Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
    рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

    Поддубская Екатерина Петровна

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл biologiya_7_kl_ovz.docx46.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Большеарбайская средняя общеобразовательная школа

            

    «Рассмотрено»            

     на заседании педагогического совета    МКОУ Большеарбайская СОШ                         Протокол №________от «___»__________20__г.

    «Согласовано»

       Заместитель директора  школы по УВР  МКОУ Большеарбайской СОШ      

         __________Петухова С.В.

          «___» __________ 20__г.

    «Утверждаю»

    Директор МКОУ Большеарбайской СОШ

    ____________Цуканова Е.И.

                     Приказ № _____ от

     «___» ____________ 20__г



    РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    по биологии

      для обучающихся

    по адаптированной  образовательной   программе

    для детей  с нарушением интеллекта    

    7 класс

    на 2018-2019 учебный год





                                                                                           ФИО учителя:

    Поддубская Екатерина Петровна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая программа по биологии составлена на основе  Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Данная программа не превышает требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

              Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Биология. Растения. Бактерии. грибы. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / З. А. Клепинина . – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.

    Планируемые результаты обучения

    Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

    В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

    Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

    К личностным результатам освоения АООП относятся:

    1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

    2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

    6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

    7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

    9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

    12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

    13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать: 

    - названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

    - строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

    - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

    - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

    Учащиеся должны уметь: 

    - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

    - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

    - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

    - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

    - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

    - различать грибы и растения.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      

    - элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

    - адаптации к условиям проживания на своей территории;

    - сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней.

    Содержание программы

    Тема 1. Растения вокруг нас

    Разнообразие растений: дикорастущие, культурные. Классификация растений по различным признакам. Значение растений для природы и человека. Охрана растений.

    Практические работы: 1. Осенняя перекопка почвы.

    Тема 2. Общее знакомство с цветковыми растениями

    Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

    Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Виды опыления: самоопыление, перекрестное опыление. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Размножение и распространение плодов и семян. Приспособления у плодов и семян к распространению.

    Семя растения. Внешний вид и строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян: влага, воздух, тепло. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

    Корень. Виды корней (главный, боковые, придаточные). Получение новых растений из черенков. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

    Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое). Листья простые и сложные. Органические вещества в составе растения (сахар, жир, крахмал, белки, витамины). Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

    Стебель. Строение стебля на примере любого дерева. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей, признаки различия стеблей растений.

    Растение — целостный организм. Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.

     Демонстрация опытов:

    • условия, необходимые для прорастания семян;
    • испарение воды листьями;
    • дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
    • передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

    Лабораторные работы: 1. Строение цветкового растения. 2. Строение цветка. 3. Внешний вид семени фасоли. 4. Строение семени фасоли. 5. Строение зерновки пшеницы. 6. Определение всхожести семян.

    Практические работы:  2. Подготовка сада к зиме.

    Тема 3. Многообразие растительного мира

    Деление растений на группы по различным признакам.

    Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Строение тела мха. Размножение мхов. Торфяной мох и образование торфа.

    Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Строение папоротника. Размножение папоротников. Образование каменного угля из древних папоротников.

    Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

    Покрытосеменные,  или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (на примере пшеницы) и двудольные (на примере фасоли). Основные признаки и характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

    Однодольные   растения.

    Злаковые. Общие признаки злаковых. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза как представители хлебных злаковых культур. Выращивание: подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

    Лилейные. Общие признаки лилейных. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).  Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Ландыш как представитель дикорастущих лилейных растений.

    Двудольные  растения.

    Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Черный паслен – травянистое дикорастущее растение семейства пасленовых, Картофель,  томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов) – овощные и технические пасленовые. Выращивание картофеля. Цветочно-декоративные пасленовые: петунья, душистый табак.

    Бобовые. Общие признаки бобовых. Горох и бобы (фасоль, соя — для южных районов) – пищевые бобовые растения. Клевер, люпин — кормовые травы.

    Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Растения группы розоцветных: яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника, персик и абрикос — для южных районов. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

    Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Особенности внешнего строения сложноцветных. Подсолнечник – ценное масличное растение. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка и георгин — многолетние цветочные растение.

    Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.

    Лабораторные работы:  7. Строение луковицы. 8. Строение клубня картофеля.

    Практические работы: 3. Перевалка и пересадка комнатных растений. 4. Весенняя обработка почвы.

    Тема 4. Бактерии

    Бактерии.  Общее понятие.  Классификация бактерий. Значение в природе и жизни человека.

    Тема 5. Грибы

    Грибы. Шляпочные грибы – многолетние организмы. Расположение грибницы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.  Размножение грибов. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора грибов.

    Экскурсии: Растительный мир своей местности (в окрестностях села).


    Календарно-тематическое планирование

    № урока

    Дата проведения

    Содержание

    План

    Факт

    План

    Факт

    Тема 1. Растения вокруг нас

    1

    О чем расскажет учебник. Разнообразие растений.

    2

    Значение растений. Охрана растений.

    3

    Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Практическая работа № 1 «Осенняя перекопка почвы».

    Тема 2. Общее знакомство с цветковыми растениями

    4

    Строение растения. Лабораторная работа № 1 «Строение цветкового растения».

    5

    Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа № 2 «Строение цветка».

    6

    Виды соцветий.

    7

    Опыление цветков.

    8

    Плоды. Разнообразие плодов.

    9

    Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.

    10

    Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа № 3 «Внешний вид семени фасоли». Лабораторная работа № 4 «Строение семени фасоли».

    11

    Строение семени пшеницы. Лабораторная работа № 5 « Строение зерновки пшеницы».

    12

    Условия прорастания семян.

    13

    Определение всхожести семян. Лабораторная работа № 6 «Определение всхожести семян». Правила заделки семян в почву.

    14

    Подготовка сада к зиме. Практическая работа № 2 «Подготовка сада к зиме».

    15

    Корень. Виды корней.

    16

    Корневые системы. Значение корня.

    17

    Видоизменения корней.

    18

    Лист. Внешнее строение листа.

    19

    Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении.

    20

    Испарение воды листьями.

    21

    Дыхание растений.

    22

    Листопад и его значение.

    23

    Стебель. Строение стебля.

    24

    Значение стебля в жизни растения.

    25

    Разнообразие стеблей.

    26

    Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

    27

    Контрольно-обобщающий урок по темам «Растения вокруг нас» и «Общее знакомство с цветковыми растениями».

    Тема 3. Многообразие растительного мира

    28

    Деление растений на группы. Мхи.

    29

    Папоротники.

    30

    Голосеменные. Хвойные растения.

    31

    Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы.

    32

    Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых.

    33

    Хлебные злаковые культуры.

    34

    Выращивание зерновых.

    35

    Использование злаков в народном хозяйстве.

    36

    Лилейные. Общие признаки лилейных.

    37

    Цветочно-декоративные лилейные.

    38

    Уход за комнатными растениями. Практическая работа № 3 «Перевалка и пересадка комнатных растений».

    39

    Овощные лилейные. Лабораторная работа № 7 «Строение луковицы».

    40

    Дикорастущие лилейные. Ландыш.

    41

    Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

    42

    Дикорастущие пасленовые. Паслен. Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа № 8 «Строение клубня картофеля». Выращивание картофеля.

    43

    Овощные пасленовые. Томат.

    44

    Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

    45

    Цветочно-декоративные пасленовые.

    46

    Бобовые. Общие признаки бобовых.

    47

    Пищевые бобовые растения.

    48

    Фасоль и соя – южные бобовые культуры.

    49

    Кормовые бобовые растения.

    50

    Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – растение группы розоцветных.

    51

    Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

    52

    Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

    53

    Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

    54

    Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

    55

    Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

    56

    Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.

    57

    Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.

    58

    Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

    59

    Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

    60

    Маргаритка и георгин - многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

    61

    Весенняя обработка почвы. Практическая работа № 4 «Весенняя обработка почвы».

    62

    Растения – живой организм. Обобщение материала о растениях.

    63

    Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира»

    Тема 4. Бактерии

    64

    Бактерии.

    Тема 5. Грибы

    65

    Строение грибов.

    66

    Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.

    67

    Промежуточная аттестация.

    68

    Растительный мир своей местности. Экскурсия в окрестностях села.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по психологии для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ для обучающихся по адаптированным образовательным программам 5-8 классы...

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

    Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

    Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

    Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

    Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе

    Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

    Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...

    Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 8 класса

    Рабочая программа по математике составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), Эк В. В....