НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по биологии на тему

Разинькова Надежда Имансоюновна

        Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современного образо-вания, в частности организация учебной деятельности на уроках биологии. Представлен перечень видов деятельности, повышающих интерес учащихся к изучению биологии, формированию коммуникативных компетенций, универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

АВТОР: НАДЕЖДА ИМАНСОЮНОВНА РАЗИНЬКОВА ВКЛ. 24 НОЯБРЬ 2015. ОПУБЛИКОВАНО В БИОЛОГИИ БИОЛОГИЯ

                                                      Разинькова Надежда Имансоюновна

                                                      учитель биологии общеобразовательной

                                                      школы І-ІІІ ступеней управления

                                                      образования администрации

                                                      города Шахтерска

 НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

                                                      Кто постигает новое, лелея старое,

                                                    тот может быть учителем.
                                                                                                     
Конфуций (551 — 479 г. до н.э.)

        Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современного образо-вания, в частности организация учебной деятельности на уроках биологии. Представлен перечень видов деятельности, повышающих интерес учащихся к изучению биологии, формированию коммуникативных компетенций, универсальных учебных действий.

        Ключевые слова: информационная компетентность, организация учебной деятельности, информационно-коммуникативные технология.

    Так как ничто не стоит на месте, а развивается, значит, должно развиваться и образование. Если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового стандарта на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу. Я считаю, что без глубоких знаний по биологии невозможно воссоздать целостную картину мира, живых организмов. Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

  Новый образовательный стандарт ставит перед образованием новые цели.

      Во первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации.

     Вовторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    Задаю себе вопросы: «Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем, и какие требования предъявляет к учителю информационный век?»

     Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету.

      К вопросу познавательного интереса обращались многие мыслители, психологи, педагоги, первые попытки определения понятия «интерес» находим в трудах античных философов, например в работах Квинтилиана, Аристотеля.

      Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А. Коменский. В «Великой дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию». Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения.

      На моих уроках ученики свободно высказывают свое мнение по различным вопросам, способны аргументировать свою точку зрения, но при этом уважают мнение других. Это достигается через групповую работу, дискуссии, семинары, состязания. Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, приучаю учащихся работать в группах, выполняя одно задание на всех. Учащиеся понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплоченно и дружно работает их команда.          

      Мое мнение, что в  наше время наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнерами, осва-ивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих детей, формируя коммуникативную компетентность. Совместная учебн-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Учащиеся формируют собственную точку зрения, учатся ее аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях. Во время общения между собой и с учителем на уроке формируется коммуникативная компетентность.

      Педагогическая цель создать условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей учащихся средствами современного урока и внеурочной деятельности. Способствовать овладеть  умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

    Педагог  сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, руководитель.  Учитель должен быть профессионалом своего дела, идти в ногу со временем, быть в курсе всех новшеств, перемен в обществе. В наш космический век, в век информационных технологий, педагог должен владеть компьютерной техникой, уметь общаться в сетевом пространстве и представлять свой педагогический опыт и мастерство. Учитель должен, прежде всего, уважать ученика как личность, уметь пробудить в нём желание стать лучше и познать новое. Важным фактором, влияющим на повышение качества образования, является профессиональная компетентность учителя.     

     Деятельность учителя сводится к развивающей функции обучения, приме-нению на уроках таких методов и приемов, которые несут в себе новый подход и способствуют развитию ученика как личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации.

В статье рассматриваются этапы построения школьной модели  работы с одаренными детьми....

Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе

Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....

Новые подходы в обучении биологии

Новые подходы в обучении биологии...

КТП по Всеобщей истории, история Нового времени, 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.А.Искендерова, Москва, "Просвещение", 2019

При подготовке учителя к новому учебному году, КТП по Всеобщей истории, история Нового времени, 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.А.Искендерова, Москва, "П...

Представление педагогического опыта по реализации системы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в общеобразовательной организации

Семинар Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологииКорягин Дмитрий Александрович...

Состояние проблемы осознанного усвоения учебных текстов в практике обучения биологии в общеобразовательной школе

Стремительное развитие научно-технического процесса, новые научные открытия сказываются на изменении требований к учебному содержанию современного образования, повышение уровня сложности которого вызы...

Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...