Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Гончаров Владимир Евгеньевич

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека  Биология 8 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюкеевская средняя общеобразовательная школа

 Камскоустьинского муниципального района РТ

Открытый урок, проведённый  на конкурсе «Учитель года РТ»

учителем   I кв. категории Гончаровым В.Е.

2008

Тема: Особенности высшей нервной деятельности человека

Цели: 

  1. Образовательная: сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности человека, речи, сознании, познавательном процессе
  2. Развивающая: развитие основ нестандартного мышления детей, наблюдательности, формирование навыков критического анализа.
  3. Воспитательная: воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе.

Тип урока:

          Изучение нового материала.

Вид урока:

          Эвристическая беседа с использованием мультимедиа.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор мультимедиа
  3. Презентация Power Point «Высшая нервная деятельность»

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 8 мин.
  3. Изучение нового материала  - 20 мин.
  4. Работа по закреплению изученного материала – 12 мин.
  5. Подведение итогов –3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Шутит жизнь над нами подчас,

Тьма вопросов и мало ответов,

Что такое – мир вокруг нас?

И кто сами мы в мире этом?

Как смогли мы разумными стать,

И какими мы дальше будем?

Наша цель сегодня, узнать,

Почему мы не звери, а люди!

II. Актуализация знаний учащихся.

Посмотрите на экран (слайд – кошка и человек) – что общего у этих существ?

Что нужно кошке для существования?

Пища, вода, воздух, общение.

Нужно ли это всё человеку? Достаточно ли этого для его нормального развития?

Нет, человеку кроме перечисленного необходимы: предметы пользования (вторичные материальные) и духовные потребности – искусство, чтение, творческая деятельность.

III. Изучение нового материала.

Особенность человека, отличающая его от животных – высшая нервная деятельность, это тема нашего урока.

Как вы считаете – у кого способность к познанию мира выше, у человека, или у животных? Почему?

У человека, т.к. животные ориентируются только на объекты и явления, человек же, кроме того, использует словесные символы.

Понятия – 1-ая  и 2-ая сигнальные системы (слайд).

(Описание работы 2-ой сигнальной системы на примере образа лимона)

Может ли вторая система работать самостоятельно, без первой?

(На примере стаффа)

Всегда ли информация, полученная с помощью 2-ой сигнальной системы правдивая?

Нет, она должна быть проверена на практике.

В жизни человек постоянно решает задачи (личный опыт) и видит, как их решают другие (чужой опыт).

Что такое интуиция?

Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта.

Как формируется 2-я сигнальная система у маленьких детей?

Взрослые показывают действия и предметы и называют их.

Познавательные процессы:

  1. Ощущение – отражение отдельных свойств предмета
  2. Восприятие – отражение предмета в целом
  3. Память
  4. Воображение
  5. Мышление

Объект восприятия – то, что в центре внимания, остальное – фон.

Примеры, когда нам не нужно выделять объект…

Охота, война.

Примеры, когда нужно выделить объект…

Реклама, дорожные рабочие

Физкультминутка - энергизатор

Наблюдение – целенаправленное восприятие.

Что такое память?

Память – процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Память бывает механическая – повторение до запоминания, и  логическая – взаимосвязь между предметами и явлениями.

Память: зрительная, слуховая, моторная (примеры).

Воображение – активное и пассивное (примеры). Чем они отличаются?

Мышление – обобщенное и опосредованное познание действительности.

Свойства: самостоятельность, критичность. Консерватизм.

Пример с крутым яйцом – поставить его «на попа».

IV  Закрепление изученного материала.

Вспомните тему нашего занятия.

Тестовые вопросы  (слайды)

V  Подведение итогов.

Оценка работы учащихся на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 281-287 учебника, найти и записать определения новых терминов, которые узнали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока биологии : "Высшая нервная деятельность"

Урок - презентация  по теме ВНД человека...

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

презентация к уроку биологии 9 класс "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Высшая нервная деятельность" УМК "Сферы". В презентации названы имена отечественных ученых , которые внесли вклад в развитие физиологии: Сеченов, Павлов, ...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Формы высшей нервной деятельности

Презентация к уроку по теме "Формы высшей нервной деятельности". Рассмотрены: рефлексы, инстинкты, запечетления, рассудочная деятельность....

Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."

Особенности высшей нервной деятельности человека...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...