольский район.

Цели урока:

Образовательная: раскрыть многообразие земноводных Республики Татарстан, в связи с приспособлением их к среде обитания, показать значение и роль земноводных в природе.

Развивающая: продолжить формировать умения: самостоятельно добывать знания из дополнительных источников, сравнивать характерные  признаки земноводных с другими классами изученных животных, вести наблюдение за животными в естественных условиях, развивать мышление, воображение.

Воспитательная: экологическое воспитание: подчеркнуть значение чистоты водоемов РТ, необходимости охраны земноводных.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, стенд «Земноводные Красной книги Татарстан», слайды «Земноводные Республики Татарстан», таблица «Класс Земноводные», географическая карта Республики Татарстан,  черный ящик, ласты,  «ордена» для «умников», вырезанные в форме лягушки, дорожки: красная, желтая, зеленая.

Межпредметные связи:

- с физикой: использование понятий: «Архимедова сила», «плотность», «сила земного притяжения», «рычаг»;

-  с химией: использование знаний содержания кислорода в воде и воздухе;

- с экологией: экологическая изоляция некоторых видов лягушек Республики Татарстан ;

- с географией: путешествие по карте Республики Татарстан;

- с литературой: использование отрывка стихотворения  А. Филатова «Лягушка»,  пословицы о лягушке.

Правила игры:

     Перед игрой проводится соревнования между учащимися (за правильный ответ дается «орден», вырезанный  в виде лягушки) для определения первого, второго и третьего мест.

   Игрок, занявший первое место, имеет право на выбор дорожки. После него дорожку выбирает игрок, занявший второе место. Третьему игроку достается оставшаяся дорожка.

    Дорожки:

- красная: без права на ошибку (игрок в случае неверного ответа выбывает из игры), но самая короткая;

- желтая: позволяет игроку совершить одну ошибку (после второй – игрок выбывает), но путь к финишу становиться на один ход длиннее;

- зеленая: игроку можно совершить две ошибки, но при этом удлиняется путь к финишу на два хода.

Задания для игрока на зеленой дорожке.

1.Перечислите земноводных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.

(Тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая, жаба серая).

2.Растут ли лягушки зимой? Почему? (Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и т.д. У лягушек резко понижается обмен веществ, клетки тела не делятся. Рост лягушек не происходит).

3.Когда лягушки нашей местности становятся половозрелыми? (Половозрелыми лягушки становятся через 3 года).

4.Какова роль водной растительности в жизни лягушек? (Водная растительность для лягушек: поставляет кислород, необходимый для кожного дыхания, укрывает их от действия солнечных лучей, является убежищем для хищников, служит местом для откладывания икры. Необходимо защищать водоемы от загрязнения).

5. Одна  пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой  стул, все равно она опять в лужу прыгнет». Каков здесь  биологический смысл ? (Легкие лягушки имеют примитивное строение и обеспечивает организм кислородом только на 49%.

Легочное дыхание дополняется сильно развитым кожным дыханием. Голая кожа, имеющая развитую сеть кровеносных сосудов, должна постоянно быть влажной. Кожное дыхание позволяет длительно быть на дне водоемов).

Задания для игрока на желтой  дорожке.

1. Где в РТ охраняют серую жабу? (Серую жабу охраняют в Национальном парке

«Нижняя Кама». Он организован в 1991 году, с целью сохранения уникальных природных компонентов на востоке Татарстана, для исследовательских и образовательных целей. Общая площадь составляет 261,1 кв. км. Включает лесные массивы, луга с озерами на Каме).

2. В «черном ящике» находится предмет, который используется для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Какой предмет здесь находится? Кто впервые его сконструировал? (Ножные   ласты. Впервые   ножные ласты были сконструированы Луи де Корле в 1929 году).

3.Представьте, вы встретили жерлянку и жабу. Можно ли отличить их по строению глаз?  (Зрачки  глаз  у жаб (и  у лягушек) -  горизонтальные, а у жерлянок – вертикальные.

4.Жаба за ночь теряет 15 % своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

(Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы при помощи специального участка кожи на животе и в паху).

5.Озерная и прудовая  лягушки в РТ обитают в одном водоеме, но не скрещиваются между собой. Как можно объяснить этот факт? (Циклы их размножения не совпадают по времени (экологическая изоляция). Размножение озерной лягушки

происходит сразу после ледохода. Прудовая приступает к размножению, когда у озерной лягушки появляются головастики.

Задания для игрока на красной  дорожке.

1.Когда был создан Волжско  - Камский заповедник? Какова  фауна Раифы?

(Волжско – Камский заповедник создан в 1960 году, занимает площадь 10,1 тыс. га и состоит из двух частей – Раифской (Зеленодольский район) и Саралинской (Лаишевский район). Фауна Раифы включает большинство представителей фауны республики: до 55 видов млекопитающих, около 195 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных и 17 видов рыб).

2.Комары  никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему? (Насекомые не кусают земноводных из-за ядовитого секрета, который вырабатывают ядовитые железы. Эти железы образуют скопления по бокам головы (жабы) или разбросаны по спине в виде бугорков (тритоны, лягушки).

3.Концентрация сахара (глюкозы) в крови замороженных лягушек очень высокая (4,5 г на 100 мл. крови). Почему лягушки не заболевают диабетом после размораживания? (В  ходе размораживания  тела лягушки избыточный сахар превращается  в  гликоген. Этот   процесс  препятствует появлению у лягушки диабета)

4.Какую лягушку, обитающую в нашей местности, называют настоящий «землекоп»? (Чесночница – настоящий «землекоп». За 2-3 минуты она способна вырыть нору. Нора – убежище для чесночницы. В норе она проводит светлую часть суток, а также скрывается от опасности. Копать нору ей помогает пяточный бугор

(«лопата») – большие ороговевшие мозоли задних конечностей. Погружается в почву чесночница задом, поддерживая свое тело почти вертикально).

5.          Эй, лягушки, как живете?

            Что за песни вы поете?

           Знаю ноты «до» и «фа»

            но не знаю  ноты «ква»

            Неужели – ква, ква, ква

            В песне вашей все слова?

                                                 А. Филатов.

     Я прочитала строчки из веселого детского стихотворения и убеждена в том, что вам не раз приходилось слышать разнообразные звуки  лягушек.

      Установите соответствие:

      Виды:                                                                                   Звуки:

  1. Краснобрюхая жерлянка                                    а) «Тук, тук, тук….»
  2. Травяная лягушка                                                б) «Коэкс, коэкс…»
  3. Озерная лягушка                                                  в) «Унк, унк…..»
  4. Прудовая лягушка                                               г) «Уорр, уорр, круу….»
  5. Обыкновенная чесночница                                 д) «Роор, роор….»

Ответ: 1) в; 2) д; 3) г;  4) б; 5) а.

Подведение итога урока. Награждение победителей.

 

Литература:

1.Атлас Tartarica. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня. Раздел «Природа»: справочно-энциклопедическое изд.- М.: Дизайн. Информация. Картография. 2006.

2.Акимушкин И.И. Мир животных. М.., АСТ. 1999.

3.Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных.- Тула «Родничок», 1999.

4. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе.- Казань Издательство «Идель- Пресс», 2006.



Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Чистопольский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кубасская средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии в 7 классе в форме игры «Умники и умницы»

по теме  «Строение и жизнедеятельность земноводных.  

Многообразие земноводных Республики Татарстан».

                                                                                  Разработала:

                                                                         Суханова Ольга Андреевна,  

                                                                        учитель биологии    первой                                                                                                                                                        

                                                                            квалификационной категории

                                                   

2015 г.

                            Строение и жизнедеятельность земноводных.  

Многообразие земноводных Республики Татарстан.

( игра «Умники и умницы», биология 7 класс.)

Суханова О.А., учитель биологии,

МБОУ «Кубасская  средняя общеобразовательная  школа», Чистопольский район.

Цели урока:

Образовательная: раскрыть многообразие земноводных Республики Татарстан, в связи с приспособлением их к среде обитания, показать значение и роль земноводных в природе.

Развивающая: продолжить формировать умения: самостоятельно добывать знания из дополнительных источников, сравнивать характерные  признаки земноводных с другими классами изученных животных, вести наблюдение за животными в естественных условиях, развивать мышление, воображение.

Воспитательная: экологическое воспитание: подчеркнуть значение чистоты водоемов РТ, необходимости охраны земноводных.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, стенд «Земноводные Красной книги Татарстан», слайды «Земноводные Республики Татарстан», таблица «Класс Земноводные», географическая карта Республики Татарстан,  черный ящик, ласты,  «ордена» для «умников», вырезанные в форме лягушки, дорожки: красная, желтая, зеленая.

Межпредметные связи:

- с физикой: использование понятий: «Архимедова сила», «плотность», «сила земного притяжения», «рычаг»;

-  с химией: использование знаний содержания кислорода в воде и воздухе;

- с экологией: экологическая изоляция некоторых видов лягушек Республики Татарстан ;

- с географией: путешествие по карте Республики Татарстан;

- с литературой: использование отрывка стихотворения  А. Филатова «Лягушка»,  пословицы о лягушке.

Правила игры:

     Перед игрой проводится соревнования между учащимися (за правильный ответ дается «орден», вырезанный  в виде лягушки) для определения первого, второго и третьего мест.

   Игрок, занявший первое место, имеет право на выбор дорожки. После него дорожку выбирает игрок, занявший второе место. Третьему игроку достается оставшаяся дорожка.

    Дорожки:

- красная: без права на ошибку (игрок в случае неверного ответа выбывает из игры), но самая короткая;

- желтая: позволяет игроку совершить одну ошибку (после второй – игрок выбывает), но путь к финишу становиться на один ход длиннее;

- зеленая: игроку можно совершить две ошибки, но при этом удлиняется путь к финишу на два хода.

Задания для игрока на зеленой дорожке.

1.Перечислите земноводных, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.

(Тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая, жаба серая).

2.Растут ли лягушки зимой? Почему? (Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и т.д. У лягушек резко понижается обмен веществ, клетки тела не делятся. Рост лягушек не происходит).

3.Когда лягушки нашей местности становятся половозрелыми? (Половозрелыми лягушки становятся через 3 года).

4.Какова роль водной растительности в жизни лягушек? (Водная растительность для лягушек: поставляет кислород, необходимый для кожного дыхания, укрывает их от действия солнечных лучей, является убежищем для хищников, служит местом для откладывания икры. Необходимо защищать водоемы от загрязнения).

5. Одна  пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой  стул, все равно она опять в лужу прыгнет». Каков здесь  биологический смысл ? (Легкие лягушки имеют примитивное строение и обеспечивает организм кислородом только на 49%.

Легочное дыхание дополняется сильно развитым кожным дыханием. Голая кожа, имеющая развитую сеть кровеносных сосудов, должна постоянно быть влажной. Кожное дыхание позволяет длительно быть на дне водоемов).

Задания для игрока на желтой  дорожке.

1. Где в РТ охраняют серую жабу? (Серую жабу охраняют в Национальном парке

«Нижняя Кама». Он организован в 1991 году, с целью сохранения уникальных природных компонентов на востоке Татарстана, для исследовательских и образовательных целей. Общая площадь составляет 261,1 кв. км. Включает лесные массивы, луга с озерами на Каме).

2. В «черном ящике» находится предмет, который используется для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Какой предмет здесь находится? Кто впервые его сконструировал? (Ножные   ласты. Впервые   ножные ласты были сконструированы Луи де Корле в 1929 году).

3.Представьте, вы встретили жерлянку и жабу. Можно ли отличить их по строению глаз?  (Зрачки  глаз  у жаб (и  у лягушек) -  горизонтальные, а у жерлянок – вертикальные.

4.Жаба за ночь теряет 15 % своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

(Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы при помощи специального участка кожи на животе и в паху).

5.Озерная и прудовая  лягушки в РТ обитают в одном водоеме, но не скрещиваются между собой. Как можно объяснить этот факт? (Циклы их размножения не совпадают по времени (экологическая изоляция). Размножение озерной лягушки

происходит сразу после ледохода. Прудовая приступает к размножению, когда у озерной лягушки появляются головастики.

Задания для игрока на красной  дорожке.

1.Когда был создан Волжско  - Камский заповедник? Какова  фауна Раифы?

(Волжско – Камский заповедник создан в 1960 году, занимает площадь 10,1 тыс. га и состоит из двух частей – Раифской (Зеленодольский район) и Саралинской (Лаишевский район). Фауна Раифы включает большинство представителей фауны республики: до 55 видов млекопитающих, около 195 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных и 17 видов рыб).

2.Комары  никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему? (Насекомые не кусают земноводных из-за ядовитого секрета, который вырабатывают ядовитые железы. Эти железы образуют скопления по бокам головы (жабы) или разбросаны по спине в виде бугорков (тритоны, лягушки).

3.Концентрация сахара (глюкозы) в крови замороженных лягушек очень высокая (4,5 г на 100 мл. крови). Почему лягушки не заболевают диабетом после размораживания? (В  ходе размораживания  тела лягушки избыточный сахар превращается  в  гликоген. Этот   процесс  препятствует появлению у лягушки диабета)

4.Какую лягушку, обитающую в нашей местности, называют настоящий «землекоп»? (Чесночница – настоящий «землекоп». За 2-3 минуты она способна вырыть нору. Нора – убежище для чесночницы. В норе она проводит светлую часть суток, а также скрывается от опасности. Копать нору ей помогает пяточный бугор

(«лопата») – большие ороговевшие мозоли задних конечностей. Погружается в почву чесночница задом, поддерживая свое тело почти вертикально).

5.          Эй, лягушки, как живете?

            Что за песни вы поете?

           Знаю ноты «до» и «фа»

            но не знаю  ноты «ква»

            Неужели – ква, ква, ква

            В песне вашей все слова?

                                                 А. Филатов.

     Я прочитала строчки из веселого детского стихотворения и убеждена в том, что вам не раз приходилось слышать разнообразные звуки  лягушек.

      Установите соответствие:

      Виды:                                                                                   Звуки:

  1. Краснобрюхая жерлянка                                    а) «Тук, тук, тук….»
  2. Травяная лягушка                                                б) «Коэкс, коэкс…»
  3. Озерная лягушка                                                  в) «Унк, унк…..»
  4. Прудовая лягушка                                               г) «Уорр, уорр, круу….»
  5. Обыкновенная чесночница                                 д) «Роор, роор….»

Ответ: 1) в; 2) д; 3) г;  4) б; 5) а.

Подведение итога урока. Награждение победителей.

 

Литература:

1.Атлас Tartarica. История татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня. Раздел «Природа»: справочно-энциклопедическое изд.- М.: Дизайн. Информация. Картография. 2006.

2.Акимушкин И.И. Мир животных. М.., АСТ. 1999.

3.Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных.- Тула «Родничок», 1999.

4. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе.- Казань Издательство «Идель- Пресс», 2006.