ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
статья по биологии по теме

Хайбулина Карина Владимировна

Организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lomonosov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано научная конференция преподавателей, аспирантов и молодых ученых Московской области. «Связь времен и поколений». - Москва, 2011. - С 162-165.  

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В учебно-воспитательном процессе любого типа школ организация познавательной деятельности учащихся является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Проблема организации познавательной деятельности учащихся всегда была наиболее важной для педагогов. Данная проблема выдвигалась и рассматривалась учеными с давних времен. Многие из них делали попытки разрешить ее, исходя из социально-исторических условий своего времени. Особенно значимая роль в решении проблемы учебно-познавательной деятельности принадлежит выдающемуся чешскому педагогу Я.М. Коменскому, крупнейшему швейцарскому педагогу И.Г. Песталоцци, прогрессивному немецкому педагогу А. Дистервергу, великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому. Проблема организации познавательной деятельности остается актуальной и на сегодняшний день потому, что результатом ее будет являться эффективность учебного процесса.

В таком виде деятельности успех работы учителя и учащихся будет напрямую зависеть от организаторских способностей учителя и его умения управлять процессом обучения. В процессе обучения деятельность учителя и учащихся неразрывно взаимосвязана. От того, какие цели ставят перед собой учитель и учащиеся, в конечном итоге будут зависеть результаты их деятельности.

«Организация учебно-познавательной деятельности – это действия учителя, направленные на подготовку учащихся к активному усвоению знаний и умений, целесообразное использование средств обучения, коллективной и индивидуальной форм работы учащихся, формирование необходимых отношений и взаимодействия в классе». [2]

Понятие же «управление» определяет способ и характер воздействий на управляемый объект…, осуществляемых в определенной последовательности для достижения поставленной цели. [6]

На наш взгляд, организация и управление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из процессов имеет свою роль, свои функции и компоненты. Организация предшествует управлению. Соответственно, управление является частью организации.

По мнению Машаровой Т.В., «организации свойственны определенные функции, если она рассматривается как деятельность и процесс. Организация, предваряя управление, создает для него определенный фундамент. Управление направлено на регулирование самой деятельности, которая, подчиняясь общим целям, отличается индивидуальными особенностями исполнителя».[4]

Среди принципов разумной организации учебной деятельности можно выделить целостность, моделирование, единство, рефлексию и согласованность действий.

«В зависимости от организации учебного процесса деятельность учащегося может быть воспроизводящей (репродуктивной) или творческой (продуктивной)».[5]

Для воспроизводящего типа деятельности характерно восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Вся учебная информация сообщается в готовом виде, а учащимся необходимо ее только усвоить. Наиболее ярко этот характер познавательной деятельности проявлялся в школах средневековья и известен как догматическое обучение. Такой тип обучения существует в некоторых школах и по сей день. К сожалению, в школах и по сей день, как справедливо подчеркивал М.Н. Скаткин, часто на уроках преобладает деятельность по усвоению готовых знаний и их воспроизведению, а среди практических работ – работы исполнительного характера, что не стимулирует творческую активность ученика.[7]

Творческий характер деятельности всегда обуславливается самостоятельностью индивидуума: чем больше творчества, тем больше самостоятельности. На современном этапе развития общества наиболее актуальным является творческий процесс деятельности.

Деятельность учащихся при обучении является учебной, так как осуществляется в процессе обучения и направлена на приобретение новых знаний, умений и навыков. «Учебная деятельность - процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых». [3]

Учебно-познавательная деятельность является одним из видов деятельности, которая присуща человеку. «Учебная деятельность рассматривается как один из видов познания. Осуществляется как познавательная, так как ее результатом является новое для них знание, новые для них умения и навыки». [5]

Цели учебно-познавательной деятельности заключаются в раскрытии смысла учебно-познавательного процесса и объективно выражают социальную направленность и обуславливают ее конечные результаты. «Социальная направленность учения в основном определяется деятельностью учителя».[8]

Введение новых образовательных стандартов предполагает новые подходы к организации учебного процесса. «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент». [1]

Организуя учебный процесс, учитель определяет, какой вид познавательной деятельности учащихся станет преобладающим и каковы будут цели этой деятельности. В зависимости от этого деятельность учителя и учащихся имеет различную направленность. Как показывает практика работы в школе, при объяснительно-иллюстративном обучении преобладающим является стремление учащихся воспроизвести материал как можно ближе и точнее к оригиналу. То есть знания, полученные в готовом виде из объяснения учителя, текста учебника и т.д. воспроизводятся практически дословно. В данном случае деятельность учителя, как правило, направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для запоминания. Деятельность учащихся - на воспроизведение готовых знаний.

Анализ методической литературы и школьной практики показали, что эффективность учебного процесса при обучении биологии зависит от организации учебного процесса и умелого рационального сочетания различных форм, методов, средств, в том числе и современных, обучения биологии.

Очень важно определить психолого-педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии.

Мы считаем (опираясь на педагогические исследования и передовой опыт школы), что эффективность учебного процесса при обучении биологии повышается при применении в учебно-воспитательном процессе индивидуально-групповой методики.

Наши исследования показали, что индивидуально-групповая методика обеспечивает рост результативности и продуктивности учебного процесса, а также повышает самооценку и коммуникационную компетентность школьников, что способствует сохранению психического здоровья школьников. К тому же при групповой работе происходит смена деятельности на уроке, которая препятствует переутомляемости. Появляется умение самостоятельной работы в коллективе и индивидуально. Развивается познавательная деятельность и активность учеников. Данная методика используется в нашем исследовании с целью научить учащихся совместной работе в группе и возможности применения биологических знаний на практике, а также для стимулирования учебно-познавательной деятельности и повышения качества обученности по предмету.

Познавательная деятельность учащихся при данной методике сочетает в себе индивидуальную и групповую формы работы, применяемые на уроках. При индивидуально-групповой организации познавательной деятельности учащихся следует подготовить к осмыслению и восприятию изучаемого материала. Школьникам важно понять, какие знания и умения им необходимо получить в результате самостоятельного изучения определенного материала. А так же представлять перспективу своей деятельности на несколько уроков вперед. Следовательно, единицей учебного процесса в данном случае является не урок, как при традиционной методике, а целая учебная тема.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся внутри класса строится по следующему принципу. Учитель определяет состав гетерогенной группы, состоящий из 5-6 человек. В состав гетерогенной группы входят учащиеся разного уровня успеваемости. Каждая группа работает по инструктивным карточкам, в которых содержатся одинаковые задания для каждой группы. Вопросы, содержащиеся в карточках репродуктивного и творческого характера. В ходе работы могут использоваться учебники, дополнительная литература, видеофильмы, компьютерные программы и т. д.   Все темы прорабатываются по следующей схеме.

В зависимости от количества часов, отпущенных на изучение темы (4-6ч.). Если на изучение темы предоставлено большое количество часов, то она делится на подтемы. Исходя из расчета не более шести часов на подтему. По результатам исследования В.В. Пасечника, было установлено, что определенные закономерности, положения и условия влияют на эффективность групповой работы. Изучение темы более шести часов будет сказываться на эффективности групповой работы и качества обученности школьников.

Примером изучения шестичасовой темы может служить следующая последовательность организации деятельности учащихся на уроках:

Первый урок – вводный. Объяснение учителя в течение 15-20 мин., инструктаж учащихся, самостоятельная работа учеников в группе по инструктивным карточкам.

На втором, третьем и четвертом уроках идет самостоятельная работа учащихся в группах под руководством куратора (опрос и обмен знаниями внутри группы). Учителем производится промежуточный контроль усвоения материала.

Пятый урок - самостоятельная работа учащихся в группе, коррекция и систематизация полученных знаний учителем.

Шестой урок - контрольно-обобщающий. Оценка результатов производится учителем как за индивидуальную, так и за групповую работу.

Основываясь в своей работе на исследовании В.П. Беспалько (классификационная схема дидактических систем), мы придерживаемся следующего мнения, что различные сочетания компонентов систем управления обучением образуют различные дидактические системы.

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся - необходимая составная часть дидактического процесса. Различают разомкнутое, замкнутое и смешанное управление педагогическим процессом. Каждое из них имеет характерные особенности.

При разомкнутом управлении педагогическим процессом ошибки в результате процесса образования остаются невыявленными и неисправленными, так как контроль и коррекция производится по конечному результату.

В результате замкнутого управления происходит постоянное слежение за основными характеристиками обучения в ходе самого процесса учебной деятельности ученика и коррекция этой деятельности.

В замкнутом управлении различают прямую и обратную связь. Прямая связь - информация от обучающего к учащемуся. Обратная связь - информация передается от учащегося учителю.

Наблюдения школьной практики показали, что при изучении биологии управление является смешанным. То есть осуществлено на одном этапе по разомкнутой схеме, а на другом - по замкнутой.

Индивидуально-групповая методика является комбинированной, сочетающей рассеянный и направленный виды информационных потоков, с преобладанием замкнутого управления процессом обучения и творческим типом деятельности.

При объяснительно-иллюстративном обучении познавательная
деятельность учащихся, несмотря на все попытки ее активизации, в
основном остается репродуктивной с рассеянным видом руководства.

Четкая и своевременная организация учителем предметником учебно -познавательной деятельности и овладение основами управления по предмету биология позволит повысить уровень обученности школьников, что особенно важно в условиях реформы школы.

Список литературы:

1. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А..Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А..Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. – 159с.

2. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л., 1986. – 79с.

3. Г.М. Коджеспирова Словарь по педагогике.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д. 2005-448с. Г.М. Коджеспирова

4 .(Машарова Т.В. Сознание-Мровозрение-Мышление. Киров, 1998 Вып.3- с 128-137.)

5. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дис. на соиск. учен.степей, д-ра пед. наук: - М., 1994. - 269с.

6. Пидкасистый П.И. Организация учебно - познавательной деятельности студентов. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,2004. -112с.

7.СкаткинМ.Н., ДаниловМ.А. Дидактика средней школы: -М.,1975

8. Швырев B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического понятия//Эргономика. Труды ВНИИТЭ. - М., - 1976. - N 10 - с. 75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

из опыта работы учителя биологии высшей категории  МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ». ...

«Применение технологии онлайн-тестирования для организации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Система онлайн-тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему т...

«Проблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике»

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образов...

Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе

Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....

Педагогический проект : Формирование учебно -познавательных потребностей учащихся в процессе организации интегрированного обучения на уроках географии

laquo;Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые...