Рефлекс - основа нервной деятельности
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Романцов Станислав Васильевич

Разработка занятия по теме: "Рефлекс - основа нервной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_kopiya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

 «Рефлекс – основа нервной деятельности»

1.Что такое органы чувств и для чего они нужны человеку?

2.Правильно ли сказать «Окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств»?

3.Как вы думаете, почему в эволюции животного мира человек стоит на самой верхней ступени?

Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на нашем занятии?

«Рефлекс – основа нервной деятельности»

Цели занятия:

1.Безусловные и условные рефлексы

2.Биологические значения условных и безусловных рефлексов

 «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
                                                                                      И.М. Сеченов

«Рефлексы суть и элементы  постоянного приспособления организмов к внешней среде или постоянного уравновешивания».
                                                                                         И.П. Павлов

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)

Российский ученый и мыслитель, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН.

В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) Иван Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы.

Иван Петрович  Павлов(1849 - 1936)

Российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). С его именем связаны все самые выдающиеся достижения в области физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности. Классические труды по физиологии пищеварения были отмечены Нобелевской премией в 1904г.

Давайте мы с вами просмотрим небольшой видеоролик.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при помощи центральной нервной системы. 

Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называется Рефлекторная дуга. Во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям. Это рецепторы. Рецепторы различны по строению, местоположению, функциям. Некоторые рецепторы имеют вид сравнительно просто устроенных нервных окончаний, либо они являются отдельными элементами сложно устроенных органов чувств, как, например, сетчатка глаза. В рецепторах при действии соответствующих раздражителей определённой силы и времени действия возникает процесс возбуждения. Возникшее возбуждение из рецепторов передаётся в ЦНС по чувствительным нервным волокнам. В ЦНС происходит обработка поступивших сигналов и передача импульсов на двигательные нервные волокна. Исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса, называют эффектором.

5 звеньев рефлекторной дуги:

  1. Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс.
  2. Чувствительный нейрон – передаёт возбуждение к центру.
  3. Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трёхнейронной дуге имеется вставочный нейрон).
  4. Двигательный нейрон – несёт возбуждение от ЦНС к рабочему органу.
  5. Рабочий орган – реагирует на полученное раздражение.

Виды рефлексов

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные рефлекторные реакции, их рефлекторные дуги готовы к моменту рождения. Безусловные рефлексы постоянно, закономерно возникают под действием соответствующих раздражителей, действующих на определенные рецепторы. Примеры: акты глотания, чихания, сосания, жевания, слюноотделения, и др.

Сложные безусловные рефлексы, направленные на удовлетворение какой-то потребности, составляют инстинкты (пищевой, родительский, защитный и т.п.)

Приобретаются организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Выработка новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды. Являются индивидуальными; непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть. Условные рефлексы формируются на основе безусловных и с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).

Любое обучение – это выработка условных рефлексов.

В основе дрессировки животных – выработка условных рефлексов.

Демонстрационный опыт «Выработка навыка зеркального письма».

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой. К доске вызывают одного ученика – испытуемого. Порядок проведения опыта:

1. Заметьте время и напишите скорописью слово «психология». Сколько секунд затратили на эту запись? Запишите количество затраченного времени рядом с написанным словом.

2. Проследите, как учитель напишет то же слово зеркальным шрифтом.

3. Напишите слово «психология» зеркальным шрифтом несколько раз, каждый раз фиксируя затраченное время. При написании соблюдайте следующие правила:

  • Пишите справа налево;
  • Все элементы букв должны быть повернуты в противоположную сторону;
  • Пишите столбиком, проставляя рядом затраченное время.

Давайте поработаем в парах. Вам нужно будет решить задачу.

1 группа:

Лист тянется к свету, червь ползёт в темноту, лягушка ищет влажные места, собака отвечает на зов, человек отдёргивает руку от горячего предмета. Почему?

2 группа:

 Человек шел босиком, наступил на острый предмет и его нога моментально отдёрнулась; внезапно зазвонил телефон и вы протягиваете руку к телефонной трубке; при зажигании света в тёмной комнате человек зажмуривается;  у собаки, принимающей пищу, вид кошки вызывает прекращение выделение слюны; новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Какие из предложенных примеров относятся к безусловным рефлексам, а какие - к условным? Ответ поясните.

3 группа:

На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой,  не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?

4 группа:

 У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

5 группа:

Два приятеля шли по проселочной дороге и бурно обсуждали просмотренный фильм. Вдруг неожиданно для них совсем близко за спиной прогудел сигнал машины. Не раздумывая и не оглядываясь назад, мальчики отбежали в сторону от дороги. Какой рефлекс сработал — условный или безусловный? Поясните ваш ответ.

6 группа:

Ночь. В комнате темно. Вы проснулись и решили узнать, сколько времени. Вы безошибочно определили местонахождение выключателя и зажгли свет. Ваше движение в сторону выключателя — это условный или безусловный рефлекс? Дайте обоснование вашего ответа.

Давайте вспомним цели занятия, которые мы ставили вначале. Всё ли у нас получилось?

1.Безусловные и условные рефлексы

2.Биологические значения условных и безусловных рефлексов

Дополните фразу

Я узнал(а) нового…

Мне понравилось…

Испытал(а) затруднение…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Теперь я могу…

Я научилась (ся)…

Я понял, что…

Мне надо поработать над…

Оцените свою работу на занятии:

«5» - выполнил все данные мне задания.

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3» - часто ошибался, выполнил только половину.

«2» - ничего не смог выполнить правильно.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"

Урок - презентация  по теме ВНД человека...

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

«Типы нервной деятельности»

Урок биологии с применением интерактивной доски...

Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»

Здесь представлен материал, который можно использовать на интерактивной доске при изучении темы Типы нервной деятельности...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Основы высшей нервной деятельности человека

Конспект урока "Основы высшей нервной деятельности человека" УМК Пасечник В. В,...