Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)
презентация к уроку биологии (8 класс) на тему

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все эти вопросы ответ один – эмоции. Цель: раскрыть особенности высшей нервной деятельности; физиологическую основу и значение эмоций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Цвет – продукт света, вызывающий эмоции» И. В. Гете. Работу выполнила учитель биологии Художественно-технологического лицея г.Кирова: Малыгина Татьяна Николаевна

Слайд 2

Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способным выразить их цветом. Эмоциональное отношение не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как объективно воплощенные эмоции.

Слайд 3

Белый Цвет Вызывает собой положительные ассоциации. Он характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Это цвет молодости, свежести, чистоты. Он автоматически помогает добрать ярких эмоций.

Слайд 4

чёрный цвет Поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Черный всегда “загадочен”. Он связан с любопытством, притягивает к себе. Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе надежду, но при этом затягивает. Когда наступает депрессия, остаются только негативные характеристики черного цвета. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки.

Слайд 5

Серый цвет Он стабильный и гармоничный, но считается одиноким. Всегда выглядит раздвоенным. В негативном значении цвета для него никогда нет будущего – он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен что лучшее – впереди, но ничего для этого не делает. Люди, предпочитающие серый цвет, в данный момент жизни хотят быть «как все», как можно меньше выделяться из толпы; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах. Этот цвет дает силу тому, кто слаб и уязвим.

Слайд 6

Олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть. Он всегда практичен. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен. Отвержение красного интерпретируется как перевозбуждение, психическая и физическая истощенность. красный цвет

Слайд 7

оранжевый цвет Обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его воздействие является теплым, радостным и возбуждающим. Добавляет мудрости, внутреннего спокойствия, памяти. Оранжевый – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни. Он оказывает поддержку в случае тяжелой утраты или горя. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, считая это несправедливым. Оранжевый дает способность что-то делать.

Слайд 8

Наименее утомляющий, тонизирующий цвет. Помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания. Под воздействием желтого быстро принимаются и мгновенно выполняются решения. Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый символизирует интуицию и сообразительность, добавляет в жизнь радости и оптимизма, заменяет эндорфины – грмоны счастья. Рекомендуется людям с пессимистическим настроем и низкой самооценкой. Жёлтый цвет

Слайд 9

зелёный цвет Дарит сердечность, спокойствие, позитивный настрой. Символизирует процветание и новые начинания. В негативном аспекте это цвет безнадежности. Это цвет, на который нельзя долго смотреть – он вызывает скуку. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов; помогает рассеивать негативные эмоции, сконцентрироваться и принять решение. Люди, предпочитающие этот цвет, как правило, умеют взвешивать и оценивать шансы и отличаются высокой работоспособностью. Они склонны помогать другим людям, даже в ущерб себе. Они приветливы, но очень скрытны, у них есть свой собственный мир, который они никому не раскрывают.

Слайд 10

голубой цвет Цвет беспечности. Он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он добавляет мягкость, нежность, оптимизм, пассивность, ощущение расслабленности и даже лени. Он не способствует развитию воображения. Голубой цвет снижает напряжение, он комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”. Он дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но в тоже время замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.

Слайд 11

Концентрический цвет, затягивает в себя, вгоняет в меланхолию, слабость. Он даёт потерю реальности, мечтание, фанатизм. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, хочет гармонии с окружающими. синий цвет

Слайд 12

фиолетовый цвет Образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Это цвет царей и гениев. Добавляет креативности , динамики, значимости и величия. Он обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности. Фиолетовый - цвет идеализма, способствует повышению самооценки. Это тяжелый цвет (его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии).

Слайд 13

Известно, что каждый человек имеет свой хромотип . То есть, психофизиология может быть определена каким-либо цветом: холерики — «красные»; меланхолики — «синие»; флегматики — «зеленые»; сангвиники — «желтые». Стоит задуматься: если ребенок — представитель меланхоликов, и вы предпринимаете напрасные попытки его «растормошить», то может не надо одевать его во все синее, а лучше надеть что-нибудь красненькое?

Слайд 14

Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты и больницы. Желтый – предпочтителен в салоне самолета, в кухне (повышает аппетит), в экзаменационных аудиториях (способствует концентрации внимания). Коричневый – создает уют, но тянет отдыхать – не следует использовать в библиотеке, но хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости). Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности (лучше всего принимаются решения), а также для спален (дает ровный, глубокий сон); негативен для детских комнат – вызывает меланхолию. цвет в интерьере

Слайд 15

цвет в интерьере Красный – положителен в кафе (клиенты быстро уходят), помогает людям с пониженным настроением, неуверенным в себе и испытывающим страх. Голубой – положителен в ванной комнате, в спальне (дает самые яркие сновидения); тарелки и скатерть голубого цвета помогают умерить чересчур разыгравшийся аппетит. Зеленый – положителен в нежилых комнатах, где проводят много времени (помогает сконцентрироваться), можно использовать в спальне (обладает снотворным действием), зеленые детали интерьера рабочего кабинета снижают утомление глаз. Оранжевый – не желателен в спальне (активизирует все системы организма), на письменный стол ребенка можно поставить любой оранжевый предмет интерьера (хорошо влияет на развитие).

Слайд 16

Белый цвет автоматически помогает сбросить до 10 лет возраста. Многие из девушек в белых блузках подсознательно хотели бы начать жизнь с чистого листа. Предпочтение черного в одежде – нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного. Этот цвет также придает уверенности, силы, строгости. Если серый цвет преобладает в одежде – человеку свойственно стремление найти идеальные чувства, ощущения. Для него важно не привлекать к себе внимания, запастись спокойствием. В красном хорошо флиртовать, танцевать, выяснять отношения – т.е. оказываться в ситуациях, где нужно стать первым. В оранжевом хорошо учиться, путешествовать, изучать языки и вообще получать новые знания. цвет в одежде

Слайд 17

цвет в одежде Желтый цвет – устанавливает желание на что-то сознательно воздействовать. Он улучшает отношения с окружающими: те начинают испытывать к вам необъяснимую симпатию; в нем хорошо знакомиться с новыми людьми. В зеленом хорошо встречаться с друзьями; в зеленой пижаме можно увидеть самые сладкие сны. Голубой – великолепный цвет для отдыха или встреч с друзьями, не рекомендуется людям, делающим карьеру: начальство может посчитать вас поверхностным. Синий цвет в одежде располагает к планированию будущего, походам в кино или театры. Фиолетовый наряд хорошо повышает самооценку. В одежде фиолетовый лучше всего разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Не рекомендуется в работе с детьми.

Слайд 18

Современная наука «расшифровала» механизм воздействия цвета на органы человеческого тела. Каждый цвет - это видимые световые волны определенной длины. Клетки здоровых органов излучают электромагнитные волны, это было установлено методом биорезонансной диагностики, и у каждого органа в норме – своя частота. Цветовая волна, направленная к больному органу, попадая в резонанс с вибрациями его клеток помогает им настроиться на «частоту здоровья». Таким образом был выведен новый метод лечения – цветотерапия . Существует два основных направления цветолечения : воздействие на психику человека: создание цветовой лечебной среды (питание, интерьер, одежда). лечение цветоМ

Слайд 19

Красный цвет : используется для лечения ветряной оспы, пневмонии, астмы, некоторых кожных заболеваний, печени, повышает давление, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, не рекомендуется при воспалительных процессах. Оранжевый цвет : улучшает пищеварение, омолаживает, раскрепощает, укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи. Желтый цвет : стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме. ЛЕЧЕНИЕ ЦВЕТОМ

Слайд 20

Зеленый цвет : освежает, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной, сердечно-сосудистой системы, астме, бессоннице. Голубой цвет : понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах. Синий цвет : обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз, рекомендуется для эмоциональных и нервных людей. Фиолетовый цвет : производит угнетающее воздействие на нервную систему. ЛЕЧЕНИЕ ЦВЕТОМ

Слайд 21

Цвет очень важен в нашей жизни. Особенно он важен для женщин, у которых гораздо сильнее развиты цветовые рецепторы (научно доказанный факт). Поэтому желание поменять цвет обоев в спальне или сменить цветовую гамму гардероба - это не прихоть и не каприз, как это может воспринять муж или даже подруга, а внутренняя потребность создать вокруг себя комфортное цветовое пространство, которое подлечит, успокоит и вдохновит на великие и яркие дела. Счастья Вам в этом ярком цветном мире!

Слайд 22

Литература Цветотерапия www.psyinst.ru/seminar.php?id=382&d=822 Воздействие цвета на эмоции человека www.AstroGuide.ru/psihologiya/vozdeystvie- cveta -n Как цвета влияют на нашу жизнь med2live.ru/ влияние-цвета . html Выбор цвета www.tattoo-na.ru/index.php/tattoo1.html Цвет – продукт света, вызывающий эмоции talitasun.livejournal.com/2525.html



Предварительный просмотр:

Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции.

 8-й класс

Малыгина Татьяна Николаевна, учитель биологии 


Цель: раскрыть особенности высшей нервной деятельности; физиологическую основу и значение эмоций.

Задачи:

  1. раскрыть особенности ВНД и поведения человека;
  2. изучить физиологическую основу  и значение эмоций;
  3. показать влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
  4. определить свое эмоциональное состояние.

Оборудование: компьютерная презентация,  картина И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван»,  цветные карточки,  карточки с интерпретацией теста.

Эпиграф:         «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль». И.В. Гёте

ХОД УРОКА

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все эти вопросы ответ один - эмоции. Эмоции явные, скрытые, контролируемые.  

Что же такое эмоции?  Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям (Википедия).  Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают полученную информацию в с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.

Эмоциональные реакции. Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому, что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости.

Эмоциональное состояние. У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.

Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки или потерять над собой волевой контроль – это состояние аффекта. Именно в таком состоянии Иван Грозный убил своего сына (картина И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван»). Остекленевшие глаза царя кажутся безумными.

Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеянного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не его последствиях.

Стресс. В любой работе могут  быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс Селье назвал стрессом.

Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы, связанной с оценкой задачи и необходимых для ее решения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с переживаниями неуверенности в успешном решении задачи.

Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии или другим заболеваниям.

Эмоциональные отношения. Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют  эмоциональные отношения. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть – все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

Чувства всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

С эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства тесно связан цвет.  В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции».

Цвет может рассматриваться не только как средство, влияющее на настроение  человека, но и как метод воздействия на глубинные процессы в организме с целью укрепления его защитных сил.  Имеются данные, что цвет  положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.  Цвет  способствует развитию интеллекта, вызывая улучшение строения и работы мозга. Цвет помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

 Рассмотрим   несколько сфер влияния цвета на эмоциональное состояние.

(Презентация)

Практическая работа. 

«Определение эмоционального состояния учащихся»

Цель работы: определить свое эмоциональное состояние.

Инструкция : Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Выберите  из восьми цветов тот, который Вам больше всего нравится. Необходимо выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Нужно  выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону.   Из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный.

Анализ работы        

Интерпретация цветных пар по Люшеру. (Приложение)

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Таким образом, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

 Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.

Давно известно, что цвет и эмоции, которые он вызывает, – это неотъемлемые вещи. Многие  наверняка замечали, что в дождливый осенний день, когда все вокруг серое и неприглядное, ничего не хочется, настроение такое же серое и мрачное. А вот в яркий солнечный весенний денек, когда солнышко ласкает нас теплые желтыми лучиками, а под ногами сияет яркая зелень травы, хочется петь, творить, лететь и просто жить. Именно цвет и эмоции, вызванные им, заставляют задуматься над тем, как это можно использовать в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики// Биологические аспекты кибернетики / Гл. ред. А.М. Кузин. - М.: Изд-во АН СССР, 1962

2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / Психология эмоций, 1998г.

3. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003

4. Каменская Е.Н. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2003

5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004г.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.-- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

7. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990

8. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека  Биология 8 кл...

Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."

Особенности высшей нервной деятельности человека...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Разработка урока биологии в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"

Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...