Многообразие Моллюсков
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ивашкевич Ирина Николаевна

абота в группах по теме "Многообразие моллюсков , их роль в природе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobraziemollyuskov.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие моллюсков, их роль в природе

Система понятий: Моллюски, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие,  лучевая симметрия, жемчуг, звено в цепи питания, промежуточный хозяин, фильтраторы.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся о  многообразии моллюсков, раскрыть  значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающая:  развитие  познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие мышления, внимания, речевого интеллекта.

Воспитательная: формирование научно - материалистического мировоззрения, осуществление нравственного,  эстетическое, трудовое и экологического воспитания.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-презентация

Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, рассказ, выступление учащихся; наглядные: просмотр презентации, демонстрация натуральных неживых объектов и изобразительных средств наглядности.

Средства обучения: ИКТ-средства: компьютер, мультимедийная установка, презентация в программе РowerPoint; раздаточный дидактический материал: карточки с текстом для работы в группах; натуральные: коллекции моллюсков; изобразительные: картинки и фотографии с изображением моллюсков, рисунки из учебника (В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»). 

Ход урока:

I. Организация класса. Здравствуйте, дорогие ребята. (Ответы детей) Я рада приветствовать вас. Давайте проверим общую готовность к уроку: наличие учебников, принадлежностей. Кто дежурит по классу? Назовите, пожалуйста, отсутствующих учеников. (Ответы детей)

II. Актуализация опорных понятий, введение в тему

1. С какими типами животных мы познакомились в этом году? (Ответы детей: -Тип: кишечнополостные,  плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски.)

2. Какие виды симметрии тела есть у животных?  (Ответы детей: Лучевая симметрия (гидры); двусторонняя симметрия (плоские черви, белая  планария) )

3. Какие из этих типов наиболее высоко организованные? (Ответы детей: моллюски)

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших. Моллюсков много. А человек в своей жизни обладает сведениями лишь о некотором их количестве.

Зачем человеку необходимо  обладать знаниями о моллюсках? (Ответы детей: чтобы использовать их в своей практической деятельности, охранять их и тд.)

Слайд 1 Итак, тема урока: Многообразие моллюсков, и их роль в природе. 
Сегодня на уроке мы с вами:

  1. Познакомимся с многообразием моллюсков в природе;
  2. Рассмотрим роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека;
  3. Докажем необходимость охраны моллюсков;
  4. Научимся обобщать, сравнивать, делать выводы.

III. Изучение нового материала.

Изучение новой темы мы начнем с небольшого отрывка из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

«Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да устроена она (ракушка) так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит». Скажите,  каких  животных в повседневной жизни мы называем ракушками? (Ответ детей: моллюсков.)

Что мы уже знаем о моллюсках?

(Ответы детей: происхождение моллюсков; внешнее и внутреннее строение моллюсков;  размножение моллюсков; особенности жизнедеятельности.)

Когда впервые пересеклись пути человека и моллюска, сейчас установить почти невозможно. Однако раскопки стоянок и захоронение древних людей свидетельствуют о том, что это было очень давно. Так, в Северной Америке, в штате Миннесота, при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей.  В 1876 году во Франции тоже при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских раковин.

Можно предположить, что моллюски и их раковины сыграли не последнюю роль в судьбе человечества. Слайд 2 Вообще в Типе Моллюски выделяют несколько классов. Какие? (Ответы детей: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Познакомимся с некоторыми из них и определим их значение.

Сейчас вы должны составить в тетради таблицу «Значение моллюсков», состоящую из двух колонок. (Таблица на доске. Дети составляют в тетради таблицу.)

Название моллюска

Хозяйственное значение

Вам необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа получает небольшой текст (см.Приложение 1). В течение 5 минут знакомится с ним. Далее текст  озвучивается классу и даются ответы на вопросы:

О каких моллюсках идет речь?

Каково их хозяйственное значение? (Ребята работают в группах)

Думаю, что все уже готовы к выступлению. Прошу выйти представителя от первой группы.

Слайд 3 Текст первой группы:

На морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. Среди них – осьминоги.

  Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы,    бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!

Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои.

Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски.

 А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Слайд 4-А каких еще моллюсков используют для приготовления блюд? (Ответы детей: мидий, устриц, кальмаров, виноградных улиток.)

Да, действительно, в них много витаминов А, В, С, Д. Многие считают, что устрицы имеют особый вкус из-за наличия в их теле йода, что тоже очень полезно, особенно людям с заболеванием щитовидной железы. Не забываем заполнять таблицу.

Сейчас прошу выступить вторую группу.

Текст второй группы:

Слайд 5 Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались когда-то в качестве денег в Японии, Китае и других странах. Раковины имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок, змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (12-14 века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях. Сегодня значение каури как денег почти всюду исчезло. Однако у небольших, замкнуто живущих африканских племен оно еще сохранилось.

Ребята, вот вам дополнительный вопрос: Как вы считаете, а как  сейчас используются раковины ципрей? (Ответ детей: в качестве коллекционных экспонатов.)

Да, у ципрей раковины очень ценные. Так, экземпляр вида ципрея фултони был продан в Нью – Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тысячи долларов.

Прошу выйти представителя третьей группы. Не забывайте заполнять таблицу.

Текст  третьей группы:

Слайд 6 Есть моллюски-жемчужницы. Это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками её раковины, способны сделать удивительные украшения. Их перламутровые железы выделяют жидкость, она обволакивает песчинку и застывает. В древности люди считали, что в длинные  ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг. В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка.

Сейчас жемчуг используется для изготовления ювелирных украшений.

Лучший жемчуг производят ракушки родов птерия и пинктада, обитающие у берегов Шри-Ланки. Их называют настоящими жемчужницами.

Слайд 7 Ребята, дополнительный вопрос: 1. Как вы считаете, какие украшения можно изготовить из жемчуга? Ваше мнение, только лишь жемчужницы производят жемчуг?

 (Ответы детей: нет,  есть и другие двустворчатые моллюски, только их жемчуг менее ценный)

Осталось выступить последней группе.

Текст четвертой группы:

Слайд 8 В Черном море обитает хищный моллюск – рапана. Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах и большинству из нас они хорошо знакомы. Но мало кто знает, что появилась рапана в Черном море всего пятьдесят лет назад.  До 1974 года она жила в Японском и Желтом морях  и на Японском побережье Тихого океана. Как рапана могла перебраться из Японского моря в Черное? Об этом можно только догадываться.  Скорее всего личинки рапаны прикрепились к днищу какого-то корабля, шедшего из Японского моря в Черное. Там они хорошо прижились, только измельчали, т.к. вода в Черном море менее соленая, чем в Японском. Рапана охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковинку к уху, то можно услышать, как шумит море…

Ребята, дополнительный вопрос: Те из вас, кто был  на море, привозили ли вы  в качестве сувенира раковинку рапаны? (Ответы детей: да, или нет)

А сейчас вам предлагается посмотреть уникальную коллекцию раковин, собранную со всего мира. Их тоже можно использовать в качестве сувениров.(Дети рассматривают коллекции моллюсков)

Слайд 9 Самая большая, королева всех раковин – это тридакна, весом до 500 кг, диаметром – 1,5 метра.

А сейчас вам предлагается зайти в гипермаркет, где есть много товаров, сделанных из этих животных.

Продуктовый отдел: Здесь вам предложат разнообразные виды моллюсков в замороженном виде, консервированных, в сушеном виде.

Ювелирный отдел: Здесь вы увидите серьги, кулоны, бусы и другие украшения, сделанные из жемчуга

Хозяйственный отдел: Здесь можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков.

Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Запишите в таблицу. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.

Есть краска пурпурного цвета из морской улитки – мурекс.  Запишите в таблицу. Она не тускнеет сотни лет. Этой краской окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.

А есть ли моллюски, приносящие человеку вред ? (Ответы детей: есть, например, виноградная улитка, приносит вред плодоводческим хозяйствам). Правильно. Например, корабельный червь повреждает деревянные перекрытия кораблей. Есть моллюски, опасные для человека. В семействе Конусов есть моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами. Но эти моллюски ядовиты. Их яд обладает паралитическим действием. Существует мнение, что конусы опаснее акул. Так, в Тихом океане от акул за год погибает в среднем один человек, а от конусов – двое-трое.

А сейчас я вернусь к нашему вопросу вначале урока:

Зачем человеку необходимо  обладать знаниями о моллюсках?

Итак, ваши варианты ответов. (Ответы детей на вопрос:

1.Чтобы разобраться в их многообразии

2.Понять их роль в природе.

3. Знать их применение в жизни человека.

4.Научиться ценить моллюсков.

Оптимальный вариант:  1+3+4+2

Подтвердим ваши ответы записями в таблице.  Проверим правильность её заполнения, используя слайд

Слайд 10 Таблица 1

Название моллюска

Хозяйственное значение

Осьминоги

Устрицы

Ципреи

Жемчужницы

Мурекс

Конусы

Виноградная улитка

Морской гребешок

Корабельный червь (шашень)

Продукт питания

Продукт питания

Деньги-каури

Натуральный жемчуг

Краска-пурпур

Опасны для человека

Продукт питания, вредит плодоводческим хозяйствам

Раковины для покрытия крыш

Портит деревянные части подводных сооружений

А если моллюски так важны, то их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели, и людям стоит задуматься об их охране. Давайте сделаем общий вывод по значению Моллюсков в природе, используя слайд, обратите внимание на некоторые моменты, о которых мы сегодня не говорили, но сталкивались с этим ранее. (Ответы детей, с использованием Слайда 11: звено в цепи питания, съедобные, промежуточные хозяева паразитов, фильтраторы воды, производители жемчуга и тд. )

IV. Закрепление изученного материала.

Слайда 12 А сейчас я хочу предложить вам соотнести моллюсков с их хозяйственным значением, используя слайд. Работайте в тетрадях с обратной стороны. Таблица 2

Значение

Моллюски

Продукт питания

Вред плодоводческим хозяйствам

Используются в ювелирной промышленности

Опасны для человека

Используются для покрытия крыш

Раковины используются в качестве сувениров.

А – мидия

Б- виноградная улитка

В – рапана

Г –осьминог

Д – слизень

Е – жемчужница

Ж – морской гребешок

З – устрица

И – конусы

Ответы:  1 –А, Б, Г, З

                2 – Б, Д

                3 –  Е

                4 – И

                5 – Ж

                6 – В

 (Ребята работают индивидуально в тетрадях обратная сторона, затем делают взаимопроверку, используя Слайд 13 выставляют оценку 10 баллов – «5», 9,8 баллов – «4»,  7-5 баллов – «3». Затем проговаривают совместно с учителем допущенные ошибки)

Попробуем подвести  итоги урока, выставить оценки. Оценка складывается из 2 моментов: выступление в группах по заполнению таблицы и выполнение контрольного задания. (Выставление оценок)

Итак, наш урок подходит к концу. 

V. Домашнее задание

Дома проработаете материал учебника “Тип моллюски”, подготовитесь к проверочной работе и выполните любое творческое задание по теме «Моллюски»: кроссворд, рисунок, ребусы и тд..

Спасибо за активную работу на уроке. Вы мне очень понравились, хорошо работали на уроке. До свидания.

 

Приложение 1

Текст первой группы:

На морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. Среди них – осьминоги.

 Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы,    бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо! Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои. Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски. А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Текст второй группы:

Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались когда-то в качестве денег в Японии, Китае и других странах. Раковины имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок, змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (12-14 века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях. Сегодня значение каури как денег почти всюду исчезло. Однако у небольших, замкнуто живущих африканских племен оно еще сохранилось.

Текст  третьей группы:

Есть моллюски-жемчужницы. Это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками её раковины, способны сделать удивительные украшения. Их перламутровые железы выделяют жидкость, она обволакивает песчинку и застывает. В древности люди считали, что в длинные  ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг. В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка.

Сейчас жемчуг используется для изготовления ювелирных украшений.

Лучший жемчуг производят ракушки родов птерия и пинктада, обитающие у берегов Шри-Ланки. Их называют настоящими жемчужницами.

Текст четвертой группы:

В Черном море обитает хищный моллюск – рапана. Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах и большинству из нас они хорошо знакомы. Но мало кто знает, что появилась рапана в Черном море всего пятьдесят лет назад.  До 1974 года она жила в Японском и Желтом морях  и на Японском побережье Тихого океана. Как рапана могла перебраться из Японского моря в Черное? Об этом можно только догадываться.  Скорее всего личинки рапаны прикрепились к днищу какого-то корабля, шедшего из Японского моря в Черное. Там они хорошо прижились, только измельчали, т.к. вода в Черном море менее соленая, чем в Японском. Рапана охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковинку к уху, то можно услышать, как шумит море…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"...

Многообразие моллюсков

Урок к программе Сонина....

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.Задачи:Образовательные: •...

Конспект урока на тему "Многообразие и значение моллюсков"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...

Урок биологии в 7 классе по теме "Многообразие Моллюсков"

Данный урок строится на технологии сотрудничества с использованием ИТ...

Презентация к уроку биологии 7 класса "Многообразие моллюсков"

Данная презентация предназначена для закрепление знаний по теме "Многообразие Моллюсков". В презентации представлено многообразие представителей  отрядов Моллюсков, которых предлагается...

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»...