Здоровьесберегающие формы обучения
статья по биологии (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Клейменова Нина Григорьевна
Здоровье – бесценный дар природы. И основная наша задача – подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими, соблюдать профилактику заболеваний, проводить закаливание. Мы обязаны обеспечить безопасность детей, сохранить их здоровье. Активный и здоровый образ человек надолго сохраняет молодость, продолжает сознательную деятельность. Такого человека мы должны воспитать, начиная с самого детства. И для этого использовать разные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_formy_obucheniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Клеймёнова Нина Григорьевна

                                                     

                                                     учитель биологии

Здоровьесберегающие технологии в организации  

 профилактической работы с детьми и подростками.

Здоровье учащихся вызывает в последнее время особую тревогу у родителей, учителей и у общества в целом. На здоровье детей влияют различные факторы: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации и большой объём учебного материала.

Анализируя здоровье наших детей на протяжении нескольких лет, мы видим тенденцию ухудшения состояния здоровья. Увеличилось количество учащихся с такими заболеваниями, как нарушение осанки, сколиоз, снижение зрения, слуха, заболевания щитовидной железы. И совершенно ясно, что школа не в состоянии устранить многие факторы, но, согласно статьи 51 закона РФ «Об образовании» должны быть созданы условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Исходя из своих возможностей, школа пытается искать приемлемые пути и формы укрепления здоровья учащихся, постепенно внедряя в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся, приходишь к выводу, что часть из них непосредственно связаны с образовательным процессом. Это так называемые «внутришкольные» факторы. К ним относятся:

1. Гигиенические условия: шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, цвет стен, мебель, организация питания, качество питьевой воды.

2. Учебно-организационные факторы: объём учебной нагрузки и её соответствие возрастным особенностям школьника, расписание уроков, рациональная организация урока.

3. Психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от учителя: психологический климат в классах, на уроке, стиль педагогического общения учителя с учащимися, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, особенности работы с «трудными подростками» в классе, используемые методики и технологии обучения, личностные, психологические особенности учителя, профессиональная подготовленность.

Перечисленные факторы – это поле деятельности педагогического коллектива и направления, работа по которым даёт возможность переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.

Значительная часть нарушений здоровья вызвана неправильным образом жизни и недостатком адекватной двигательной деятельности детей и взрослых, и предупредить их можно лишь при условии высокой культуры здоровья в обществе, непременной составляющей которой является физическая культура. Физические упражнения являются важнейшим естественным средством укрепления здоровья и повышения физической и умственной работоспособности человека. Фундаментальными исследованиями доказана их важнейшая роль в обеспечении биологических условий для нормальной реализации генетической программы роста и развития организма.

Урок физической культуры – единственный урок в школьном расписании, позволяющий хотя бы частично скомпенсировать статические и психологические нагрузки, которые испытывает современный школьник в процессе обучения. Целесообразность ведения третьего урока физической культуры в неделю и, следовательно, повышения объёма двигательной активности школьников всех звеньев общеобразовательной школы, тем более при современном зачастую превышающем норматив режиме учебных и факультативных занятий, очевидна по своей профилактической ценности для здоровья.

Учебный предмет «физическая культура» направлен на формирование у школьников целостного представления о единстве биологического, психического и социального начала в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы. Ни на одном другом уроке ученик не может получить столько полезных для себя и своей жизни знаний, как на уроке физической культуры. К сожалению, у учителя редко находиться время на то, чтобы подробно поговорить с учениками, рассказать им про то, как устроено их тело, что происходит в процессе физической тренировки, зачем и как надо двигаться, - в общем, обо всём том, что так интересует самих ребят, и что они по крохам узнают из самых порой неожиданных источников, нередко в искажённом виде. Чем раньше и прочнее освоит ребёнок основы физической культуры и научится заботиться о своём здоровье, тем реже и позднее придётся ему сталкиваться в будущем с врачами.

Учебная перегрузка школьников, нарушение здоровья в различных формах требуют проведения обязательных регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, чего невозможно добиться в полной мере при двух стандартных уроках физической культуры (которые и без того перегружены своими задачами) или на фрагментарных двигательных занятиях (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные перемены, занятия в группах продленного дня). Это диктует целесообразность введения нового сектора в системе физического воспитания  - третьего часа для урочных занятий физической культурой оздоровительной направленности.

Физкультурно-оздоровительное образование учащихся общеобразовательной школы направлено на решение следующих задач:

  • формирование системы элементарных теоретических знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе жизни, основах самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • воспитание  потребности в здоровом образе жизни;
  • укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию, формирование осанки и стопы;
  • формирование привычки к систематической целенаправленной двигательной активности;
  • обучение навыкам безопасности жизнедеятельности.

Эти задачи могут быть успешно решены только при включении оздоровительного образования в систему физического воспитания школьников. Единство теоретического и практического обучения оздоровительной физической культуре создаёт предпосылки к повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школе. Система образования с оздоровительной направленностью только начинает формироваться, однако элементы её уже занимают прочное место во многих современных учебных заведениях.

Решая задачи физкультурно-оздоровительного образования, педагогу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к систематической целенаправленной двигательной активности. №

Администрации школы нужно создать необходимые санитарно-гигиенические условия для организации образовательного процесса, световой и тепловой режим, создать спокойную звуковую обстановку. В оформлении классных помещений использовать цветовую гамму, создающую тёплую, жизнерадостную атмосферу. Расписание уроков должно соответствовать физиолого-гигиеническим требованиям. При составлении расписания использовать ранговую шкалу трудности предметов.

Главной задачей учителя является воспитание всесторонне развитой личности на основе Учебно-воспитательного  и спортивно-оздоровительного процесса.

Учителю нужно уделять большое внимание правильной организации урока, так как от этого во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность и преждевременное наступление утомления. В связи с этим Учебно-познавательную деятельность следует конструировать на основе здоровьесберегающих принципов. Оздоровительная работа должна охватывать весь Учебно-воспитательный процесс. Какую оздоровительную работу можно провести на уроке?

Первое – это физминутки. Рекомендуется проводить во всех классах, желательно через 20-25 минут после начала урока.

Дыхательная гимнастика.

Полноценное дыхание – залог здоровья. Здесь применяются упражнения для верхних дыхательных путей: поглаживание носа, постукивание по крыльям носа, дыхательные упражнения.

Смена динамических поз.

Учитель периодически переводит детей из положения, сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в тот момент, когда они не заняты письмом. Урок планируется с таким расчётом, чтобы в процессе занятий дети несколько раз переводились из положения, сидя в положение стоя. Количество подъёмов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависят от характера урока.

Однако главным является не столько продолжительность  стояния, сколько факт смены, то есть динамика позы. Режим динамических поз повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их Учебно-познавательные способности.

Другой формат работы на уроке является использование зрительных тренажёров. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров и располагается в разных местах: на доске, на стене. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение и глазных мышц.

Эта методика принципиально не затрагивает самосодержание педагогического обучения. Она направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а следовательно, и обучения.

Следующая форма обучения – построение работы на уроке в режиме подвижных объектов. Учитель берёт в руки дидактический материал, и начинается коллективное разучивание известными педагогическими приёмами. Дети находятся на своих местах, а учитель то приближает к ним учебный материал, то удаляет от них. Такой динамический режим способствует с одной стороны повышению эффективности восприятия и запоминания, а с другой стороны тренировке устойчивого чувства зрительной фиксации в пространстве. В целом такой режим повышает сосредоточенность и внимание детей.

Одним из факторов, способствующих ухудшению здоровья школьников, является перегрузка и стрессы школьной жизни. Постоянный стресс влияет на качество жизни: ухудшает память и внимание, снижает иммунитет, является причиной заболеваний нервной системы и пищеварительного тракта. Болезни, вызванные стрессами, навсегда остаются в организме. Главная задача учителя свести количество стрессов к минимуму. Необходимо создать в классе спокойную доброжелательную обстановку. Дети не должны бояться школы. Положительные эмоции, которые ученик испытывает в процессе обучения, всегда способствуют повышению его тонуса. Спокойный тон, вежливое обращение, простая сердечная улыбка, мягкий голос должны присутствовать у учителя на каждом уроке.  Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются динамические упражнения: потягивание, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны и полунаклоны.

Особое внимание учителю на уроке нужно уделять состоянию осанки, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. С этой целью нужно использовать комплекс игр и упражнений, формирующий правильную осанку.

Особое место на уроке должна занять работа по пропаганде здорового образа жизни, для этого должны быть проведены различные беседы, например: «Нет, наркотикам», « Жизнь без никотина», «Алкоголь – разрушитель семьи» и т.д., а также во внеклассной работе рекомендуется проводить викторины, конкурсы рисунков, плакатов, призывающих молодёжь отказаться от пагубных привычек.

Здоровье – бесценный дар природы. И основная наша задача – подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими, соблюдать профилактику заболеваний, проводить закаливание. Мы обязаны обеспечить безопасность детей, сохранить их здоровье. Активный и здоровый образ человек надолго сохраняет молодость, продолжает сознательную деятельность. Такого человека мы должны воспитать, начиная с самого детства. И для этого использовать разные возможности.

                                                     Клеймёнова Нина Григорьевна

                                                     

                                                     учитель биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...