Технологическая карта урока по физике 7 класс в соответствии с ФГОС "Равнодействующая сила"
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Горощук Татьяна Николаевна

Технологическая карта урока по физике 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ravnodeystvuyushchaya_sila_-_kopiya.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:  Горощук Т.Н.

Предмет:  физика

Класс:  7

УМК: Пёрышкин А. В. М.: Дрофа. 2017 г

Тема урока: «Равнодействующая сил» (Сложение сил действующих по одной прямой)

Цель урока: Сформировать понятие «равнодействующая сила». Найти равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: научиться понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами, овладеть способностями нахождения равнодействующей двух сил, уметь работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические навыки, самостоятельность в приобретение знаний о равнодействующей силе.

Частные предметные: измерять и рассчитывать по формуле равнодействующую двух сил, овладеть расчетным способом нахождения равнодействующей двух сил.

Демонстрации: Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

- слежу за ходом подготовки учащихся к занятию и внешним видом, посадкой за рабочие места;

- напоминаю общие требования готовности к уроку;

- стараюсь эмоционально настроить учащихся на предстоящее занятие.

занимают рабочие места

- готовят необходимые для урока материалы;

- приветствие учителя;

- слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Актуализация знаний

Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности

- поощрение, создание ситуации успеха

3 Целеполагание и мотивация:

  Цель: сформировать познавательные мотивы, организация учащихся по принятию познавательной задачи;

            Задачи: включение всех учащихся в обсуждение темы, обобщение и корректировка ответов учащихся, подведение класса к  постановке цели урока и направления учебной деятельности;

            Методы: эвристическая беседа  с учениками

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- отвечают на вопросы учителя;

- актуализация субъективного опыта учащихся;

- совместно с учителем формулируют тему и цель урока

Тема урока - «Равнодействующая сил»;

Цель урока – выяснить, как находят равнодействующую силу, научится применять понятие равнодействующей силы.

- Записывают учащиеся тему урока, открывают учебники, находят определение равнодействующей, читают, оставляют  место в тетради для записи определения

-создание эмоционального настроя на предстоящую работу;

- ставлю учебные вопросы, позволяющие учащимся погрузиться в тему:

  • Какие силы действуют на тела?
  • Какое имеют направление эти силы?
  • ….

- формирование понятия «равнодействующая сил»;

  • В каждом подобном случае можно заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной  силой,  равноценной по своему значению, действию  этим силам.

Определение: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. 

-подвожу учащихся к теме и  постановке цели  урока;

-демонстрация слайдов презентации слайд №5 –

Как удивительно обнаружить,

Что все явления природы

Управляются столь небольшим

числом сил.

М. Фарадей

слайд №6, слайд №7- «Действие нескольких сил»

-слайд - шоу «действие сонаправленных сил»

Для наглядности и повышения

познавательного  интереса активно использую сайт «Класс!ная  физика»

 

- на данном этапе начинает формироваться понятийный ряд: «равнодействующая сил»;

слайд №7–«Тема урока».

4 Изложение нового материала:

            Цель: сформировать конкретные представления о равнодействующей силе, рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по  одной прямой  в одну или в противоположные стороны, вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс;

            Задачи: постановка учебной проблемы, побуждать учащихся самих искать решение проблемы, обеспечить восприятие и осмысление знаний, формировать  умение анализировать, устанавливать причинно-следственные  связи, умение делать выводы;

            Методы: частично- поисковый, интерактивный, словесный (беседа, объяснение, эвристическая беседа), экспериментальный (демонстрация, опыт), стимулирования (поощрение, создание ситуации успеха).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- учащиеся, опираясь на субъективный опыт, на знания, выдвигают гипотезы, делают предположения, самостоятельно выделяют главное, обобщают, группируют;

- работают в тетрадях: результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях

Гипотеза: равнодействующая равна сумме сил.          

Вывод:  R=F1+F2

Гипотеза: равнодействующая равна разности сил.

Вывод:  R=F2-F1

Гипотеза: равнодействующая равна 0.

Вывод:  R=0

-Учащиеся читают и дают ответ;

Тело под действием двух равных  и противоположно  направленных  сил будет  находиться в покое или равномерно двигаться.

 

- создание проблемных ситуаций:

  • Все приложенные силы направлены в одну сторону,  вдоль одной прямой. Чему будет равна равнодействующая сила, которая может заменить действие всех этих сил?
  • Силы направлены в разные стороны. Как поступить при нахождении равнодействующей сил в этом случае?
  • Чему равна равнодействующая двух равных сил,  направленных вдоль одной прямой в разные стороны.

-демонстрация опыта в каждом случае, подтверждение гипотезы;

- стимулирую активную познавательную деятельность учащихся вербальным поощрением;

-работа с учебником:

  • В каких состояниях может находиться тело, когда равнодействующая сил равна нулю?

на поставленный вопрос предлагается найти ответ в учебнике.

- на данном этапе происходит расширение области знаний учащихся;

- расширение понятийного ряда:

равнодействующая сил,

обозначение равнодействующей,

способы нахождения  равнодействующей нескольких  сил;

Для наглядности и повышения

познавательного  интереса активно использую сайт «Класс!ная  физика», а также модели физических процессов электронных ресурсов «Открытая физика», «Живая физика» и, конечно, физический эксперимент.

5. Физкультминутка:

            Цель: профилактика учебного утомления;

            Задачи: повысить умственную работоспособность;

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-  выполняют упражнения, которые показывает ученик к

- предлагаю учащимся выполнить упражнение

-  данный прием широко используется в арттерапии (метод в психологии);

-  когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Слайд № 11 «Физкультминутка»

6. Первичная  проверка понимания:

           Цель: дать установку на выполнение практической работы;

           Задачи: установить осознанность восприятия, провести первичное обобщение;

           Метод: объяснительно-иллюстративный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-  воспринимают и осмысливают информацию о ходе выполнения практической работы;

 

7. Закрепление знаний:

Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для дальнейшей работы по новому материалу. До-  биться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания;

Задачи: организовать деятельность по применению новых знаний, обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте   изучения. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных

            представлений и их коррекция

            Методы: индивидуального и уплотненного опроса, методы стимулирования деятельности, воспроизводящая беседа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- - используют коммуникативные умения;

- делаю целевой обход с целью оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроля организации  рабочего места;

- концентрирую внимание учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

Слайд № 16

8. Контроль и самопроверка знаний:

           Цель: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для дальнейшей работы по новому материалу. До-  биться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания;

Задачи:выявить уровень первичного усвоения нового материала

Методы:  самостоятельная практическая работа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- отрабатывают и закрепляют полученные на уроке знания и умения;

- отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

- с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

  • Что такое «мода» и каковы ее особенности?
  • Что представляет из себя спецграфика?
  • Дайте определение колориту?
  • Что мы называем формой?

- исходя из ответов, выявляю типичные ошибки и неверные представления у учащихся;

- корректирую ответы учащихся;

- стимулирую активность учащихся вербальным поощрением.

- понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

9. Итоговый этап:

            Цель: подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой;

            Задачи: оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи;

            Метод: обобщающая беседа, методы стимулирования деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- совместно с учителем подводят итог урока;

- рассказывают о том, чему научились сегодня;

 - провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

- совместно с учащимися подвожу итог урока;

- оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

- акцентирую внимание учащихся на чувствах и ощущениях;

- выражаю удовлетворенность работой класса,

- цель урока считается достигнутой, если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

10. Задание на дом:

            Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала (для последующего урока);

            Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

            Методы: словесные, стимулирования познавательной деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

- знакомятся с содержанием и вариантами домашнего задания, записывают его в дневники;

- уточняют способы его выполнения;

 - ставлю перед учащимися цель творческой самостоятельной работы:

  • Конкурс на самую интересную задачу-буклет

- конкретизирую данную цель;

- вместе с учащимися выявляем варианты поиска информации, технику оформления

 Приложение №2

Образцы выполнения

11. Рефлективный этап:

            Цель: подвести итоги работы учащихся, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества;

            Задачи: акцентировать внимание учащихся на чувствах и ощущениях.  

            Методы: групповая и индивидуальная рефлексия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-  учащимися подводятся итоги, делают выводы

- формулируют получаемые результаты, определяют цели дальнейшей работы, корректируют свои последующие действия;

- делятся впечатлениями, ощущениями от работы;

- организую анализ и самоанализ учащихся:

  • Что узнали на уроке?
  • С какими новыми понятиями встретились?
  • Какое определение, правило запомнилось сразу?
  • Какое надо еще повторить?

- провожу индивидуальную  рефлексию учащихся с помощью упражнения «Мордашки»;

-  А теперь выясним, все ли было ВАМ ПОНЯТНО,  все ли ВАМИ УСВОЕНО и было ли ВАМ ИНТЕРЕСНО.

Поднимите, пожалуйста смайлики (подсчет ведется выбранным учеником).

Спасибо за урок!

- используется упражнение «Мордашки». Учащиеся выбирают из имеющихся «мордашки», которые соответствуют их настроению. Ребенок сам осознает свое состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила трения"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподащих по ФГОС, и предствляет собой технологическую карту по теме "Сила трения" урока № 29....

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Технологическая карта урока в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме: "Спорт и здоровье"

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;воспитывать культуру языкового общения;воспитывать толерантност...

Технологическая карта урока по физике 8 класс "Сила тока"

Технологическая карта урока по физике 8 класс "Сила тока"...