Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС
статья по биологии на тему

Биктимирова Фания Маратовна

Использование на уроках биологии метода проектов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности на уроках биологии

в условиях ФГОС

Учитель биологии МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»

Биктимирова Ф.М.

        Одним из направлений формирования гармоничной личности в условиях новых стандартов является  научно-познавательная и проектная деятельность.

      Биология – это одна из наук, которая позволяет максимально развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Воспитать ученика способного мыслить ярко, неординарно, обладающего гибкостью мышления, высоким уровнем обобщения, умеющего видеть необычное в обычном, а привычное в новом. Это позволит  вывести ученика на новый уровень интеллектуального творчества и экологической культуры.

       Применение метода проектов на уроках биологии, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к  порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые открытия. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. 

         Внедряя  проектную деятельность на уроках , я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные (поисковые). Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, создают презентации.  Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем. Защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения нового материала.

Положительный опыт использования  технологии проектного обучения.

    Учебный проект «Моя родословная»

Проект направлен на изучение и систематизацию своей родословной, развитие умений аргументировано отстаивать свою позицию в учебных дискуссиях. В ходе выполнения проекта учащиеся создают генеалогическое древо, узнают историю  своей семьи, семейные традиции, расспрашивают своих родственников по разным вопросам, в том числе и передача наследственных признаков.

  Это позволяет решать важные нравственные задачи: умение общаться в своем узком социуме, интересоваться жизнью друг друга, вырабатывать умение любить и уважать друг друга. Участие в проекте позволило ребятам получить опыт аналитического исследования семейных процессов, опыт публичного представления своей позиции по данным вопросам. Ученики закрепляют  навыки поиска и анализа информации. После завершения проекта, ребята  вместе с родителями  благодарят  меня за то, что я своей работой помогаю им вспомнить своих родных и близких, более детально изучить свои родословные, заинтересовать детей историей своих семей. Отмечалось и то, что за это время улучшилось взаимопонимание между членами семьи, все были увлечены одним делом. Данная работа способствует установлению открытых и доверительных отношений родителей и  учителей. Один из проектов «Родословная семьи Басыровой Екатерины», получил 2 место на школьных «Днях науки» и 3 место на Республиканской научно-практической конференции школьников  им. А.П.Мариновича.

       В 11 классе  при изучении темы «Экология» даю творческое задание: создать мини-проект «Мой дворик». Цель проекта: дать оценку экологического состояния территории, прилегающей к дому. Предмет исследования: степень озеленения придворовой территории. Ребята не только описывают состояние двора, но и выдвигают свои идеи по его благоустройству.

       «Урок биологии в формате технологии проектного обучения 8-й класс, по теме «Кожа» - «Одежда на каждый день». Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений видеть проблему и находить пути решения. Данный проект на уроках биологии позволяет не только собирать информацию, но и анализировать факты, сравнивать, делать выводы, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других, воспитывает культуру общения. Ребята исследуют вопросы, готовят информационные листы и  презентации по темам:

  • «Моржами» рождаются или становятся?»
  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
  • «Пирсинг: быть или не быть жертвами красоты?»
  • «Фруктовые идеи».
  • « Подросток и его кожа».
  • «Почему лен и хлопок всегда в моде?» и другие.

Уроки проходят интересно, а самое главное формируют представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье. Такие уроки ребята всегда ждут с нетерпением.

     Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предмету. Это подтверждается следующими фактами:

·  усилилась мотивация учебной деятельности;

·  появилась стабильность обучения;

·  улучшились навыки обработки результатов исследований;

·  учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;

·  дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.

       Многолетний опыт работы и наблюдение показали, что педагогическое управление на ранних этапах учебно-исследовательской деятельности дает возможность школьникам на старшей ступени обучения самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельность. Многие учебно-исследовательские проекты получили продолжение вне урока как индивидуальные, самостоятельные, научные, за что были награждены дипломами и грамотами различного уровня.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод п...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...

Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС

Вашему вниманию предлагается теоретическая  статья "Организация проектной деятельности на уроках английского языка по ФГОС. Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт з...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии

Материал содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии....