Технологическая карта урока биологии. "Общая характеристика бактерий" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Этапы урока:

1.Мотивация

2.Актуализация

3.Создание проблемной ситуации

4.Целеполагание

5.Планирование

6."Открытие нового знания"

7.Первичное закрепление во внешней речи

8.Самостоятельная работа с самопроверкой

9.Включение нового знания в систему знаний и повторение

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке

11. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_5_kl.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии (5 класс)

Тема урока: «Общая характеристика бактерий»

Деятельностная цель:

 Формирование представлений о царстве Бактерии (Дробянки), как самой древней группе живых организмов; формирование умения устанавливать особенности образа жизни в зависимости от особенностей строения, определять различные формы бактерий; формирование потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту; привитие правил экологической культуры поведения.

Предметно - дидактическая  цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности бактерий; сформировать умения находить в тексте учебника и инструктивных карточках отличительные признаки бактерий, описывать их; продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять схемы; расширить кругозор учащихся; развивать их познавательный интерес к предмету; осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

Знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, рассмотреть разнообразие и распространение бактерий, уметь отличать бактерии от других живых организмов.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

       Осуществлять расширенный поиск информации, уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.

 2.     Коммуникативные:

 Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.

 3.     Регулятивные:

 Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности, выдвигать версии, определять критерии изучения бактерий, продолжить формирование умения работать с таблицей, составлять семы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов и выделять признаки.

Личностные

     Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и саморазвитию, оценивать собственный вклад в работу группы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, сапротрофы, паразиты, хемотрофы, фототрофы, аэробы, анаэробы.  

Учащийся  должен знать:  строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, рассмотреть разнообразие и распространение бактерий.

Учащиеся должны  уметь: отличать бактерии от других живых организмов, выявлять существенные признаки автотрофов и гетеротрофов, их роль в природе.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Многообразие бактерий», инструктивные карточки для работы в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин).

Создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

«Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем».

- А девизом нашего урока будут такие слова:

«Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно!

Отвечаешь – доказательно! Борешься – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

- желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

Воспринимают и выражают своё отношение к предстоящей деятельности на уроке.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Регулятивные УУД: - самоконтроль учебной деятельности.

Умеют подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения.

2. Актуализация знаний (5 мин).

- Ребята! На уроках биологии мы знакомимся с разными группами живых организмов. Посмотрите на доску и скажите: «Какие царства живой природы здесь представлены?»

(На доске таблицы с изображением растений, животных, грибов, бактерий).

Проводит фронтальный опрос обучающихся.

Называют признаки различных царств живой природы.

Познавательные УУД: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

Коммуникативные УУД: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Сообщает информацию о распространении бактерий.

- Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

- О каких организмах идёт речь?

Подводит к формулировке темы урока.

Анализируют полученную информацию.

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД: -анализируют и дифференцируют полученные ранее знания;

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные УУД: исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

4. Целеполагание

(3-4 мин).

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Формулировка и фиксирование цели и темы урока.

Побуждает к изучению размеров бактерий.  Рисует портрет бактерии на доске, используя текст параграфа. По ходу изучая особенности строения бактериальной клетки.

Выясняют вопрос о делении организмов на надцарства живой природы и доказывают вместе с учащимися принадлежность бактерий к прокариотам.                                  

Формулируют цели и задачи урока.

Сопоставляют размеры бактерий.

Рисуют совместно с учителем в тетрадях портрет бактериальной клетки, анализируя текст учебника.

Отвечают на поставленные вопросы. Анализируют полученную информацию и делают вывод, о прокариотических организмах.

Познавательные УУД:                   - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:           - учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

5. Планирование

(5-6 мин).

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, как  и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания.

Организует работу в микрогруппах.

1группа: выясняет способы питания бактерий;

2 группа: выясняет, какие условия благоприятны для бактерий, а какие нет;

3 группа: выясняют, как размножаются бактерии.

Работают в группах, анализируют информацию, выполняют задания в инструктивных картах, заполняют кластеры.

Отчитываются о проделанной работе, с последующей фиксацией материала в тетрадях.

Познавательные УУД:                    - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием;

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:                   - учатся самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре;

- учатся выражать свои мысли.                            

6. «Открытие нового знания» (7-9 мин).

Выясняет вопрос о причинах невозможности заполнения бактериями всей планеты.

Выдает «паспорт» бактериям.

Рассматривает систематическое положение, происхождение, год открытия бактерий, среды обитания.

Побуждает учащихся ответить на вопрос об уникальности бактерий. (В игровой форме, предлагает бактериям вручить медали).

Предлагает выяснить разнообразие форм бактерий, посмотрев видеофрагмент.

Организует и проводит физкультминутку:          Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.      

Объясняют невозможность данного явления.

Дают систематическое положение.

Сообщают дополнительную информацию.

Игровой момент, наклеивают медали на портрет бактерии.

Просмотр фрагмента видеофильма с последующим заполнением кластера.

Выполняют упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.

Познавательные УУД:                    - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием;

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:                   

-учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.                            

7. Первичное закрепление во внешней речи                  (3 мин).

Ставит вопросы обучающимся:

- Почему бактерии выделяют в отдельное царство?

Акцентирует принадлежность бактерий к надцарству Прокариот.

Отвечают на вопросы, обосновывают принадлежность бактерий к отдельному царству.

Коммуникативные УУД:              - учатся слушать и понимать речь другого человека;                   -  учатся выражать свои мысли.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой (5мин).

Проверим свои знания.

Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий:

(работа с интернет-ресурсами).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ 

Выполняют тестовые задания.

Осуществляют самопроверку.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Моделируют и формируют ответы.

Коммуникативные: осуществляют взаимооценку.

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3мин).

Ставит вопросы обучающимся:

- Почему бактерии процветающая группа организмов?

- Чем обусловлено распространение бактерий в природе?

Объясняют причины широкого распространения бактерий на планете.

Познавательные УУД:                    - учатся строить высказывания;                                   - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные УУД:              - учатся слушать и понимать речь другого человека;                   -  учатся выражать свои мысли.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин).

- Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. Давайте вернемся к началу урока.

- Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?).

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Понравилось  ли вам на уроке? Какое сейчас настроение?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Оценивает работу отдельных обучающихся.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели.

Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремится к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.  

11. Домашнее задание (2 мин).

Дает комментарии к домашнему заданию.

П. 11, ответить на вопросы на с. 55 устно (задание обязательное для всех).

Творческое задание: (выполняется по желанию)

Придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Регулятивные УУД:                           - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;                             - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

               

                                           

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе «Цунами и их характеристика»

Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе "Цунами и их характеристика" составлена в соответствии с ФГОС. В презентации помещена только схема образования цунами с перечислением причин вол...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Общая характеристика грибов"

Приводится пример технологической карты урока для 5 класса с основными его этапами....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...