Главные вкладки

    Технологическая карта урока по физике 7 класс в соответствии с ФГОС "Равнодействующая сила"
    учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

    Горощук Татьяна Николаевна

    Технологическая карта урока по физике 7 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ravnodeystvuyushchaya_sila_-_kopiya.doc162.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель:  Горощук Т.Н.

    Предмет:  физика

    Класс:  7

    УМК: Пёрышкин А. В. М.: Дрофа. 2017 г

    Тема урока: «Равнодействующая сил» (Сложение сил действующих по одной прямой)

    Цель урока: Сформировать понятие «равнодействующая сила». Найти равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой.

    Планируемые результаты обучения:

    Метапредметные: научиться понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть способностями нахождения равнодействующей двух сил, уметь работать в группе.

    Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические навыки, самостоятельность в приобретение знаний о равнодействующей силе.

    Частные предметные: измерять и рассчитывать по формуле равнодействующую двух сил, овладеть расчетным способом нахождения равнодействующей двух сил.

    Демонстрации: Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Организационный этап

    - слежу за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места;

    - напоминаю общие требования готовности к уроку;

    - стараюсь эмоционально настроить учащихся на предстоящее занятие.

    занимают рабочие места

    - готовят необходимые для урока материалы;

    - приветствие учителя;

    - слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

    Актуализация знаний

    Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности

    - поощрение, создание ситуации успеха

    3 Целеполагание и мотивация:

      Цель: сформировать познавательные мотивы, организация учащихся по принятию познавательной задачи;

                Задачи: включение всех учащихся в обсуждение темы, обобщение и корректировка ответов учащихся, подведение класса к  постановке цели урока и направления учебной деятельности;

                Методы: эвристическая беседа  с учениками

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - отвечают на вопросы учителя;

    - актуализация субъективного опыта учащихся;

    - совместно с учителем формулируют тему и цель урока

    Тема урока - «Равнодействующая сил»;

    Цель урока – выяснить, как находят равнодействующую силу, научится применять понятие равнодействующей силы.

    - Записывают учащиеся тему урока, открывают учебники, находят определение равнодействующей, читают, оставляют  место в тетради для записи определения

    -создание эмоционального настроя на предстоящую работу;

    - ставлю учебные вопросы, позволяющие учащимся погрузиться в тему:

    • Какие силы действуют на тела?
    • Какое имеют направление эти силы?
    • ….

    - формирование понятия «равнодействующая сил»;

    • В каждом подобном случае можно заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной  силой,  равноценной по своему значению, действию  этим силам.

    Определение: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. 

    -подвожу учащихся к теме и  постановке цели  урока;

    -демонстрация слайдов презентации слайд №5 –

    Как удивительно обнаружить,

    Что все явления природы

    Управляются столь небольшим

    числом сил.

    М. Фарадей

    слайд №6, слайд №7- «Действие нескольких сил»

    -слайд - шоу «действие сонаправленных сил»

    Для наглядности и повышения

    познавательного  интереса активно использую сайт «Класс!ная  физика»

     

    - на данном этапе начинает формироваться понятийный ряд: «равнодействующая сил»;

    слайд №7–«Тема урока».

    4 Изложение нового материала:

                Цель: сформировать конкретные представления о равнодействующей силе, рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по  одной прямой  в одну или в противоположные стороны, вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс;

                Задачи: постановка учебной проблемы, побуждать учащихся самих искать решение проблемы, обеспечить восприятие и осмысление знаний, формировать  умение анализировать, устанавливать причинно-следственные  связи, умение делать выводы;

                Методы: частично- поисковый, интерактивный, словесный (беседа, объяснение, эвристическая беседа), экспериментальный (демонстрация, опыт), стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха).

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - учащиеся, опираясь на субъективный опыт, на знания, выдвигают гипотезы, делают предположения, самостоятельно выделяют главное, обобщают, группируют;

    - работают в тетрадях: результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях

    Гипотеза: равнодействующая равна сумме сил.          

    Вывод:  R=F1+F2

    Гипотеза: равнодействующая равна разности сил.

    Вывод:  R=F2-F1

    Гипотеза: равнодействующая равна 0.

    Вывод:  R=0

    -Учащиеся читают и дают ответ;

    Тело под действием двух равных  и противоположно  направленных  сил будет  находиться в покое или равномерно двигаться.

     

    - создание проблемных ситуаций:

    • Все приложенные силы направлены в одну сторону,  вдоль одной прямой. Чему будет равна равнодействующая сила, которая может заменить действие всех этих сил?
    • Силы направлены в разные стороны. Как поступить при нахождении равнодействующей сил в этом случае?
    • Чему равна равнодействующая двух равных сил,  направленных вдоль одной прямой в разные стороны.

    -демонстрация опыта в каждом случае, подтверждение гипотезы;

    - стимулирую активную познавательную деятельность учащихся вербальным поощрением;

    -работа с учебником:

    • В каких состояниях может находиться тело, когда равнодействующая сил равна нулю?

    на поставленный вопрос предлагается найти ответ в учебнике.

    - на данном этапе происходит расширение области знаний учащихся;

    - расширение понятийного ряда:

    равнодействующая сил,

    обозначение равнодействующей,

    способы нахождения  равнодействующей нескольких  сил;

    Для наглядности и повышения

    познавательного  интереса активно использую сайт «Класс!ная  физика», а также модели физических процессов электронных ресурсов «Открытая физика», «Живая физика» и, конечно, физический эксперимент.

    5. Физкультминутка:

                Цель: профилактика учебного утомления;

                Задачи: повысить умственную работоспособность;

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -  выполняют упражнения, которые показывает ученик к

    - предлагаю учащимся выполнить упражнение

    -  данный прием широко используется в арттерапии (метод в психологии);

    -  когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

    Слайд № 11 «Физкультминутка»

    6. Первичная  проверка понимания:

               Цель: дать установку на выполнение практической работы;

               Задачи: установить осознанность восприятия, провести первичное обобщение;

               Метод: объяснительно-иллюстративный.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -  воспринимают и осмысливают информацию о ходе выполнения практической работы;

     

    7. Закрепление знаний:

    Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для дальнейшей работы по новому материалу. До-  биться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания;

    Задачи: организовать деятельность по применению новых знаний, обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте   изучения. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных

                представлений и их коррекция

                Методы: индивидуального и уплотненного опроса, методы стимулирования деятельности, воспроизводящая беседа.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - - используют коммуникативные умения;

    - делаю целевой обход с целью оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроля организации  рабочего места;

    - концентрирую внимание учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

    Слайд № 16

    8. Контроль и самопроверка знаний:

               Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для дальнейшей работы по новому материалу. До-  биться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания;

    Задачи:выявить уровень первичного усвоения нового материала

    Методы:  самостоятельная практическая работа.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения;

    - отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

    - с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

    • Что такое «мода» и каковы ее особенности?
    • Что представляет из себя спецграфика?
    • Дайте определение колориту?
    • Что мы называем формой?

    - исходя из ответов, выявляю типичные ошибки и неверные представления у учащихся;

    - корректирую ответы учащихся;

    - стимулирую активность учащихся вербальным поощрением.

    - понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

    9. Итоговый этап:

                Цель: подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой;

                Задачи: оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи;

                Метод: обобщающая беседа, методы стимулирования деятельности

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - совместно с учителем подводят итог урока;

    - рассказывают о том, чему научились сегодня;

     - провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

    - совместно с учащимися подвожу итог урока;

    - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

    - акцентирую внимание учащихся на чувствах и ощущениях;

    - выражаю удовлетворенность работой класса,

    - цель урока считается достигнутой, если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

    10. Задание на дом:

                Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала (для последующего урока);

                Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

                Методы: словесные, стимулирования познавательной деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    - знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники;

    - уточняют способы его выполнения;

     - ставлю перед учащимися цель творческой самостоятельной работы:

    • Конкурс на самую интересную задачу-буклет

    - конкретизирую данную цель;

    - вместе с учащимися выявляем варианты поиска информации, технику оформления

     Приложение №2

    Образцы выполнения

    11. Рефлективный этап:

                Цель: подвести итоги работы учащихся, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества;

                Задачи: акцентировать внимание учащихся на чувствах и ощущениях.  

                Методы: групповая и индивидуальная рефлексия.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -  учащимися подводятся итоги, делают выводы

    - формулируют получаемые результаты, определяют цели дальнейшей работы, корректируют свои последующие действия;

    - делятся впечатлениями, ощущениями от работы;

    - организую анализ и самоанализ учащихся:

    • Что узнали на уроке?
    • С какими новыми понятиями встретились?
    • Какое определение, правило запомнилось сразу?
    • Какое надо еще повторить?

    - провожу индивидуальную  рефлексию учащихся с помощью упражнения «Мордашки»;

    -  А теперь выясним, все ли было ВАМ ПОНЯТНО,  все ли ВАМИ УСВОЕНО и было ли ВАМ ИНТЕРЕСНО.

    Поднимите, пожалуйста смайлики (подсчет ведется выбранным учеником).

    Спасибо за урок!

    - используется упражнение «Мордашки». Учащиеся выбирают из имеющихся «мордашки», которые соответствуют их настроению. Ребенок сам осознает свое состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

    Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

    Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс.

    Урок физической культуры. 5 класс. Раздел: Спортивные игры. Волейбол.Тип урока: образовательно-тренировочной направленности.Оборудование: волейбольная сетка, волейбольные мячи, свисток.План урока:1. П...

    Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила трения"

    Данный материал предназначен для учителей физики, преподащих по ФГОС, и предствляет собой технологическую карту по теме "Сила трения" урока № 29....

    Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)

    Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...

    Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

    Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

    Технологическая карта урока в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме: "Спорт и здоровье"

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;воспитывать культуру языкового общения;воспитывать толерантност...