Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе
статья по биологии на тему

Канунникова Людмила Николаевна

Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канунникова Л.Н. учитель биологии

МБОУ «Примокшанская СОШ»

Ковылкинского муниципального района

 Республики Мордовия.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Изучая биологию в школе, современный ученик должен овладеть методами научного познания, научиться характеризовать и классифицировать процессы, происходящие в живой природе и объяснять их, проводить эксперименты, ставить опыты, наблюдать, делать выводы и объяснять.

Одним из путей творческого восприятия биологии является исследовательская деятельность. Поэтому учитель должен организовать свой учебный процесс так, чтобы там отводилось большое место учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. 

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает большие  возможности для исследовательской деятельности.  Ее организация позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку учеником  исследования по заданной или выбранной им самим теме в форме наблюдения, записать результаты  и защитить их. Мой многолетний педагогический  опыт показывают, что  исследовательская деятельность на уроках биологии осуществляется через организацию систематических наблюдений, опытов, измерений, и на элементарном уровне может быть представлена в виде лабораторных работ по изучению растений, животных и исследований своего организма, исследований состояния окружающей среды и природы родного края.

Учитель, разрабатывая темы исследовательских работ, обязательно должен учитывать их практическую значимость, возраст обучающихся, их интерес к биологии как предмету.

Первый этап развития исследовательских умений школьников начинается на уроках биологии уже в 5-х классах. На этом этапе у пятиклассников пробуждается интерес к биологическим явлениям и объектам. Основной метод обучения, применяемый на данном этапе - это наблюдение. Занятия в

 школе проходят в кабинете биологии, где много комнатных растений, за которыми ребята не только ухаживают, но проводят элементарные наблюдения:  как ведут себя растения в тени, без подкормки и после внесения удобрений, после полива теплой или холодной водой и т.д.

 В 5 классе мы с ребятами изучаем водоросли, поэтому исследовательской работой послужила лабораторная работа, в ходе которой мы, рассматривали под микроскопом капли воды из аквариума, содержащие одноклеточные и многоклеточные водоросли. При изучении темы «Грибы», рассматривали под микроскопом плесневый гриб мукор, выращенный на хлебе, и сравнивали изготовленный нами микропрепарат с постоянным, делали выводы.  Собственный опыт показывает, что уроки с использованием светового микроскопа проходят при большой заинтересованности ребят и не оставляют равнодушными даже слабо обучающихся школьников. Обязательно использую материал регионального компонента о растениях и животных Республики Мордовия, ведь это, на мой взгляд, повышает интерес обучающихся к изучаемому материалу.

Для закрепления интереса к исследовательской деятельности, школьникам предлагалось продолжить наблюдения за объектами после уроков или дома, отчеты и выводы по наблюдениям ребята выполняли в разнообразной форме: заполняли таблицы, готовили презентации, делали фотографии и рисунки.

Вторым этапом развития исследовательской деятельности школьников (а это уже 6-7 класс) является стремление ребят самостоятельно проводить опыты и наблюдения и следить за их ходом. На уроке это, прежде всего, осуществляется через выполнение лабораторных и практических работ, презентаций и проектов.

Перед выполнением лабораторных и практических работ ребята получают инструкции, которые содержат алгоритм действий ученика, форму отчета по выполненной работе, а также выводы по её выполнении.

Также организую лабораторные и практические работы, которых нет в учебнике, но которые, я смею надеяться, заинтересуют ребят. Например, при изучении темы «Фотосинтез» в 6 классе, мы обязательно проводим исследования, доказывающие образование крахмала в листьях герани. При изучении в 7 классе отряда «Бабочки», мы проводим исследование внешнего строения крыльев насекомых, рассматриваем под микроскопом чешуйки и делаем вывод: почему у данного отряда есть второе название Чешуекрылые. Очень часто опыт, который мы закладывали с детьми в классе, имел продолжение дома. Ребятам хотелось показать своим родственникам чему они научились, чтобы и родители тоже посмотрели на результаты их исследований. Так что на последующие уроки ребята приносили опытные образцы из дома, либо делали фотографии и видеоролики. Сравнение результатов опытов в школе и дома способствовало тому, что  исследовательская деятельность школьников была более активной. Во время анализа исследовательской работы обсуждаем с учениками, что понравилось в данной работе и с какими трудностями им пришлось столкнуться. Большое внимание уделяю постановке цели или гипотезы исследования, как они достигалась и насколько точно и верно сделаны выводы по проделанной работе.

Но все же есть и трудности. Не все дети любят читать, поэтому работа с литературными источниками – это самое нелюбимое их занятие. Приходится убеждать, что без этого этапа работа будет проведена некорректно. Некоторые ребята хорошо проводили наблюдения и эксперименты, но не могли правильно оформить результаты своей работы.

Третий этап формирования исследовательских умений проходит в старших классах (8-11 классы). Ребята занимаются самостоятельными наблюдениями, сами определяют темы и цель исследования, разрабатывают основные этапы работы, подводят итоги, представляют результаты своей деятельности в виде презентаций и проектов. Наиболее мотивированные школьники выходят со своими работами и проектами для участия в конкурсах и конференциях.  Теоретическую подготовку дети получают на индивидуальных консультациях с учителем, а также самостоятельно, работая с литературными источниками. Результаты исследований ими особенно ценятся как итоги их плодотворной работы. Конечно, не все дети хорошо могут проводить исследования, но на элементарном уровне этим занимаются все обучающиеся класса, выполняя практические и лабораторные работы.

Учащиеся, проявляющие высокий уровень развития исследовательских умений хорошо ориентируются в построении алгоритма исследований. Они научились не только самостоятельно собирать, но и обрабатывать материал с использованием источников. Такие дети хорошо владеют компьютером, могут строить графики и таблицы, а также готовить презентации с использованием собственных фото- и видеоматериалов.

За годы моей работы в школе мои ученики проводили различные исследования: изучали  условия, улучшающие цветение комнатных растений, экологическую обстановку собственного жилья и нашего поселка, исследовали моющие средства на предмет вредного воздействия на здоровье человека,  снег, молоко и молочные продукты на предмет веществ, не входящих в состав, указанный на упаковках, находили в овощах и фруктах нитраты, определяли видовое разнообразие растений и состояние древесных пород соснового леса   и.т.д. В конце года, ребята получают летние задания: собрать гербарий растений и коллекции насекомых, раковин моллюсков, которые мы в последствии используем в качестве дидактического материала и для демонстрации.

 Опыт работы со школьниками показал, что знания, умения и навыки, полученные ими за период своей исследовательской работы на уроках биологии, положительно влияют на их успехи при участии в конкурсах, олимпиадах, а также способствуют успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ по биологии.

 Я убеждена, что ребята должны видеть итог своей деятельности. В нашей школе ежегодно проходит Республиканский конкурс исследовательских работ и творчества школьников «Природа и мы», на котором мои ученики неоднократно становились победителями и призерами. Кроме того, мои ученики занимали призовые места и на других конкурсах такого плана. Так октябре 2017 года моя ученица стала призером на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первый шаг к успеху», проходивший на базе ФГБУ ВО «МордГПИ» им. М.Е.Евсевьева.

Я также убеждена, что развитие исследовательских умений на уроках и во внеклассной работе позволяет ребятам овладевать методами познания живой природы и применять их на практике.

Используемые интернет – источники:

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/21/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-na

https://infourok.ru/uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_biologii-501547.htm

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606069/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

из опыта работы учителя биологии высшей категории  МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»

Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии...