Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_sila_tyagoteniya._sila_tyazhesti.docx | 87.25 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока
Тема урока: «Сила тяготения. Сила тяжести».
Аннотация к уроку: разработка урока деятельностной направленности открытия нового знания по теме: « Сила тяготения. Сила тяжести.» для 7 класса по УМК А.В. Перышкин иллюстрирует применение новых образовательных технологий в учебном процессе: проблемное обучение, интерактивное обучение, технология критического мышления.
- ФИО Новикова Алевтина Владимировна
- Место работы МБОУ « Судогодская ООШ»
- Должность учитель
- Предмет Физика
- Класс 7
- Тема урока « Взаимодействие тел»
- Базовый учебник Физика 7 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкин 7-ое изд.-М.: Дрофа, 2012.
- Цель урока: Организация деятельности учащихся по изучению новых знаний по теме « Сила тяготения. Сила тяжести.»
- Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
– в личностном направлении:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
- формировать целостную картину мира.
-воспитывать уважение к науке, воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий.
-в метапредметном направлении:
-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
-самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
-развивать познавательный интерес учащихся
-развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.
-развивать рефлексивную культуру.
-уметь создавать алгоритм для решения учебных проблем.
- в предметном направлении: расширение понятийной базы по учебному предмету за счёт включения в неё новых элементов
- понимать смысл понятия силы тяжести, силы тяготения, физической величины силы,
- уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести
-использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.
10. Тип урока: Открытие нового знания.
11. Формы работы с учащимися: индивидуальные парные.
12 Необходимо техническое оборудование: мобильный класс.
Технологическая карта.
Структура и ход урока
«Влияние силы тяжести на живую и неживую природу»
Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.
Все живые существа на Земле чувствуют её притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру земли, а стебель – вверх.
«Притяжение Луны»
Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.
Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Высота приливов может достигать до 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу.
Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.
Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.
Сила тяжести
Почему мяч, брошенный в горизонтальном направлении (рис. 28), через некоторое время оказывается на земле? Почему камень, выпущенный из рук (рис. 29), падает вниз? Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу? У всех этих явлений одна и та же причина -притяжение Земли.
Рисунок 28. Падение мяча при его броске в горизонтальном направлении.
Рисунок 29, 30. Иллюстрация силы тяжести.
Земля притягивает к себе все тела: людей, деревья, воду, дома, Луну и т. д.
Сила притяжения к Земле называется силой тяжести. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. Обозначается она так:
Fт - сила тяжести.
Когда тело под действием притяжения к Земле падает вниз, на него действует не только Земля, но и сопротивление воздуха. В тех случаях, когда сила сопротивления воздуха пренебрежимо мала по сравнению с силой тяжести, падение тела называют свободным.
Для наблюдения свободного падения различных тел (например, дробинки, перышка и др.) их помещают в стеклянную трубку (трубку Ньютона), нз которой откачивают воздух. Если вначале все эти предметы будут находиться на дне трубки, то после ее быстрого перевертывания они оказываются сверху, после чего начинают падать вниз (рис. 30). Наблюдая за их падением, можно заметить, что и свинцовая дробинка, и легкое перышко достигают дна трубки одновременно. Пройдя за одинаковое время один и тот же путь, эти тела с одной и той же скоростью ударяются о ее дно. Происходит это потому, что сила тяжести обладает следующим замечательным свойством: за каждую секунду она увеличивает скорость любого свободно падающего тела (независимо от его массы) всегда на одну и ту же величину.
Измерения показывают, что вблизи поверхности Земли скорость любого свободно падающего тела за каждую секунду падения возрастает на 9,8 м/с. Эту величину обозначают буквой g и называют ускорением свободного падения.
Зная ускорение свободного падения, можно найти силу, с которой Земля притягивает к себе любое, находящееся вблизи нее тело.
Чтобы определить силу тяжести, действующую на тело, надо массу этого тела умножить на ускорение свободного падения:
Из этой формулы следует, что g = Fт/m. Но Fт измеряется в ньютонах, а m - в килограммах. Поэтому величину g можно измерять в ньютонах на килограмм:
g = 9,8 Н/кг≈10 Н/кг.
С увеличением высоты над Землей ускорение свободного падения постепенно уменьшается. Например, на высоте 297 км оно оказывается равным не 9,8 Н/кг, а 9 Н/кг. Уменьшение ускорения свободного падения означает, что и сила тяжести по мере увеличения высоты над Землей также уменьшается. Чем дальше тело находится от Земли, тем слабее она его притягивает.
Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах
зависит сила тяжести от расстояния между центром Земли и телом на её поверхности. Чем больше это расстояние , тем меньше сила тяжести.
Сила тяжести связана с массой прямой пропорциональной зависимостью, с увеличением массы тела увеличивается и сила тяжести.
Экспериментальные задания.
1. Возьмите в руки лист бумаги и отпустите его. Пронаблюдайте за его падением. Теперь скомкайте этот лист и снова отпустите. Как изменится характер его падения? Почему (объясните с физической точки зрения)
2. Возьмите в одну руку металлический кружок (например, монету), а в другую - бумажный кружок чуть меньшего размера. Одновременно отпустите их. Одинаковое ли время они будут падать? Теперь возьмите в руку металлический кружок и сверху на него положите бумажный (рис. 31). Отпустите кружки. Почему теперь они падают одновременно?
Рисунок 31. Экспериментальное задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь – все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность!
Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне 100 лет верой и правдой служила, а это, оказывается сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому, что ступа моя вниз не опускалась. Тебе, Гравитон, все сказки переделывать – я не привыкла отступать от сценария.
Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды!
Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести? Ведь в этих условиях, ребята из восьмого класса не дадут соврать, конвекция, т.е. циркуляция воздуха невозможна! Теплые слои не поднимаются вверх и не перемешиваются с холодными, а теплопроводность воды чрезвычайно плохая и прогревается она невероятно долго
А этот бездельник газовщик! Он никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет!
Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли!
Гидроэлектростанция остановилась тчк течение рек исчезло тчк дожди прекратились тчк сосульки не растут тчк . Сплошные бедствия! Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?!
Приведите свой пример о том, что было бы, если бы исчезла сила тяжести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"
Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....
Технологическая карта урока физики по теме "Сила упругости" в соответствии с ФГОС
Проектирование технологической карты урока физики по теме "Сила упругости". 7 класс....
Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила трения"
Данный материал предназначен для учителей физики, преподащих по ФГОС, и предствляет собой технологическую карту по теме "Сила трения" урока № 29....
Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».
Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...
Технологическая карта урока. Решение комбинированных задач по теме «Сила трения»
Научить решать задачи по данной теме, применять свои знания на практике и в повседневной жизни....
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Сила
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Сила...