Рабочая программа по биологии 9 класс. Пономарева И.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 9 класс. Пономарева И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

                                                            «Октябрьская средняя общеобразовательная  школа №1»

   Согласовано                                                                                                                                    Утверждаю

   Зам. директора по УВР                                                                                                               Директор МБОУ «ОСОШ №1»

   Г. М..Меньшакова.____________                                                                                             С.И.Жаворонков______________

   «_____»_______________2016г.                                                                                                «_____»______________2016г.

                                                                               Рабочая  программа

                                             по  биологии

                                               9   класс

                                    2016 – 2017  учебный год

                                      Учитель: Кононова Екатерина Васильевна

                                                                                                         п. Октябрьский , 2016 г.

 

 Пояснительная записка

Программа составлена

  • на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
  • в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова « Биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г./
  • Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии и Примерной  программы основного общего образования по биологии (Дрофа, 2009г)

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии..принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также  с возрастными особенностями развития учащихся. Для  приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,  обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать со справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                                                                               Объём  учебной нагрузки  ( по учебному плану) :

2 часа в неделю

68 часов в год

Учебник : БИОЛОГИЯ 9 класс

Авторы:И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова

М.Вентана-граф,2011 год

№    836  в федеральном перечне учебников  ( на 2014-2015 уч.год)


Задачи :

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования        через систему из 68  уроков .
  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст , точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,

выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,  закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: 

 продолжить нравственное воспитание учащихся и  развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


Тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

лабораторные

работы

1

Введение в основы общей биологии

3

2

Основы учения о клетке

11

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

2

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

1

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

Основы экологии

10

10

Заключение

1

Итого

68

4


Темы и содержание лабораторных  работ:

№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;

№2 «Решение генетических задач»;

№3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях»;

№4 «Приспособленность организмов к среде обитания»;

Контрольные  работы:

1. Строение и функции клетки

2. Основы генетики

3. Эволюция органического мира

4. Происхождение человека.

Региональный компонент  изучается  на уроках  по теме :

«Учение о наследственности и изменчивости»

Мутации. Важнейшие мутагены Архангельской области, их источники .  Урок № 29

«Основы селекции  растений и животных»

Районированные сорта растений Архангельской области    Урок № 32

Районированные породы животных.  Урок № 34

 «Основы экологии» Урок № 64-68

                   Экосистемы Архангельской области

       Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера

       Экологические сукцессии.

       Влияние деятельности человека на экосистемы Архангельской области  

        Охрана природы в Архангельской области.

Тематическое планирование

урока

п/п

дата

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Планируемые результаты

Оборудование

Домашнее задание

ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии, 3 часа

1.

Биология – наука о живом мире

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках

таблицы по общей биологии; объекты живой природы из различных систематических групп

§1

2.

Общие свойства живых организмов

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы

таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии; комнатные растения;

§2

3.

Многообразие форм живых организмов

комбинированный

частично - поисковые

расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни

таблицы «Почва и ее обитатели», «Растительный и животный мир суши», «Морские растения и животные»

§3

ТЕМА 2. Основы учения о клетке, 10 часов

4

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

урок изучения нового материала; лабораторное занятие

словесно - наглядные; репродуктивные; практические

кратко охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке; рассмотреть основные положения клеточной теории в ее современном варианте;

табл. «Общая схема строения растительных и животных клеток»

§4,

5

Химический состав клетки

комбинированный

словесно - наглядные;

познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические веществ

табл. «Строение клетки»

§5,

6

Белки и нуклеиновые кислоты

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

раскрыть специфические особенности строения органических веществ в клетке – белков и нуклеиновых кислот; показать особенности строения молекул белков и их функции в клетке, особую роль нуклеиновых кислот

табл. по общей биологии «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК»

§6, заполнение таблицы

7

Строение клетки.

Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

расширить представления об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот; охарактеризовать мембрану, ядро и цитоплазму

табл. «Строение растительной и животной клеток»; микроскопы и микропрепараты

§7,

8

Органоиды клетки и их функции

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мемранного принципа; углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки; объяснить особенности мембранных и немемранных органоидов клетки

табл. «Строение растительной и животной клеток»

§8, заполнить таблицу

10.

Обмен веществ и энергии в клетке

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

систематизировать знания учеников об обмене веществ как основе существования живых организмов; сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке

табл. «Стадии энергетического обмена»

§9,

11.

Биосинтез белков в живой клетке

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

сформировать знания об основном процессе  метаболизма – биосинтеза белка; охарактеризовать два этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию

табл. «Биосинтез белка»

§10,

12.

Биосинтез углеводов – фотосинтез

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза;

табл. «Фотосинтез»

§11,

13.

Обеспечение клетки энергией

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить и расширить знания учеников об обмене веществ и превращении энергии; сформировать у них понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; показать локализацию этапов энергетического обмена

табл. «Энергетический обмен»

§12

14.

Обобщающий урок «Подведем итоги»

урок проверки и оценки знании

К.Р.№1

проверка и оценка знаний

систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки

средства обучения к урокам  4 -12

ТЕМА 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез), 5 часов

15.

Размножение организмов

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов

табл., иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов

16.

Деление клетки. Митоз.

Изучение нового материала

практические; словесно - наглядные

раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; охарактеризовать все фазы митоза

табл. «Митотический цикл»; микроскопы и микропрепрепараты

§14, таблица

17.

Образование половых клеток. Мейоз

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; охарактеризовать первое и второе деления мейоза

табл. «Мейоз», «Схема кроссинговера»

§15

18.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать этапы онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов

табл. «Периоды зародышевого развития»

§16,

19.

Обобщающий урок «Основы учения по клетке»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

систематизировать и обобщить знания о сущности размножения и его биологической роли; о цитологических основах бесполого и полового размножения

средства обучения к урокам 14 - 17

подготовить сообщения

ТЕМА 4. Основы учения о наследственности и изменчивости, 11 часов

20.

Наука генетика. Из истории развития генетики

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

познакомить с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов;

портреты ученых-генетиков

§17,

21.

Основные понятия генетики

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные

раскрыть содержание основных понятий генетики; охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики

табл. «Строение и функционирование гена»

§18, подготовить сообщения

22.

Генетические опыты Г.Менделя

комбинированный

словесно - наглядные;

раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков;

табл. «Моногибридное скрещивание»

§19,

23.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Л/р №2 «Решение генетических задач»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

формировать понятие о дигибридном скрещивании; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку

табл.

§20,

24.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

формировать основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; раскрыть закономерности сцепленного наследования генов

табл. «Морфология хромосом», «Схема кроссинговера»

§21,

25.

Взаимодействие аллельных и их множественное действие

комбинированный

словесно - наглядные;  частично - поисковые

формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов;

табл. «Взаимодействие аллельных генов»

§22,

26.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола

табл. «Кариотипы человека и животных», «Закономерности наследования, сцепленного с полом»

§23,

27.

Наследственная (генотипическая) изменчивость Л/р №3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания об изменчивости как фундаментальном свойстве организмов; раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости

табл. «Мутации»

§25,

28.

Другие типы изменчивости.

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

расширить знания об изменчивости организмов; сформировать знания о модификационной изменчивости и причинах ее проявления

табл. «Виды изменчивости», «Закономерности фенотипической изменчивости»

§26,

29.

Наследственные болезни человека

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах

§24, подготовить сообщения

30

.

Обобщающий урок «Подведем итоги»

урок проверки

к.р. №2

проверка и оценка знаний

проконтролировать знания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

средства обучения к урокам 19-28

подготовить сообщения

ТЕМА 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов, 5 часов

31.

Генетические основы селекции организмов

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

расширить знания о селекции организмов как науке; познакомить с историей селекции; сформировать знания о главных методах селекции организмов

табл. «Методы селекции», «Породы животных»

§27,  подготовить сообщения

32.

Особенности селекции растений

комбинированный

словесно - наглядные;

частично - поисковые

углубить знания о селекции растений; сформировать знания об основных методах селекции растений

гербарий культурных растений;

§28,

33.

Центры многообразия происхождения культурных растений

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания о культурных растениях и их происхождении; познакомить с работами Н.И.Вавилова; раскрыть значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции

географическая карта мира; табл. «Центры происхождения культурных растений»

§29,

34.

Особенности селекции животных

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных

табл. «домашние животные»; фотографии элитных животных

§30, подготовить сообщения

35.

Основные направления селекции микроорганизмов

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

расширить знания об использовании микроорганизмов человеком; сформировать знания об особенностях селекции микроорганизмов

табл. «Многообразие микроорганизмов»

§31,

ТЕМА 6. Происхождение жизни и развитие  органического мира, 5 часов

36.

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

показать развитие идей о происхождении жизни на нашей планете; ознакомить с разными взглядами на происхождение жизни

табл. по общей биологии

§32,

37.

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

начать формирование системы знаний   о возникновении жизни естественным путем; формировать знания о путях преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли

табл. «Схемы возникновения протобиополимеров»

§33, подготовить сообщения

38.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

формировать представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле

табл. «Цианобактерии», «Фотосинтез»

§34,

39.

Этапы развития жизни на Земле

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

познакомить с общим ходом развития жизни на Земле; формировать представления о разделении истории Земли  и развития жизни на ней на эры и периоды

табл. «История развития жизни на Земле»; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»

§35,

40.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

комбинированный

частично - поисковые

выделить основные стадии в эволюции возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни

§35,

ТЕМА 7. Учение об эволюции, 11 часов

41.

Идеи развития органического мира в биологии

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века; познакомить с системой органического мира К.Линнея и показать ее значение;

портреты ученых

§36,

42.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

познакомить с основными положениями эволюционной теории Ч.Дарвина; сформировать знания о движущих силах эволюции

табл. «Естественный отбор»

§37

43.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивны

систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности

табл. «Естественный отбор», «Искусственный отбор»,

§37, подготовить сообщения

44.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить и расширить знания о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде  обитания;

табл. «Приспособленность и ее относительный характер»; комнатные растения, коллекции насекомых

§37, подготовить сообщения

45.

Современные представления об эволюции органического мира

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

познакомит с современными представлениями об эволюции органического мира; углубить знания о популяции как структурной единицы вида и элементарной единицы эволюции

табл. иллюстрирующие популяцию и вид; гербарий растений

§38,

46.

Вид, его структура и особенности

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить и расширить знания как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни; сформировать знания о структуре и критериях вида

табл. «Критерии вида»

§39, заполнить таблицу

47.

Процесс образования новых видов – Видообразование

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

формировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции; раскрыть причины образования новых видов; охарактеризовать два пути видообразования - аллотропический и симпатрический

табл. «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

§40,

48.

Макроэволюция – результат микроэволюций

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные

уточнить понятие «микроэвоюция»; раскрыть сущность понятия «макроэволюции» как надвидового эволюционного процесса

табл. «Современная система органического мира»

§41,

49.

Основные направления эволюции

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса;

табл. «Современная система органического мира»

§42,

50

Основные закономерности эволюции. Л/р №4 «Приспособленность организмов к среде обитания»

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

закрепит знания о макроэволюции как надвидовой эволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и  биологическом регрессе»;

табл. «Современная система органического мира»

§43, подготовить сообщения

51.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

К.Р.№3

систематизировать знания о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; раскрыть проблему вымирания и сохранения редких видов

табл. «Биологический круговорот в биосфере»

ТЕМА 8. Происхождение человека, 6 часов

52.

Место и особенности человека в системе органического мира

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

формировать знания о происхождении человека от животных; описать систематическое положение человека; отметить коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком

табл. «Систематическое положение человека», «Скелеты человека и  человекообразных обезьян»

§44,

53.

Доказательства эволюционного происхождения человека

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

познакомить с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; показать вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека

табл. «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами»

§45,

54.

Этапы эволюции вида Человек разумный

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания об эволюции органического мира; познакомить со стадиями эволюции человека;

табл. «Стадии эволюции человека»

§46,

55.

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания об этапах антропогенеза; расширить знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; раскрыть биосоциальную сущность человека

табл. «Стадии эволюции человека», «Ископаемые люди»

§47,

56.

Человеческие расы, их родство и происхождение

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство происхождения всех рас человека

табл. «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас

§48, подготовить сообщения

57.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Комбинированный

К. тест №4

словесно - наглядные; частично - поисковые

проследить историю взаимоотношений человека и биосферы; проанализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции

табл. «Биосфера»

§49,

ТЕМА 9. Основы экологии, 11 часов

58.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

формировать представление об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и их разнообразии; сформировать знания о среде жизни на Земле

табл. «Среды жизни на Земле», рис. 74 учебника; табл. с типичными обитателями воды, суши, почвы и организма

§50,

59.

Закономерности действия факторов среды на организмы

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

познакомить с существованием общих законов действия факторов среды на организмы; раскрыть сущность закона оптимума; охарактеризовать закон ограничивающего фактора

табл. «Закон оптимума», «Обращение Земли вокруг Солнца»

§51,

60.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

систематизировать знания о приспособленности организмов к факторам среды; формировать понятия «жизненная форма» и «экологическая группа»

табл. «Жизненные формы растений»; изображения растений и животных - представителей разных экологических групп

§52,

61.

Биотические связи в природе.

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

сформировать знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе; охарактеризовать типы биотических связей между организмами;

табл. «Пищевые цепи и сети питания», «Экологические пирамиды»

§53,

62.

Популяции как форма существования видов в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

формировать понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; рассмотреть основные качественные, количественные характеристики популяций

табл. «Биологический вид и его структура»

§54,

63.

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

рассмотреть основные динамические характеристики популяций; охарактеризовать процесс роста популяций и механизмы его регуляции»

табл. «Биологический вид и его структура»

§55,

64.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; раскрыть роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов

табл. «Биоценоз», «Лес», «Луг» и др.

§56,

65.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

частично - поисковые

сформировать понятие о биогеоценозе и экосистеме как о  закономерном образовании, состоящем из биоценоза и соответствующего биотопа; сформировать понятие о продуцентах, консументах, редуцентах и их роли в экосистемах

табл. «Биоценозы дубравы», «Биосфера», портрет В.И.Вернадского

§57,

66.

Развитие и смена биогеоценозов.

частично - поисковые

сформировать знания об экосистемах как саморегулирующихся и саморазвивающихся биосистемах; формировать понятие об экологической сукцессии, ее причинах и значении

табл. «Зарастание водоема», гербарии растений

§58,

67.

Основные законы устойчивости живой природы

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

углубить знания о механизмах устойчивости биосистем разного масштаба; рассмотреть принцип цикличности

табл. «Биоценозы дубравы», «Биологический круговорот веществ в природе»

§59

68.

Рациональное использование природы и ее охрана

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях;

табл. «Круговорот воды в природе», «Круговорот углерода в природе»

Ожидаемые результаты:

В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны

Знать и понимать:

- уровни организации жизни

- свойства живых систем

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.

- основные теории биологии- клеточную.хъромосомную теорию наследственности, эволюционную.

- сущность законов- зародышевого сходства. Генетики, закономерностей изменчивости.

- основные области применения биологических знаний в практике  сельского хозяйства. В ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Уметь:

- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, эволюцию видов

- объяснять причины устойчивости и смены экосистем

- выявлять приспособления организмов к среде обитания

- сравнивать биологические объекты, процессы и явления, делать выводы на основе сравнения

- решать генетические задачи.

 - работать с различными источниками информации.

- объяснять роль биологии в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии  с учетом  авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая прогамма  6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...

Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...

Рабочая программа по биологии 8 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...