Рабочая программа по ФГОС по биологии в 6 классе (Пасечник)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Тихонов Владимир Александрович

Рабочая программа по ФГОС по биологии в 6 классе (Пасечник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_6_klass_fgos_2016-2017.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «___»_______2016 г

№_____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2016 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______________биологии________________________

(предмет, курс)

класс _________________6_________________________

срок реализации программы__________1 год____________

учитель __Тихонов В.А., ---____________

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 6 класс

Цели и задачи:

Основные цели изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.

Нормативные  документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 на 2016-2017 учебный год;


Сведения о программе
, на основании которой разработана рабочая программа.

  • «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Программа авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.),

Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся


       Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.   В ней также   соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.

Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых,  в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа составлена без внесения изменений.

Используемые учебники:

 Автор: Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /
Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2012 – 144 с.: ил.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2016 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение ОБЖ в 5 классе составит 35 часа.

1 четверть – 9 часов    

2 четверть  – 7 часов    

3 четверть – 10 часов    

4 четверть – 8 часов

Используемые технологии: 

 

  • Технология критического мышления
  • Технология развивающего обучения
  • Проектная и исследовательская деятельность

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;
  • фронтальный опрос;
  • зачет

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

  Многообразие покрытосеменных  растений.       6 класс      (35 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

                                      

                                                  Раздел 3. Классификация растений (б ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

                                                          Резервное время — 2 ч

                          Календарно – тематическое планирование 6 класс  

п/п

Тема урока/домашнее задание

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД, ИКТ компетентности

Личностные результаты

1.

2.

4.

5.

6.

7.

РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1.

Строение семян двудольных растений

Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений»

Задание на дом

Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений».

Семя : главные части семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек

Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян

Р: Умение высказать предположение и его доказать;

  умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную

 П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями  

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий.

Формирование мотивации (учебной, социальной )

Развитие навыков сотрудничества  ; развитие самостоятельности;  .

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

2.

Строение семян однодольных растений

Л.Р №2 «Изучение строения семян однодольных растений»

Задание на дом

Изучить § 1 до конца, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа

однодольные; семядоля; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка.

Формирование умения определить существенные различия однодольных растений

 

Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную

 П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий,  

 

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

  Осознанной

3

Виды корней. Типы корневых систем 

Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

      Задание на дом

Изучить § 2, выполнить задания в конце параграфа

главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочко ватая корневые   системы

.

Формирование умения определить   понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система».

Р :  умение преобразовывать практическую  задачу в познавательную

 П:   Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

  формирование осознанной мотивации к выполнению задания

4

Строение корней

Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Задание на дом

Изучить § 3, ответить на вопросы

главный, боковые, придаточные корни; стержневая и     мочковатая  корневые системы

Формирование понятий  «зоны корня» «корневой чехлик», «зона деления»,  «зона роста»  (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения».

Р:Умение высказывать предположение и его доказать.

П:   Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при     сборе информации на основе практических опытов

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение  толерантного и межкультурного взаимодействия в паре

5

Условия произрастания и видоизменения корней

Задание на дом

Изучить § 4, ответить на вопросы

корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».

имеют представление о видоизменениях

корней как результате приспособления растений к условиям существования.

Р:Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы,

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Задание на дом

Изучить § 5, ответить на вопросы  

побег; почка;

верхушечная,

пазушная, придаточная

 почки; вегетативная, генеративная почки; конус нарастания; узел; междоузлие

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах,

 рисунках и натуральных объектах

Р:   составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,  

П: Использовать приёмы работы с информацией 

К: определение целей,  , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

7

Внешнее строение листа

Л. Р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

Задание на дом

Изучить § 6,ответить на вопросы  

листовая пластинка; черешок; листья черешковые и сидячие; листья простые и сложные; жилкование

Научатся объяснять смысл   определять основные части листа на схемах, таблицах,

 рисунках и

натуральных объектах,

характеризовать строение простых и сложных листьев

Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

П: Использовать приёмы работы с информацией

К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре,

осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Л.р.№6 «Строение кожицы листа

Задание на дом

Изучить §7, 8

световые и теневые листья; видоизменения листа.

Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа

Р:  свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию

П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

К:   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности

9

Строение стебля. Многообразие стеблей

Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева».

Задание на дом

Изучить § 9, ответить на вопросы

травянистый стебель; деревянистый стебель; прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли; чечевички;

Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу

Р:  выполнять задания по алгоритму,   свободно ориентироваться в содержании учебника,  

П:  Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах.  Умение воспринимать устную форму информации

осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

10

Видоизменение побегов

Л. Р.№8 «Строение клубня,  луковицы»

Задание на дом

Изучить § 10, ответить на вопросы

видоизмененный побег; корневище; клубень; луковица.

Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов

Р: составлять план работы с учебником,  отвечать на вопросы,

П:   формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием,

К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию

проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию

.

11

Цветок и его строение

Л. Р.№9 «Строение цветка».

      Задание на дом

Изучить § 11, ответить на вопросы в конце параграфа

пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник

 Знание особенностей строения цветков.

Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач,  

Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение воспринимать информацию на слух

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений.

12

Соцветия

       Задание на дом

Изучить § 12, ответить на вопросы в конце параграфа,

соцветие.

Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

П.:  умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Р:  умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения,  

К.: умение воспринимать информацию на слух

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

13

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Л. Р.№10 «Классификация плодов».

      Задание на дом

Изучить § 13,14 ответить на вопросы ,

плоды   простые и сборные,  сухие и сочные, односемянные и многосемянные; ягода; костянка; орех; зерновка; семянка; боб; стручок;   коробочка; соплодие.

Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р: делать выводы по результатам работы.

К.:  строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений

14

Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

Задание на дом

Не задано

Все понятия темы

имеют представление о строении растительного организма

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию

формируется

научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений

Раздел 2 «Жизнь растений» (10ч)

15

(1)

Минеральное питание растений

         Задание на дом

Изучить § 15,  

Повторить клеточное

строение листа.

минеральное питание; корневое давление; почва; плодородие; удобрение

знают, в чем заключается и как происходит

минеральное питание растений

П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

К.: умение дискутировать

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

16

(2)

Фотосинтез

        Задание на дом

 Изучить § 16,

   

фотосинтез; хлорофилл; хлоропласты; органические вещества.

знают   об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании

органических веществ.

П.развивается умение   наблюдений  за

экспериментом  

Р: фиксировать, объяснять

анализировать  результаты. экспериментов

К.: делать выводы, ,высказывать версии

формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы  с

загрязнением воздуха,

охраны растений и сохранения лесов.

17

(3)

Дыхание растений

Задание на дом

Изучить § 17,

устьица; чечевички

учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни

растений.

П : осваиваются основы исследовательской деятельности,  

 Р:  фиксировать,

анализировать и объяснять результаты опытов-.

К.: умение рассуждать, поддерживать диалог

формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений

18

(4)

Испарение воды растениями. Листопад

Задание на дом

Изучить § 18, ответить на вопросы,  

Повторить материал о внутреннем строении стебля, тканях растений.

испарение;

листопад

учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений

П. развиваются навыки исследовательской деятельности

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы, ,высказывать версии

формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру.

19

(5)

Передвижение  веществ в растении

Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Задание на дом

Изучить § 19,  

Повторить материал о строении семян однодольных и двудольных растений.

проводящие ткани; сосуды; ситовидные трубки

Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях  и о значении  этих процессов для растений.

 

П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты  биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы,

формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений

20

(6)

Прорастание семян

           Задание на дом

Изучить § 20,

проросток.

учащиеся могут перечислить условия прорастания семян.

П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты  биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы

формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений

21

(7)

Способы размножения растений

     Задание на дом

Изучить § 21  Повторить материал о строении высших и низших споровых растений.

половое, бесполое, вегетативное     размножение; гамета;,

зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка.

учащиеся знают, что размножение — одно из важнейших свойств

живого организма;

могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

умеют объяснять

необходимость знаний

22

(8)

Размножение споровых растений

     Задание на дом

Изучить § 22,

заросток; предросток; зооспора; спорангий

учащиеся знают особенности размножения споровых растений

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений

23

(9)

Размножение семенных растений

    Задание на дом

Изучить § 23,

пыльцевой мешочек; пыльца; пыльцевая трубка

учащиеся знают особенности

 размножения семенных растений

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и семенных растений

24

(10)

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

      Задание на дом

Изучить § 25,   .

 Повтор § 15 - 25,      

черенок; отпрыск; отводок; прививка; культура тканей; привой; подвой.

учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самостоятельной работы

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в при роде и сельском хозяйстве.

                                             Раздел 3 Классификация растений (6ч.)

25

(1)

Систематика растений

Тест по теме «Жизнь растений»

Задание на дом

Изучить § 26, ответить на вопросы

систематика растений; вид; род; семейство; порядок; класс; отдел; царство; сорт.

имеют представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии.

Знают характеристику классов Однодольных

и Двудольных.

П: Устанавливают

соответствие между объектами и их

характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы 

Р: Умение организовано выполнять задания.

К: правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Уважительное

отношение к одноклассникам и учителю.

Потребность в объективной оценке своей

деятельности

26

(2)

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Задание на дом

Изучить § 27,  

семейство Крестоцветные; семейство Розоцветные.

иметь представление  об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных   Знать

культурные растения семейств и их значение

в жизни человека.

 

П: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов

Р: Развитие навыков самооценки

К: воспринимать разные формы информации

Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов

деятельности со стороны окружающих

27

(3)

Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные

Задание на дом

Изучить § 28,  

Повторить материал о

Характерных  признаках однодольных растений.

семейство Пасленовые; семейство Мотыльковые; семейство Сложноцветные; плоды многоорешек и многокостянка.

Иметь представление    об особенностях растений семейств Бобовых, Пасленовых и Сложноцветных. Знать культурные растения,

значение в жизни человека.

П:  Умение работать

с понятийным аппаратом

Р: Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками

К: Умение

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые   и Сложноцветные

28

(4)

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Задание на дом

Изучить § 29, Под готовить со общения о культурных растениях, выращиваемых в данной местности

семейство Лилейные; семейство Злаки.

иметь представление

 об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения  и их

значение в жизни человека.  

П: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов

Р: Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками

К: Умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Потребность в объективной оценке своей деятельности,   со стороны окружающих

29

(5)

Важнейшие сельскохозяйственные растения

      Задание на дом

Изучить § 30,  Повтор § 26- 30.  

культурные растения

учащиеся имеют представление о

 многообразии культурных растений и особенностях их

агротехники.

П: Уметь работать с

изобразительной наглядностью

Р: выполнять задания по алгоритму

К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы  

Умение применять

полученные знания на практике.

30

(6)

Контрольная работа по теме «Классификация растений»

            Задание на дом

Не задано

Все понятия темы

Имеют представление о классификации покрытосеменных растений

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками,   сравнивать объекты.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию

формируется

научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

31

(1)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Задание на дом.

Изучить § 31

Растительное

 сообщество; типы растительных сообществ;

растительность; типы растительности,

ярусность

Различение естественных и

искусственных

сообществ.

Знание значения пищевых связей в сообществах для

осуществления

круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи.

П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания

причинно-следственных связей.

 Р: развитие навыков самооценки и самоанализа.

\К.: умение слушать учителя

и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Представление

о многообразии природных сообществ

Понимание

важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ

32

(2)

Развитие и смена растительных сообществ

          Задание на дом.

смена сообществ.

Многообразие естественных растительных сообществ.  

Смена растительных сообществ, ее причины.    

П.: Уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в  другую

Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие  навыков самооценки

К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Уважительное отношение к

одноклассникам и учителю. Потребность в

объективной оценке   результатов деятельности со стороны окружающих

33

(3)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Задание на дом.

 Летние задания

растительное

сообщество; приспособленность растений к обитанию в сообществе

Иметь представление о

структуре конкретного фитоценоза,

расположенного  в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества

П.: Умение работать с понятийным аппаратом,

развитие навыков устной речи

Р: выполнять здания по алгоритму

К.: Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму

информации

Умение практически

использовать полученные знания

Уметь объяснять

необходимость знаний о природных

сообществах ближайшего окружения.   сообществ

34-35

Резервное время – 2 часа

Планируемые образовательные результаты обучающихся.

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь растений с другими организмами;
  • растительные сообщества и их типы;
  • закономерности развития и смены растительных сообществ;
  • о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
  • определять растительные сообщества и их типы;
  • объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
  • проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

  • воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к само_
  • развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
  • признание учащимися прав каждого мнение;
  • проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • умение слушать и слышать другое мнение;
  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Основная литература.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: - М.: Просвещение, 2014 (стандарты второго поколения).
  2. В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.: Дрофа 2012.   .
  3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона: Справочные материалы по биологии. М.: Просвещение, 1994.
  4. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и отватах. М.: Просвещение, 1996.
  5. Гуленкова М. А. Дидактические материалы по биологии. 6-7 кл. М.: Просвещение, 1997.
  6. Никишов А. И. Биология. 6-9 кл.: Справочник школьника. М.: Дрофа, 1996.
  7. Козлова Т. А., Купченко В. С. Биология в таблицах. М.: Дрофа, 1997.
  8. Драгомилов В. Н. Тесты по биологии. 6-11 кл. М.: Генжер, 1996.
  9. Калинова Г. С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. М.: Просвещение, 1996.
  10. Реймерс Н. Ф.  Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1992, 1995.
  11. Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Опорные конспекты по биологии. М.: Просвещение, 1997.
  12. Сухов Т. С. Тесты по биологии. 6-7 кл. М.: Дрофа, 1997.
  13. Сухов Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. М.: Дрофа, 1996.
  14. Якушкина Н. И. Физиология растений. М.: Просвещение,1993.
  15. Сухов Т. С. Как повысить результативность в обучении. М.: Столетие,1997.

Дополнительная литература

  1. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994. – 92 – 336с.
  2. Верзилин Н. И.  По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. М.:  Просвещение, 1994. – 218 с.
  3. Мир культурных растений: справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. 381 с.: ил.

Internet – ресурсы:

  1. Банк передового преподавательского опыта – биология.  http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
  2. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
  3. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
  5. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/
  6. Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/
  7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
  8. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
  9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
  10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm
  11. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/
  12. Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/
  13. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www. km.ru/education 
  14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
  15. «Эйдос», центр дистанционного образования. www.eidos.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс_ФГОС

Рабочая программа и КТП по биологии 5 кл _ФГОС_ на основе программы авторов И.Н. Понамарёвой, В.С. Кучменко и др...

Рабочая программа по изучению курса биологии 5 класса ФГОС ООО

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...

Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс "Юный биолог"

Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, п...