Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Общая характеристика грибов"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Тарасова Людмила \Леонидовна

Приводится пример технологической карты урока для 5 класса с основными его этапами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5klass.docx65.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме:

«Общая характеристика грибов»

Преподаватель, школа

Тарасова Людмила Леонидовна

МБОУ Хмелитская СОШ

Предмет

Биология

Класс

5

Дата

18.01.2019

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Информационно-коммуникативная        и

проблемная технологии

Тема урока

Общая характеристика грибов.

Цель урока

Сформировать у учащихся знания о царстве Грибов.

Задачи урока

Изучить признаки царства Грибов, отличающих их от растений и животных.

Методы обучения

Эвристический, объяснительно - иллюстративный, словесный, наглядный, проблемного обучения.

Основные термины, понятия

Царство Грибы, эукариоты, грибница - гифы - мицелий , плодовое тело, сапротрофы, паразиты, симбионты, микология.

Форма работы

Фронтальная. работа в группах,

индивидуальная

Ресурсы

УМК: Биология 5 класс, В.В. Пасечник; презентация учителя; раздаточный материал (муляжи шляпочных грибов, дрожжи, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба), видео

материал в ноутбуках

Планируемые (ожидаемые) результаты:

Предметные

Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с

представителями других царств;

Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.


Личностные УУД:

- Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • Определяют общие для всех правила поведения;
  • Оценивают усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);        -

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы;

Регулятивные УУД:

-Определяют и формулируют тему и задачи на уроке с помощью учителя;

  • Работают по плану, инструкции;
  • Высказывают свое предположение на основе учебного материала;
  • Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке;

Познавательные УУД:

- Ориентируются в учебнике, тетради;

  • Находят ответы на вопросы в тексте учебника,

дополнительном материале, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

Коммуникативные УУД:

  • Умеют работать в группах, слушать и понимать речь других;
  • Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Добрый день, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Настраиваемся на урок и начинаем работу.

Готовятся к уроку,

Приветствие учителя.

Настраивают себя на работу.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция,

целеполагание.

Личностные:

Умение соблюдать

дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний

Постановка проблемного вопроса

Постановка проблемного вопроса

Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того, чтобы узнать, что в ней лежит, я

предлагаю разгадать загадку. Слайд 4.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы.

О каком

представителе идет речь в загадке.

Совершенно верно

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Находят ключевое слово "Грибы".

Отвечают на вопросы.

Узнают предмет изучения науки микология.

Воспроизводят имеющиеся знания о растениях,

животных.

Синтезируют

имеющиеся знания и

применяют их для сравнения.

Познавательные

Уметь приводить доказательства

фактов.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

это гриб.

Итак, тема нашего урока ? (обращение к учащимся)"Грибы". Видеоролик о грибах.

Что вы знаете о них? Где вы с ними встречались?

Перечислите

названия грибов,

которые вы знаете?

Изучением грибов занимается особая наука - микология, Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС(гриб). Наука возникла в конце 19 века.

Рассматриваются при помощи презентации разные грибы

даются им названия.

Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский. Мир грибов интересен и очень разнообразен.

Ученым

известно около 100 тыс. видов грибов (демонстрация атласа грибов).

Микологи выделяют группы:

-ШЛЯПОЧНЫЕ

- ПЛЕСНЕВЫЕ

- ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ

- ДРОЖЖИ(слайды презентации)

Учитель

формулирует проблемный вопрос о том

Почему такие разные грибы относятся к

одному царству?

Открытие нового знания

А помогут нам найти

ответ на данный вопрос

3исследовательские группы. И у нас присутствуют группы наблюдателей и уточняющих, которые будут участвовать в работе.

Ученики

работают в группах, выполняют

задание учителя.

Познавательные

Умение работать с информацией, смысловое чтение.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные

Учитель организует групповую работу с учебником по составлению общей характеристики грибов, консультирует учащихся. Подводит итоги работы,

корректирует работу. Предлагает найти ответ на проблемный вопрос.

Умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по

результатам работы.

Личностные

Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные

Умение работы в группе.

Физкультминутка

Пришло время

Ученики

Личностные:

Умение соблюдать

дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные

Умение работы в группе.

физкультминутки

выполняют

Дети утром рано встали,

упражнения

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним,

ребята,

Наклоняйся, раз-два- три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Первичное

Проверка

выполнения групповой работы с демонстрацией презентации

«Грибы».

Представители

Регулятивные:

применение знаний

каждой группы

контроль в форме

рассказывает о

сличения способа

выполненном

действия и его

задании.

результата с

Остальные

заданным эталоном с

группы слушают

целью обнаружения

и заполняют

отклонений от него;

таблицу.

выделение и

осознание учащимся

того, что уже усвоено

и что еще подлежит

усвоению,

оценивание качества

и уровня усвоения;

Коммуникативные:

постановка вопросов

– инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации;

Личностные: имеет

внутреннюю

позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Закрепление изученного материала

Учитель предлагает

выполнить тестовую работу.(На специальных

бланках)

По заданным критериям просит оценить работу. (По кругу передать

работы учащихся , взять в руки красную ручку),

Учащиеся

отвечают в

рабочей тетради

Затем оценивают работы по

заданным критериям

Познавательные

Анализ, синтез, сравнение.

Структуирование знаний.

Коммуникативные Выражение своих

мыслей с достаточной

полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Рефлексия

Учитель предлагает

слепить снежный ком из знаний, полученных в ходе урока.

Оценивают свою

работу. Ответы учащихся строятся на

основании слов:

Личностные

Способность

адекватно судить о причинах своего успеха в изучении биологии.

Коммуникативные Умение с

достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарищей.

Пытаются провести

самоанализ своей деятельности на уроке.

Сегодня на уроке: Я узнал

Я научился

Выяснить причины

затруднений.

Было сложно

Дополните

Было легко

предложение

высказав своё мнение

Мне понравилось

об уроке

Не понравилось

Меня удивило

Информация о домашнем задании

Формулирует и

поясняет выполнение

Записывают ,

обсуждают и

Личностные: имеет

внутреннюю

домашнего

выбирают

позицию, адекватную

  1. параграф 13 вопросы 1-4
  2. Подготовить презентацию "Грибы

домашнее задание.

мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

3) Устное сообщение "Грибы рекордсмены"

Регулятивные: выделение и

осознание учащимся

( необычные грибы).

того, что уже усвоено

4) Сочинить сказку с участием грибов.

и что еще подлежит

усвоению, оценивание качества

5)Выписать термины

в тетрадь.

и уровня усвоения;

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ


Приложение 1.

Фамилия, имя          

Дата         

Тема урока           

Таблица. Признаки грибов

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для

грибов

  • неподвижны;
  • неограниченный рост;
  • имеют прочные клеточные стенки;
  • питание путём всасывания воды и минеральных солей;
  • размножаются вегетативно и спорами;
  • не имеют хлорофилла;
  • питаются готовыми органическими веществами;
  • в клеточных стенках особое вещество - хитин;
  • запасной продукт – гликоген;
  • образуют мочевину.

Приложение 2

  1.  группа

Внимательно прочитайте текст параграфа 13 на стр.70-73.

Ознакомьтесь со строением шляпочных грибов. Рассмотрите муляж гриба. Выполните лабораторную работу «Строение шляпочного гриба» Инструктивная карта:

  1. Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенёк и шляпку.
  2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.
  3. Как размножаются грибы? Где образуются споры у шляпочных грибов?
  4. Как питаются грибы? Какая связь устанавливается между грибами и деревьями?

  1.  группа

Внимательно прочитайте текст учебника на стр.73-75 до выращивания грибов. Рассмотрите картинки.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие грибы называют съедобными? Какие съедобные грибы растут в нашей местности? (письменно)
  2. Какие грибы называют ядовитыми? Назовите известные вам ядовитые грибы. Как их распознать? (письменно)
  3. Знаешь ли ты правила сбора грибов? Поделись с другими этими правилами.
  4. Грибами можно отравиться. Какие меры первой помощи вы можете предложить.
  1.  группа

Внимательно прочитайте текст параграфа 12учебника. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы:

  1. Какую роль играют грибы в природе? (письменно)
  2. Какую роль играют грибы в жизни человека? (письменно)
  3. Какие грибы относят к паразитам? (письменно)
  4. Что стало бы с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?

Задание 2. Выполните тест. Выбери один верный ответ.

  1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:

а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;

б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не размножаются спорами и не имеют органов;

г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.

  1. Надземная часть белого гриба называется:

а) грибницей;        б) пеньком;        в) шляпкой;        г) плодовым телом.

  1. Мухомор и подберёзовик - это

а) шляпочные грибы        б) плесневые грибы        в) паразитические грибы        г) дрожжи

  1. . Как называется взаимовыгодная связь между грибами и деревьями: а) симбиоз;        б) грибокорень;        в) грибница;
  1. К грибам паразитам относится:

а) Подберезовик;        б) Гриб-трутовик;        в) Опёнок.

  1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу        б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку  биологии  5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...

Урок в 5-м классе по программе В. В. Пасечника Тема: Общая характеристика грибов\

Иванова Лидия Александровна, учитель биологии – химии МБОУ  школы № 8, г. Долгопрудный Ila-67@mail.ruУрок будущего по технологии НФТМ-ТРИЗАннотация. В статье дан конспект урока по теме &laq...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО на тему: «Л. Н. Толстой. Кавказский пленник»

Технологическая карта урокаПредмет: литератураКласс: 5 Тип урока: урок изучения нового материалаТема: «  Л. Н. Толстой. Кавказский пленник» Цель:1. развивать представление о расс...