Рабочая программа по биологии для 5 классов с образовательным модулем
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Людмила Николаевна Романцова
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основно-го общего образования (ООО), на основе авторской программы по биологии для 5-9 классов авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, опубликованной в сборнике «Рабочие программы. ФГОС. Биология: 5-9 классы: программа», М.: «Вентана–Граф», 2012, в соответствии с Примерной образовательной программой основного общего образования (от 08.04.2015г №1/15), Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Бутурлиновская СОШ В программе отражена специфика преподавания пред-мета в условия введения нового государственного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      Бутурлиновского муниципального района Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

 МО учителей

от _____ 2016 года

№ 1 ___________        

                                     _________

    подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР                  

                               ______________________    

                                    подпись                             Ф.И.О.

       __________ 2016 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______   от _________        2016_г .

  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Биологии  5 класс

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) _____5 класс___________________________________  

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов _34 часа              

Учитель    Романцова Л.Н.

Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (ООО), на основе авторской программы по биологии для  5-9   классов  авторов  И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, опубликованной в сборнике «Рабочие программы. ФГОС. Биология: 5-9 классы: программа», М.: «Вентана–Граф», 2012, в соответствии с Примерной образовательной программой основного общего образования (от 08.04.2015г №1/15), Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Бутурлиновская СОШ В программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
  • использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- уровневая организация живой природы.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана в соответствии с  учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 278, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70(2 ч в неделю) в 7, 8, 70часов в  9 классе 68 часов.

В соответствии с  учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и из-менчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окру-жающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

На изучение разделов «Многообразие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля», на которую в рабочей программе выделено 4 часа. С целью   расширения практических навыков обучающихся по теме «Клетка», «Жизнь живых организмов на планете Земля» включён внутрипредметный модуль «Занимательная лаборатория»- 10 часов. 

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

Учебно-тематический план

№ темы

Раздел (тема)

Количество часов

Количество проверочных, практических работ

1

Биология – наука о живом мире

8

Проверочная работа №1 по теме «Биология-наука о живом мире»

Л.р. №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Л.р. №2 «Знакомство с клетками растений»

Л.р №3 «Химический состав клетки»

2

Многообразие живых организмов

12

Проверочная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

Л.р.№4 «Знакомство с внешним строением растений»,

Л.р.№5 «Наблюдение за передвижением животных».

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

Проверочная работа №3 по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Л.р. - 0

4

Человек на планете Земля

6

Итоговая проверочная работа в виде теста в двух вариантах из заданий разного вида.

итого

34 часа

Количество проверочных работ – 4;

Количество лабораторных работ – 5.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

  • Обнаружение воды в живых организмах;
  • Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
  • Обнаружение белков, углеводов, жиров в  растительных организмах.

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека.

Лишайники 

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».

Демонстрация

  • Гербарии различных групп растений.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Экскурсия. «Весенние явления в природе». Обсуждение заданий на лето.

Распределение часов изучения предмета (курса) по четвертям

в 1 четверти

во 2 четверти

в 3 четверти

в 4 четверти

за год

Количество часов

8 час

8

11

8

35

В том числе контрольных работ

1

0

2

2

5

В том числе практических работ\экскурсий

4

2

0

1

7


6. Календарно-тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Предметные

УУД: Регулятивные,  Познавательные, Коммуникативные

Личностные

План

Факт

1

2

6

7

8

9

11

12

Глава 1. Биология – наука о живом мире (8ч.)

1

Введение.

Наука о живой природе.

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные:

Следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные: 

1)строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации,

2) формулировать собственное
мнение и позицию;

3) задавать вопросы;

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

фронтальный

М- 2

Признаки живых организмов. Царства живой природы

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Регулятивные

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого
из частей;

2)устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

индивидуальный

14.09

3

Методы изучения ПР.Р. №1«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2)        адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

использовать знаков символические
средства, в т.ч. овладеет действием
моделирования

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

индивидуальный

21.09

М- - 4

Увеличительные приборы Л/Р №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные:

1)        следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на
самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

индивидуальный

28.09

М- 5

Строение клетки. Ткани. Л/Р№2 «Знакомство с клетками растений» «Приготовление микропрепарата кожицы лука»

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

индивидуальный

5.10

М- 6

Химический состав клетки ПР.Р №2 «Определение химических веществ в клетке»

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность

фронтальный

12.10

7

Процессы жизнедеятельности

Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации

Ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок
учителей, товарищей, родителей и
других людей

Индивидуальный, фронтальный

19.10

8

Великие естествоиспытатели.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 «Биология – наука о живом мире»

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Контрольная работа

26.10

9

Царства живой природы

Определять роль в природе различных групп организмов;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  

партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

фронтальный

10

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

индивидуальный

11

Значение бактерий в природе и для человека

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

Индивидуальный, тестирование

М- 12

Растения

Л/Р №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

Фронтальный опрос, индивидуальный

М- 13

М- Животные

Л/Р №4      «Наблюдение за передвижением животных»

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Регулятивные:

1)        следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2)        осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

индивидуальный

14

Значение растений и животных в природе и для человека

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

индивидуальный

15

Грибы

Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Фронтальный, индивидуальный

16

Многообразие и значение грибов

различать съедобные и ядовитые грибы и  своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

формулировать собственное
мнение и позицию;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

индивидуальный

17

Лишайники

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета
Коммуникативные

строить монологическое высказывание, владеть диалоговой коммуникации, используя в т.ч.формой при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

индивидуальный

М- 18

М-Роль животных, бактерий, лишайников в природе и жизни человека

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

индивидуальный

19

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Многообразие живых организмов»

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Контрольная работа

М-20

М-Среды жизни планеты Земля

Регулятивные:

принимать и сохранять
учебную задачу

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

фронтальный

21

Экологические факторы среды

Регулятивные:

следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения

Познавательные

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

индивидуальный

22

Приспособления организмов к жизни в природе

Регулятивные:

различать способ и результат действия

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

индивидуальный

23

Природные сообщества

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

индивидуальный

24

Природные зоны России

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения
интересов

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

индивидуальный

25

Жизнь организмов на разных материках

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

Фронтальный, индивидуальный

26

Жизнь организмов в морях и океанах

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы энциклопедий, справочников,
Коммуникативные

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов

Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

Фронтальный, индивидуальный

27

Обобщающий урок по теме 3

«Жизнь организмов на планете Земле»

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

контрольная работа

28

Как появился человек на Земле

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

фронтальный

29

Как человек изменял природу

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

помочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативные

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки

фронтальный

30

Важность охраны живого мира планеты

Регулятивные:

адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

индивидуальный

31

Сохраним богатство живого мира

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

индивидуальный

32

Обобщение знаний по теме 4»Человек на планете Земля»

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

контрольная работа

М 33

Итоговый контроль знаний по курсу биология 5 класса.

М-Биологический турнир

Регулятивные

выполнять учебные действия в

устной, письменной речи, во

внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Осознают качество и уровень усвоения изученного материала

М 34

М-Экскурсия

«Весенние явления в природе»

Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

Внутрипредметный образовательный модуль  «Занимательная лаборатория»

Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса биология, предназначен для учащихся 5 классов. Данный модуль включён с целью   расширения практических навыков обучающихся по теме «Клетка», «Живые организмы» В ходе работы в рамках модуля ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы на занятиях, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики будут учиться воспринимать и анализировать изучаемый материал, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в том числе в пространстве Интернета. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Учебная цель модуля: углубить и расширить знания учащихся о молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях организации живых систем.

Основные задачи:

- приобретение знаний о строении и химическом составе клетки, функциях органоидов и роли органических и неорганических веществ в клетке;

-овладение умениями применять биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья;

- развитие универсальных учебных действий через систему заданий;

- формирование научной картины мира.

Формы организации учебных занятий:

- урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

- комбинированный урок;

- урок контроля, оценки и корректировки знаний


Тематическое планирование модуля «Занимательная лаборатория»:

Дата проведения

Тема занятия

Формы и виды внеурочной деятельности

М-2

  1. Признаки живых организмов. Царства живой природы

Урок- путешествие

М-4

Изучение строения увеличительных приборов

Лабораторная работа

М-5

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа

М-6

Состав клеток растений

Практическая работа

М-12

  1. Знакомство с внешним строением растений

Лабораторная работа

М-13

Наблюдение за передвижением животных

Лабороторная работа

М-18

Роль животных, бактерий, грибов, лишайников  в природе и жизни человека

Урок путешествие

М-20

  1. Среды жизни

Урок- путешествие

М-33

Биологический турнир

Урок-соревнование

М-34

  1. Весенние явления в жизни растений родного края

Экскурсия


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Библиотечный фонд

1.        Государственные  стандарты второго поколения.

2.        Рабочие программы. ФГОС. Биология: 5-9 классы: программа», М., «Вентана–Граф», 2012 год.  Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.

3.        И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология 5 класс», М.: «Вентана – Граф», 2014 год.

4.        Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь, М.: «Вентана – Граф», 2014 год.

5.        Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Николаев И.В. Биология. 5 класс. Методическое пособие, М.: «Вентана – Граф», 2015  год.

Перечень оснащения кабинета биологии

Мультимедийные средства обучения

Компьютер, проектор, телевизор,

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/ -  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  3. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника

Зоология

Анатомия

Общая биология

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Лупа ручная

Микроскоп

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Комплект таблиц «Охрана природы»

Портреты биологов

Раздаточные

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»

Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»

Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема.

Вмешательство человека»

Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.



8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий  можно считать  коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
  •  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
  •  умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • выбирать средства для организации своего поведения;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент.

.

Приложени1

Примерные темы исследовательских работ по биологии для 5 -6 класса

Биология в жизни каждого
Биология в руках детектива.
Большой мир маленьких клеток
В поисках живой и мертвой воды.
Витамины - наши друзья
Влияние синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения.
Влияние условий на развитие растений.
Волшебная власть воды
Выращивание плесневых грибов.
Где растет морская капуста и морской салат?
Гидропоника своими руками
Грибы - польза и вред
Давайте познакомимся, паук.
Десятка самых умных птиц мира.
Домашняя кухня как цех консервирования ягодно-овощной продукции.
Достанет ли до туч кипарис?
Едят ли коровы Коровье дерево?
Животные на войне
Животные, которые исчезли по вине человека.
Жизненная форма растений — что это такое?
Жизнь в Мировом океане
Загадки лишайников.
Зачем живые организмы запасают питательные вещества.
Здоровье на крыльях пчелы
Зеленые водоросли местных водоемов.
"Зеленый наряд моей улицы"
Из чего состоит почва?
Изучение лекарственных растений окрестностей города
Изучение низших растений – водорослей
Исследование действия антибиотиков на микроорганизмы.
Исследования условий образования и роста плесени на хлебе.
Как хранили молочные продукты наши прабабушки и прадедушки, не имея современной бытовой техники?
Как растения защищаются от врагов.
Как деревья защищаются от врагов.
Каков уксус из Уксусного дерева?
Каково мыло из Мыльного дерева?
Лекарственные растения в жизни человека.
Ядовитые растения с пользой для человека.
Лук — наш зеленый друг
Лук от семи недуг
Мох для леса и человека.
Много ли железа в железном дереве?
Можно ли обнять Секвойю?

Моя морская свинка
Общие признаки растений
Ожившие мифы (образы животных).
Особенности насекомоядных растений.
Особенности содержания гигантской улитки Ахатины (Achatina fulica).
Пальмовое масло: вред или польза?
Папоротники на комнатном окне.
Плоды — экзоты.
По страницам Красной книги. Животные.
Полезные свойства растений интерьера
Получение кисломолочных продуктов в квартире.
Порода собак «Сибирские хаски»
Почему исчезает Амурский Горал?
Почему о папоротниках сложены легенды?
Почему при длительном хранении скисает даже пастеризованное молоко?
Приспособления растений к опылению
Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания.
Птицы, сошедшие со страниц сказок
Прочнее ли железа Железное дерево?
Растения - взломщики асфальта.
Растения – символы разных стран
Растения в легендах и преданиях
Растения Красной книги нашей местности.
Растет ли земляника на Земляничном дереве?
Растут ли дыни на Дынном дереве?
Растут ли тюльпаны на Тюльпанном дереве?
Редкие комнатные растения в интерьере нашей школы.
Сколько места нужно для Баньяна?
Современное понимание роли образов животных в геральдике.
Современное понимание роли образов растений в геральдике.
Созвездие Андромеды
Съедобные водоросли.
Такой ли он добрый – этот сок «Добрый»?
Тутовый шелкопряд – бабочка с секретом.
Условия обитания жука носорога
Хлебное дерево - сказка или реальность?
Целебные свойства комнатных растений.
Чистая вода
Шляпочные грибы.

Биология в профессиях

Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.

О некоторых способах выжить в природе.

Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни

Влияние степени озеленения классной комнаты на состояние здоровье учащихся начальных классов

Моя квартира как экологическая среда

Нетрадиционные методы лечения заболеваний.

        Рациональное питание. Диетотерапия.

Приложение2

Контрольно-измерительные материалы

Проверочная работа №1 по теме «Биология-наука о живом мире»

1 вариант

1.Подписать на рисунке «Клетка» все, что изучали.                

2.Заверши определение:         

Биология - наука о

Ботаника – наука о

Зоология – наука о

3. Назвать 5 признаков живой природы:

4.Назвать 3 органа растения:

5.Где в микроскопе находятся линзы?

6.Выбрать лишнее понятие и подчеркнуть: 1)ядро, цитоплазма, клетка, клеточная мембрана

       2)эпителиальная, нервная, механическая, мышечная

7. Соотнести:

Неорганические вещества                               белки

Органические вещества                                   вода

                                                                            Жиры

                                                                            углеводы

                                                                            Минеральные соли

8. Доказать, что клетка живая (ответ на обороте листа)

2 вариант

1.Подписать на рисунке «Клетка» все, что изучали.

2.Заверши определение:

Биология - наука о

Микробиология – наука о

Зоология – наука о

3. Назвать 5 признаков живой природы:

4.Назвать 3 органа животного:

5.Какую роль играют линзы в микроскопе?

6.Выбрать лишнее понятие и подчеркнуть: 1)мембрана, цитоплазма, клетка, вакуоли

       2)эпителиальная, соединительная, образовательная, мышечная

7. Соотнести:

Неорганические вещества                               жиры

Органические вещества                                   минеральные соли

                                                                            белки

                                                                            углеводы

                                                                            вода

8. Доказать, что клетка живая (ответ на обороте листа)


Проверочная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

      1 вариант

  1. Все многообразие живых существ ученые подразделяют на несколько:

         1)царств;  2)государств;  3)колоний;  4) автономий.

      2. Исключительно к одноклеточным организмам относятся:

         1) животные;  2) грибы;  3) бактерии;  4) растения.

      3.  К царству  растений относят:

         1) членистоногих; 2) иглокожих; 3)моллюсков; 4)мхи.

      4. К царству животных относят:

         1) водоросли;    2) мхи;   3) мухоморы;    4) амеб.

      5. Цветковые являются группой, входящей в царство:

         1) грибов;  2)растений;  3)простейших;  4)бактерий.

      6. Назовите признаки царства Растений.

      Заверши предложения:

       1.Тело бактерии состоит из ……. клетки

       2.Округлые по форме бактерии называют ………

       3.Защита от высыхания у бактерии – это……….

       4.Бактерии образующие органические вещества называют…………

       5.Как называют бактерий, которые образуют симбиоз с бобовыми растениями?  ………

      2 вариант

      1. Все организмы, живущие на Земле, ученые делят на царства, которых насчитывается:

        1) 5;     2) 4;     3) 6;     4) 3.

      2. К многоклеточным организмам относят:

        1) растения;  2) бактерии;  3) простейших; 4)вирусы.

      3. К одноклеточным организмам относят:

        1) животных;  2) грибы;  3) простейших;  4) растения.

      4. К царству растений относят:

        1)членистоногих;  2)иглокожих;  3)моллюсков; 4)водоросли.

      5. Хвойные являются группой, входящей в царство:

        1) грибов;  2)растений;  3)простейших;  4) бактерий.

      6. Назовите признаки царства Животных.

      Заверши предложения:

      1.Тело бактерий не имеет………..

      2.Спиралевидные бактерии называют……..

      3.Движение бактерий происходит с помощью……….

      4.Бактерии потребляющие готовые органические вещества называют………

      5.Пример отрицательного значения бактерий для человека.

Проверочная работа №3 по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

     Вариант 1

      1.В северных областях Евразии расположена:

         1)пустыня   2)тундра  

         3)тайга        4)саванна

      2.Для тайги характерны следующие растения:

        1)хвойные деревья, мхи и лишайники

        2)мхи, карликовые деревья и лишайники

        3)саксаул, верблюжья колючка, осока

        4)травянистые растения, акация

     3.Климатическими особенностями смешанного и широколиственного леса являются:

     1)среднее количество тепла и отсутствие многолетней мерзлоты

     2)малое количество тепла и наличие многолетней мерзлоты

     3)большое количество тепла, но недостаток влаги

     4) большое количество тепла и  влаги

    4.К донному сообществу относят:

     1)планктон,  дельфины, киты

     2)камбала, морские ежи, морские звезды, осьминог

     3)тунцы, акулы, летучие рыбы

     4)удильщики, глубоководные рыбы, акула-молот

   5.Самым богатым по видовому составу природным сообществом является:

    1)тундра  

    2)травянистая равнина

    3)влажный тропический лес

    4)тайга

    Вариант 2

   1.Климатическими особенностями тундры являются:

    1)среднее количество тепла и отсутствие многолетней мерзлоты

    2)малое количество тепла и наличие многолетней мерзлоты

    3)большое количество тепла, но недостаток влаги

    4) большое количество тепла и  влаги

   2.Для смешанного и широколиственного леса характерны растения:

    1)хвойные деревья, мхи и лишайники

    2)мхи, карликовые деревья и лишайники

    3)дуб, клен, береза, липа

    4) саксаул, верблюжья колючка, осока

   3.Для тайги характерны следующие животные:

    1)глухарь, лось, белка, соболь

    2)лемминги, белая куропатка, северный олень

    3)кабан, волк, иволга, лесная куница

    4)тукан, ягуар, ленивец

   4.К сообществу толщи воды относят:

    1)только планктон

    2)только активно плавающие организмы

    3) планктон и активно плавающие организмы

    4) планктон, активно плавающие организмы и донные организмы

   5.Главной особенностью глубоководного сообщества является отсутствие:

    1)рыб 2)растений

    3)рыб, креветок, кальмаров 4)рыб, креветок

Итоговая проверочная работа в виде теста в двух вариантах из заданий разного вида

1 вариант

Выберите правильный ответ.

1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды:

а) клеточная мембрана; б) ядро; в) цитоплазма; г) вакуоль.

2.Гемоглобин – это

а) углевод;  б) витамин;  в) белок крови;  г) жир.

3. Наука о живой природе носит название

А) физика;  б) химия;  в) биология;  г) география.

4. Исключительно к одноклеточным организмам относятся:

1) животные;  2) грибы;  3) бактерии;  4) растения.

5. К царству  растений относят:

1) членистоногих; 2) иглокожих; 3)моллюсков; 4)мхи.

6. К царству животных относят:

1) водоросли;    2) мхи;   3) мухоморы;    4) амеб.

7. Цветковые являются группой, входящей в царство:

1) грибов;  2)растений;  3)простейших;  4)бактерий.

8. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии; б) вирусы; г)простейшие; г) дрожжи.

9. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя;  б) производителя;  в) «разлагателя»;  г) хищника.

10. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке; б) Австралии; в) Антарктиде; г) Евразии.

11. Самый близкий предок современного человека – это

а) неандерталец; б) австралопитек; в) кроманьонец; г) человек умелый.

12. Найдите лишнее понятие среди предложенных

 1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.

 2. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт.

13. Вставьте пропущенное слово.

 1. Воздействие людей на природу – это… фактор.

 2. Воздействие климата на организмы – это … фактор.

2 вариант

Выберите правильный ответ.

1.Полужидкое содержимое клетки – это

а) клеточная мембрана; б) ядро; в) цитоплазма; г) вакуоль.

2.Крахмал и глюкоза – это

а) углеводы;  б) витамины;  в) белки крови;  г) жиры.

3.Проведение опытов относится к методу

а) наблюдения; б) описания; в) измерения; г) эксперимента.

4. К многоклеточным организмам относят:

1) растения;  2) бактерии;  3) простейших; 4)вирусы.

5. К одноклеточным организмам относят:

1) животных;  2) грибы;  3) простейших;  4) растения.

6. К царству растений относят:

1)членистоногих;  2)иглокожих;  3)моллюсков; 4)водоросли.

7. Хвойные являются группой, входящей в царство:

1) грибов;  2)растений;  3)простейших;  4) бактерий.

8. Ядро отсутствует в клетках

а) растений; б) простейших; в)грибов; г) бактерий.

9. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию

а) потребителя;  б) производителя;  в) «разлагателя»;  г) хищника.

10. Возле Северного полярного круга расположена зона

а) тайги; б) тундры; в) степи; г) широколиственных лесов.

11. Из каких растений по велению Петра I была выращена Линдуловская роща под Петербургом?

а) сосны; б) лиственницы; в) дуба; г)кедра.

12.Найдите лишнее понятие среди предложенных

1.Цитоплазма, лупа, клеточная мембрана, ядро.

2. Хлоропласт, клеточная стенка, вакуоль, ткань.

13. Вставьте пропущенное слово.

 1. Воздействие деятельности человека на природу – это… фактор.

 2. Воздействие температуры на организмы – это … фактор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории для5 класса

рабочая программа по истории для 5 класса...

Рабочая программа по биологии .Модуль «Биологический эксперимент». 7 класс

Курсивом выделены часы, отведенные на изучение тем по  внутрипредметному модулю «Биологический эксперимент». (20 часов)...

Рабочая программа по биологии с внутрипредметным модулем «Биологическая лаборатория». 8 класс

[1] Курсивом выделены часы, отведенные на изучение тем по  внутрипредметному модулю «Биологическая лаборатория». (20 часов)....

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по Биологии на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой в соответствии с адаптированной образ...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...