Прокариотическая клетка.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

В работе рассмотрены основные технологии и приемы критического мышления. Системно раскрыты свойства, состав, функция и генезис критического мышления. Сформулированы методические рекомендации для учителей по развитию критического мышления учащихся: создание проблемных ситуаций в процессе обучения; решение нетривиальных проблемных задач; ознакомление учащихся с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления; создание ситуаций выбора (проблемные методы); организация диалога в процессе решения проблемных задач (интерактивные формы обучения); письменное изложение рассуждений учащихся с последующей рефлексией; признание за учащимися права на ошибку и моделирование ситуаций исправления ошибок.   В работу включена разработка урока с применением технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokar.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прокариотическая клетка.

Цель:

   Изучение особенностей прокариотической клетки.

Задачи:

  1. Углубить представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
  2. Раскрыть особенности строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
  3. Расширить кругозор, рассматривая вопрос о значении бактерий в природе и жизни людей.

Планируемые результаты:

 предметные: знание особенностей строения прокариотической клетки.

 метапредметные: умение работать с текстом учебника.

 личностные: развитие любознательности, формирование интереса к микромиру.

Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, табл. «Строение бактериальной клетки».

Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.

Тип урока: изучение нового материала.

Приемы технологии,  используемые на уроке: табл. «ЗХУ».

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Мультимедийный компьютер, табл. «Строение бактериальной клетки».

Ход урока:

              Деятельность учителя

           Деятельность учащихся

I.Актуализация темы.

(Вызов.)

1.Подумайте: какие клетки называют прокариотическими? Какие организмы относятся к прокариотам?

2. Что вы знаете о бактериях?

 Занесем уже имеющиеся знания в первый столбец таблицы, а что хотели бы узнать – во второй.

  Знаю

Хочу узнать

 Узнал

Обсудите результаты в парах.

II. Изучение нового материала.

     (Осмысление.)

1.Прочитайте текст параграфа I абз. Составьте схему, характеризующую места обитания бактерий.

2. Прочитайте III абз. на стр.136. Нарисуйте схемы форм бактериальных клеток.

Сравните свои схемы с рис.5.2. на стр. 138.

3.Рассмотрите рис.5.1. Ответьте на вопросы:

  • Какие органоиды имеются в строении бактериальной клетки?
  • Что собой представляет хромосома бактерии?
  • Где расположены рибосомы?

4.Найдите в тексте ответы на вопросы:

  • Какие процессы снабжают бактерии энергией?
  • Как размножается бактериальная клетка?

5.Проблемный вопрос:

  • Что вы знаете о роли бактерий в природе?
  • Почему при одних болезнях в школе объявляется карантин, а при других – нет? Какие правила профилактики инфекционных заболеваний вы знаете?

 III. Подведение итогов урока.

  (Рефлексия)

Сравните строение клеток прокариот и эукариот.

Органоиды

клеток

Эукариоты

Прокариоты

Кл. оболочка

    +

      +

цитоплазма

    +

      +

ядро

    +

      -

митохондрии

     +

       -

эпс

     +

       -

рибосомы

     +

      +

Комплекс Гольджи

     +

       -

Закончите таблицу «З.Х.У.»

3 столбец

Проанализируйте записи и сделайте вывод о том, что нового узнали на уроке.

Записывают тему урока.

Вспоминают: определение прокариотической клетки, и какие организмы к ним относятся.

Заполняют таблицу.

Составляют схему «  Распространение бактерий на Земле».

Зарисовывают формы бактериальных клеток.

   

        Сравнивают, корректируют свои рисунки.

Отвечают на вопросы, пользуясь текстом на стр. 138  I абз.

Читают текст на стр. 138 – 139. Находят ответы на поставленные вопросы.

Обсуждают вопросы в парах, а потом в группах.

По итогам обсуждений выступает представители групп.

 Заполните таблицу.

Заканчивают таблицу «З.Х.У.» графу «Узнал»

Формулируют вывод.

   

        Записывают задание на дом.    

 IV. Д. /З. Прочитать параграф. Подготовить сообщение об использовании прокариот в микробиологической промышленности.

4.Список литературы:

  1.  Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.
  2.  Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе , 2004.
  3. Загашев И. О.,Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе, 2004.  
  4. Заир-Бек  С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011.

Web-страница:

Матюкова, Г. З. Использование технологии критического мышления на уроках биологии и географии [Электронный ресурс] /Галина Матюкова. – Режим доступа: http:dinamika616.ru. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 26.10.2014).

Клят, И. В. Из опыта работы [Электронный ресурс] /Ирина Клят. – Режим доступа: http:bank.orenipk.ru. - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 26.10.2014).

Сайт:

Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] /Уроки биологии.- Режим доступа: http: nsportal.ru. – Заглавие с экрана. –(Дата обращения: 24.10.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Прокариотическая клетка" 9 класс

знакомит учащихся со строением прокариотической клетки, с важной ролью бактерий в природе и жизни человека...

Прокариотическая клетка

Презентация на тему "Клетка прокариот"...

"Прокариотическая клетка"

Разработка урока для 9 класса по теме "Прокариотическая клетка" для учебника Н.Сонина. Однако, может быть использована и для учебников других авторских коллективов. Предполагает заполнение опорного ко...

Конспект урока в 9 классе Прокариотическая клетка

Урок раскрывает особенности организации прокариот, роль бактерий в природе и жизни человека....

Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"

Урок основан на технологии развития критического мышления с использованием следующих методических приёмов: кластер, инсерт, синквейн, таблица верных и неверных утверждений....

конспект урока"Прокариотическая клетка".

Урок  с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамо...

Урок биологии в 9 классе по теме "Прокариотическая клетка"

Цель урока: показать многообразие земноводных, их характерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране....