ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Разработка урока биологии в 8 классе с использованием технологии РКМЧП. К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока биологии в 8 классе

«ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА УРОКЕ

  1. Ввод в проблему – стадия вызова
  1. Работа по актуализации жизненного опыта и имеющихся знаний о ВНД (прием «Удивляй»).
  2. Осмысление ситуационной задачи и осознание недостаточности знаний по теме (предлагается сформулировать цели обучения по данной теме).
  1. Реализация смысла
  1. Работа с основной информацией урока (Решение логических задач, чтение текстов по отдельным блокам информации).
  2. Отчет о работе, оформление логических схем.
  1. Рефлексия-стадия размышления
  1. Анализ записей в тетради, осмысление и коррекция знаний. Анализ собственных достижений, постановка новых вопросов.
  1. Домашнее задание.

ПРОЕКТ УРОКА

Программа:  Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы (под редакцией  И.Н. Пономаревой). – М.: Вентана – Граф, 2009.

Класс:  8

Название урока:   Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Общая тема:   Поведение и психика.

Тип урока:  Изучение нового материала

Цели урока:

А) по содержанию:

Образовательная:  В результате урока учащиеся должны знать понятия внешняя и внутренняя речь,  называть познавательные психические процессы человека: мышление, воображение, ощущение, восприятие, память, и различать виды памяти.

Развивающая:  Посредством работы с текстами, ученики продолжают учиться структурировать информацию,  развивать  логические навыки.

Воспитательная:  Ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной  и коллективной работы.

Б) дидактическая цель учителя: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Главная проблема:  Формирование собственных. взглядов, протест против диктата взрослых, трудности самоконтроля и планирования деятельности, характерные  для старшего подросткового возраста,  приводят к слабому вниманию на уроках, отрицанию научных взглядов в изложении учителя. Что в конечном итоге препятствует формированию у детей прочных знаний, умений и навыков.

Методы обучения:  объяснительно - иллюстративный,  частично-поисковый, элементы технологии РКМЧП.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы к уроку:  

1) А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2009.

2) О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. человек . – М.: «ВАКО», 2005г.

3) Е.Н. Прощицкая. Выбирайте профессию: Учеб.пособие.- М.: «Просвещение», 1991.

4) Раздаточный материал (тексты и разрезные блоки для схемы на каждого ученика)

Содержание урока:

Этапы урока

Вре

мя

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

  1. Оргмомент  Взаимное приветствие  учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка готовности к уроку.

1 мин.

Создание комфортной рабочей атмосферы урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

Готовность учеников класса к работе

2.Актуализация, целеполагание, мотивация  (Вызов)

  • Какую тему вы изучаете, ребята?

(ВНД. Поведение и психика)

  • Назовите главное отличие человека от животных? (речь)
  • Дети – Маугли:  В деревне на северо-востоке Камбоджи найдена 27-летняя девушка, пропавшая в джунглях 19 лет назад. За эти годы она разучилась говорить, но родной отец смог узнать ее по шраму на руке. Она  исчезла, когда ей было 8 лет. "Она стала наполовину животным, наполовину человеком, дикая, спит целый день и бодрствует по ночам". В одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал "предводителем" стаи дворовых собак - это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт. Те, кто жил в обществе животных первые 5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. (слайд №2)
  • Ребята, как вы считаете, почему возникает такой эффект от «звериного» воспитания?
  • Какие качества психики должны быть сформированы у ребенка, чтобы он считался полноценным человеком? (речь, мышление, память)
  • Предлагаю вам рассмотреть данные термины подробнее и этот урок посвятить их изучению.
  • Эти понятия относятся к  ВНД человека.
  • Что бы вы хотели узнать о них нового?(фиксируется на доске)

На доске и в тетрадях фиксируется тема урока.

10

мин.

Обеспечение мотивации и постановки учащимися целей учебно-познавательной деятельности.

Обеспечивает индивидуальную и коллективную деятельность.

Фиксирует на доске ответы учеников для дальнейшей работы.

Обеспечивает мотивацию на УД

Готовность учеников к активной учебной деятельности.

Используя ранее полученные знания ученики предполагают, что речь идет о памяти, речи, мышлении.

Дети присваивают цели, предложенные учителем.

Работают индивидуально, фронтально, в парах.

Нацеливаются на активное восприятие нового материала

3.Усвоение новых знаний  (Реализация смысла)  

  • Какими способами мы получаем сигналы из внешнего мира?(от органов чувств и речи)
  • Какой способ стоит на первом месте в нашей жизни? (первый)

Сигнальные системы: первая (сенсорная) , вторая (слово) (Павлов)

  • Речь – главное, что отличает человека от животных.

Беседа и заполнение схемы: 

Виды речи

           Внешняя                              Внутренняя              

Письменная         Устная   (направлена на себя)

(слайд № 3)

Слово:

  • символ конкретного предмета или явления
  • может быть обобщающим, конкретным
  • отображает, замещает сигналы, поступающие из внешнего мира, т.е. является "сигналом сигналов" (И.П. Павлов)

Речь – могучий фактор развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллект, воля, характер. Мы познаем свою историю и опыт предков. Т.е. речь – особый тип деятельности.

  • Познавательные процессы

Следующий этап – память и мышление. Они относятся к познавательным психическим процессам. (фиксируется на доске)

  • Используя текст учебника ст.224, определите, что еще относится к психическим познавательным процессам. Впишите в схему.  

Познавательные процессы

  • 1й ряд постарайтесь самостоятельно сформулировать, что такое память.
  • 2й ряд найдите определение памяти в учебнике на ст. 225.
  • 3й ряд найдите определение памяти в тексте по философии, который лежит на парте.
  • Ваша задача: Выделить в нем те слова и словосочетания, которые, на ваш взгляд определяют понятие памяти. Работаем 3минуты

Обсуждение. Ключевые слова:

1. свойство нервной системы хранить информацию

 2. сохранять и воспроизводить информацию

 3. накопление и сохранение информации.

 Самостоятельное выведение каждым учащимся понятие памяти, используя ключевые слова и словосочетания.

 Память - это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Этапы:

запоминание→ сохранение → воспроизведение

  • Где в организме искать память?       (слайд № )
  • Какая бывает память?

Составление кластера «Виды памяти» по тексту учебника ст. 225              (слайд № )

  • По времени сохранения информации
  • По характеру психической деятельности
  • Характеру приобретения информации
  • От чего зависит память?
  • Как улучшить память?

Повторение - условие запоминания.  (не менее 7 раз)

Улучшение запоминания:

  1. выделение основных мыслей
  2. использование иллюстраций
  3. составление планов, таблиц, схем.
  • Мышление  

Опыт с карандашами.( раскладывается 15 карандашей на две колонки – 7 карандашей далеко др. от др., а 8 – близко)

  • В какой колонке больше карандашей? (дети дают правильный ответ)
  • Если такой опыт предложить ребенку 2,5 -3 лет, он ответит иначе. Как вы думаете, почему?

Маленький ребенок не умеет считать, и у него не сформировано мышление.

Мышление - обобщенное и опосредованное познание действительности.

Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек 6 сторон, доказывать не надо – это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, – этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением не обладал, тут познать истину поможет только мышление.

Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления человека.

Качества ума:

  • самостоятельность
  • критичность
  • гибкость
  • творческая инициатива
  • избирательность

Мышление сосуществует с воображением и речью. Мы мыслим словами и язык на котором мыслим считаем родным.

Задача:

Трем гномикам показали 5 шапочек (3 красные, 2 синие). Выключили свет. Надели в темноте на гномиков 2 синие и 1 красную шапочку. Кто из гномиков может точно сказать, какая на нем шапочка не спрашивая других?

  • Предлагаю проверить ваше умение находить причинно-следственные связи. (у каждого на парте картинка) Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте письменно на вопросы:
  • Вверх или вниз по течению идет пароход?
  • Какое время года изображено?
  • Глубока ли река в этом месте?
  • Далеко ли до пристани?
  • На каком берегу находится пристань?
  • Какое время дня показал художник?
  • За каждый правильный ответ 2 балла. 6 правильных ответов- очень высокий уровень данного качества; 5- высокий; 3-4 – средний; 1-2 – низкий.

20 мин.

Обеспечение  восприятия , осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте усвоения, коррекция  первичного усвоения.

В предлагаемом тексте имеется знакомая ученикам информация, изложенная в новом виде, подобная работа помогает вспомнить знакомое , структурировать и присвоить новые знания.

Обеспечение правильности и осознанности усвоения знаний, коррекция пробелов и неверных представлений.

Обеспечение формирования системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей.

Обеспечение постоянной мотивации и развития умений анализа и синтеза.

Коррекция знаний и объяснение при недостаточном освоении материала

Первичная проверка понимания.

Обеспечение мотивации и принятия новой цели УД.

Обеспечение формирования нового знания.

Обеспечение правильности и осознанности усвоения знаний, коррекция пробелов и неверных представлений.

Активные действия учащихся с объектом изучения. Самостоятельность в добывании знаний и способов действий.

Выделяют главное в тексте, анализируют.

Выписывают  главные термины, еще раз закрепляя их в памяти.

Анализируют, прогнозируют, присваивают

знания.

Сравнивают несколько источников знаний, анализируют  и присваивают знания на репродуктивном и частично-поисковом уровне .

Формулируют определение с помощью учителя.

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений.

Перевод знания  на более высокий уровень усвоения (понимание, применение в знакомой ситуации).

Готовность к новой УД.

Максимальное использование самостоятельности при добывании знаний и овладении  способами работы с текстом.

Анализируют , систематизируют и присваивают знания, т.е. активные действия с объектом изучения.

4.Закрепление и обобщение знаний. Самопроверка.  Рефлексия.

(Реализация смысла)  

-   Вернитесь к своим записям и посмотрите, все ли вы поняли из того, что записали?

-Как вы считаете, все ли мы успели рассмотреть по этой теме?

- Какие способы работы на уроке вам показались наиболее привлекательными? Почему?

- Какие вопросы возникли у вас по ходу урока?

8 мин.

Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний по теме.

Выявление качества и уровня

Овладения знаниями. Получение достоверной информации о достижении учащимися  планируемых результатов на разных уровнях усвоения (понимание, применение в знакомой и незнакомой ситуации)

Мобилизация учащихся на рефлексию усвоения знаний и способов деятельности

Активная и продуктивная деятельность учащихся по систематизации и выявлению внутрипредметных связей.

Демонстрируют присвоенные  знания.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов самооценки и саморегуляции.

5.Информация о домашнем задании .

Проработать записи в тетради, при необходимости, проработать §37 учебника.

Знать: Почему естественный отбор является направляющим фактором эволюции?

1 мин.

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают и уясняют суть домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

Высшая нервная деятельность человека Биология 8 кл

Гончаров В.Е. Высшая нервная деятельность человека  Биология 8 кл...

Презентация по теме: "Особенности высшей нервной деятельности человека."

Особенности высшей нервной деятельности человека...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память.

Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии и химии был дан на учащихся 8 класса в ТСОШ имени Г.К. Жукова...

Презентация к уроку биологии "Особенности высшей нервной деятельности человека"

Презентация может быть использована на уроках биологии, а также при подготовке к ГИА...