Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.rar550.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

Подготовила: учитель химии и биологии

МБОУ «Средняя школа №2 г. Навашино»

Т.П. Середенина

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод проектов.

(2) По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

(3) Напомню, что задания проектов должны быть направлены на формирование личностных результатов, которые не оцениваются, но наблюдаются, при этом используются бланки самонаблюдения,  метапредметных результатов, в особенности развитие ИКТ-компетентности, и предметных результатов.

Ограничение времени урока не всегда позволяет разработать полноценный проект, поэтому чаще всего проект становится дополнительным домашним заданием, которое обучающиеся выполняют по желанию.

(4) В качестве примера можно привести следующие домашние проекты обучающихся:

  1. «В мире биологических наук» (создание презентации) (тема «Наука о живой природе»)
  2. Путеводитель по биологической лаборатории (создание буклета) (тема «Методы изучения природы»)
  3. «Зачем животным жир?» (создание презентации) (тема «Химический состав клетки»)
  4. «Мой домашний динозавр» (создание атласа, групповой проект) (тема «Как развивалась жизнь на Земле»)
  5. «Грибы от А до Я» (создание определителя грибов, групповой проект) (тема «Грибы»)
  6. «Топ 10 полезных диких животных» или «Топ 10 «вредных» диких животных» (создание презентации) (тема «Значение животных в природе и жизни человека»)

На уроке также можно использовать метод проектов при изучении новой темы. Но в связи с ограничением времени это могут быть либо заготовки проектов для защиты на следующем уроке, либо исследовательские групповые мини-проекты. В своей практике, наряду с домашними проектами, я применяю последние. В качестве примера (5) можно привести мини-проект на основе лабораторной работы «Я смотрю на мир сквозь линзы микроскопа» в теме «Увеличительные приборы». (6) Рассмотрим этапы данного проекта:

1.  Проблематизация.

У каждой пары обучающихся на парте стоит микроскоп и даны несколько микропрепаратов. Обучающимся, не умеющим работать с микроскопом, предлагается рассмотреть любой микропрепарат по алгоритму: «Опустите предметный столик, закрепите на нем изучаемый объект. Выберите объектив, чтобы общее увеличение было равно 40х. С помощью регулировочных винтов поднимите предметный столик так, чтобы между микропрепаратом и объективом осталось расстояние около 0,5 см. Глядя в окуляр начинайте опускать предметный столик до появления четкого изображения.  Внимание! Соблюдайте правила работы с микроскопом.»  Естественно, они задаются вопросом «Как это сделать?»

2. Целеполагание.

Из проблемы формулируем цель «Научиться работать с микроскопом».

3. Планирование.

С помощью учителя обучающиеся ставят задачи:

- изучить устройство микроскопа;

- научиться вычислять увеличение микроскопа;

- познакомиться с правилами работы с микроскопом;

Так как на уроке используется групповой проект, учитель формирует группы учащихся и, с учетом интересов участников групп, распределяет задачи.

4. Реализация проекта.

Так как проект выполняется на уроке, то основным источником информации служит учебник, но так же для обучающихся подготовлен дополнительный материал.

В течение определенного времени группы решают свои задачи, а по окончании «защищают» свою часть проекта: подписывают основные части микроскопа в заготовленном шаблоне на слайде, кратко описывают их, рассказывают об оптическом устройстве микроскопа и его увеличительной способности, знакомятся с основными правилами работы с микроскопом, тут же прорабатывая их. Итогом становится успешное выполнение первоначального задания – рассмотрение микропрепарата.

5. Рефлексия.

Очень важный этап: обучающиеся делятся своими успехами и, что особенно важно, затруднениями с обязательным анализом причин и способов их решения. В основном причиной является невнимательность.

Еще один пример проекта на уроке групповой проект «Дельфин не рыба, лягушка не рептилия, летучая мышь не птица» в теме «Позвоночные». Полагаю, проблема понятна по названию. Целью проекта было составление краткого описания строения классов позвоночных и особенностей их жизнедеятельности.

Обучающиеся были разделены на 5 групп, и, пользуясь текстом учебника, рисунками и собственными наблюдениями, составляли краткие характеристики классов. В конце урока каждая группа заполнила свою часть ячеек сводной таблицы. Рефлексия же показала, что многие обучающиеся действительно раньше не знали, что дельфин – не рыба.

(7) Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки биологии в 5-м классе с использованием технологии проектов школьникам очень нравятся, интересны, полезны, запоминаются надолго. Потому что каждый обучающийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Среди минусов вновь могу отметить ограниченность времени на уроке, поэтому должна быть качественная предварительная подготовка урочных проектов, основная и дополнительная информация выбраны с учетом краткости и полноты освещения вопроса, задания для 5-классников должны быть посильны, а группы сформированы заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....

Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС

Использование на уроках биологии метода проектов...

Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"

Городской  семинар "Организация  проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии

Материал содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии....