Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Кривошеева Наталья Александровна

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.71 КБ
Файл rabochiy_list.docx325.61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий.

Цель урока: расширение представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни.

Планируемые образовательные результаты:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами изучения биологических объектов.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, умение работать по инструкции, умение работать с электронной доской и виртуальной лабораторией.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Основное содержание учебного материала

Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Флипчарт «Строение и значение бактерий», Виртуальная лаборатория по биологии 6 класс.

Оборудование

Микроскопы, готовые микропрепараты бактерий, тексты с биологическим содержанием.

Формируемые на занятии универсальные учебные действия:

УУД

Виды используемых действий

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,   сравнивать и выделять признаки.  
  2. Продолжить формирование  навыков  работы с микроскопом, интерактивным оборудованием.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД    

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  3. Продолжить обучение основам самоконтроля и  самооценки.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

1

Организация начала занятия

(2 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии

Проверка готовности учащихся к занятию, эмоциональный настрой.

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и хорошего настроения.

Сегодня мы с вами являемся научными сотрудниками исследовательской лаборатории. Возьмите на столах бейджи и прикрепите их.

А теперь давайте представимся:

Зав.лабораторией-  

Старшие научные сотрудники: называют имена.

Младшие научные сотрудники….

Лаборанты: …

Старший помощник – …..

Перед вами лежат рабочие листы отчета, в которых мы будем работать в течение всего занятия. Возьмите их и подпишите.

Полная готовность группы к работе.

2

Актуализация знаний (2 мин)

Учитель: Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе с ними сосуществовал. Вот некоторые данные об этих организмах:

  • они живут на Земле более 3 млрд. лет
  • эти организмы  размножаются через каждые 20-30 минут;
  • их можно встретить  в нефтяных водах на глубине 1700м и на дне океана (глубже 10 км),
  • их количество превышает число людей на земном шаре.

 На ваших столах стоит продукт, полученный благодаря жизнедеятельности этих организмов, а также овощ, который испортился благодаря их деятельности.

Вы догадались о каких организмах идет речь?

Сформулируйте тему нашего занятия.

Тема занятия: Общая характеристика и особенности строения бактерий. Что вы знаете об этих организмах? (прием ЗХУ)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Имеют очень маленькие размеры.
  • Не имеют ядра.
  • Вызывают болезни.
  • Встречаются повсеместно.
  • Состоят из 1 клетки.
  • Какие они бывают.
  • Каково их строение.
  • Чем питаются.

Заполняется в конце урока

А что бы вы хотели узнать о бактериях?

Какие цели мы поставим перед собой на этом занятии?

- Расширить знания о бактериях, выявить особенности их строения и жизнедеятельности.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь, учитель записывает на доске (слайде).

Учащиеся формулируют цели урока.

3

Подготовка к основному этапу занятия (3 мин)

Учитель задает вопросы:

- К какому царству относят бактерии? (Царство Бактерий)

- Почему эти живые организмы были выделены в отдельное Царство? (ПРОБЛЕМА - запись на доске)

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы? Почему? (микроскопия, т.к. они имеют очень маленькие размеры и не видны невооруженным глазом)

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам вспомнить особенности  строения клеток бактерий, выполнив лабораторную работу.

Учащиеся затрудняются ответить на вопросы.

 

Самостоятельно формулируют задачи  урока.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

 (10 мин)

Процесс получения микропрепарата довольно долгий, поэтому я предлагаю вам ознакомиться с ним при помощи виртуальной лаборатории.

 А поможет нам в этом старший помощник Кириенко С.

Перед началом лаб. работы предлагаю вам ознакомиться с инструкцией:

Инструкция:

  1. Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы.
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии.
  3. Задание по группам:

1 группа.

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Найдите на рисунке жгутик, ворсинки, цитоплазму, капсулу, молекула ДНК (наследственный материал), отметьте их. В чем сходство и главное отличие бактериальной клетки от растительной и животной?
  3. Покажите на электронной схеме структурные единицы бактериальной клетки.

2 группа.

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Составьте схему «Формы бактерий». Какую форму имеют бактерии, рассмотренные вами на лаб. работе?
  3. Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

3 группа.

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Составьте схему «Типы питания бактерий».
  3. Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

Рефлексия.

Какие сложности у вас возникли при выполнении задания?

Что вам больше всего понравилось?

 Один из учащихся выходит к доске и проводит лаб. работу.

Учащиеся наблюдают за проведением опыта, записывают наблюдения в тетрадь.

Работают в группах.

Выступление учащихся с результатами работы.

5

Первичная проверка понимания

(3 мин)

Прослушайте несколько утверждений. Если вы согласны с этим утверждением, то поставьте на листке ответов знак «+». Подсчитайте количество «+», это и будет ваша оценка.

  1. Клетки бактерий в отличие от растительной и животной клетки не имеют ядра.
  2. Палочковидные бактерии называют бациллы.
  3. Бактерии сапрофиты извлекают питательные вещества из мертвых тел.
  4. Жгутики у бактерий служат для их передвижения.
  5. Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы.

 Учащиеся письменно выполняют задание, затем оценивают себя.

6

Подведение итогов занятия (2 мин)

Все ли мы их выполнили?

Вернемся в нашу таблицу ЗХУ. Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Узнали ли вы то, что хотели узнать?

Возврат к проблеме урока.

Почему же Бактерии выделили в отдельное Царство живых организмов?

Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке.

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

7

Домашнее задание

Создать макет бактериальной клетки любой формы.

Этап рефлексии (3 мин)

Продолжите предложения.

  • Самым интересным на уроке было…
  • Самым сложным для меня было…
  • На уроке мне понравилось…
  • На уроке мне не понравилось…..
  • Эти знания мне пригодятся…

Учащиеся высказывают свое мнение.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ______________________(Ф.И. учащегося)

Тема:_______________________________________________

Выполнение лабораторной работы.

Инструкция

  1. Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы «Сенная палочка».
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии.
  3. Выполните задание по группам:

                     1 группа.

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Найдите на рисунке жгутик, ворсинки, цитоплазму, капсулу, молекула ДНК (наследственный материал), отметьте их. Подпишите на рисунке структурные единица бактериальной (прокариотической)  клетки. Сравните бактериальную клетку с растительной и животной. В чем их отличия? Сходство?
  3. Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

Оформление результатов:

Строение бактериальной клетки C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\клетка бактерии1.png

         

 

    Формы бактерий

Типы питания бактерий

среда обитания

органические вещества

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист ______________________(Ф.И. учащегося)

Тема:_______________________________________________

Выполнение лабораторной работы.

Инструкция

  1. Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы «Сенная палочка».
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии.
  3. Выполните задание по группам:

2 группа.

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Составьте схему «Формы бактерий». Какую форму имеют бактерии, рассмотренные вами на лаб. работе?
  3. Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

Оформление результатов:

Строение бактериальной клетки C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\клетка бактерии1.png

         

     Формы бактерий

Типы питания бактерий

среда обитания

органические вещества

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист ______________________(Ф.И. учащегося)

Тема:_______________________________________________

Выполнение лабораторной работы.

Инструкция

  1. Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы «Сенная палочка».
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии.
  3. Выполните задание по группам:

3 группа.

  1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
  2. Составьте схему «Типы питания бактерий». Приведите примеры из предложенных иллюстраций.
  3. Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

Оформление результатов:

Строение бактериальной клетки C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\клетка бактерии1.png

         

     Формы бактерий

Типы питания бактерий

среда обитания

органические вещества

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

Методическая разработка урока "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района"

Урок -конспект по географии Иркутской области, 9 класс "Географо-экономическая характеристика Тайшетского района" (Иркутская область)...

Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС

План - конспект урока  по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

Разработка урока биологии 5 класс "Бактерии."

Разработка урока биологии 5 класс по теме бактерии. Урок с использованием мультимедиа, раздаточный материалом....

Технологическая карта урока биологии. "Общая характеристика бактерий" 5 класс

Этапы урока:1.Мотивация2.Актуализация3.Создание проблемной ситуации4.Целеполагание5.Планирование6."Открытие нового знания"7.Первичное закрепление во внешней речи8.Самостоятельная работа с са...