Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_a_kl.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

___________/Щербинина Е.А./

«29» августа   2016 г.

           «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»

_____________________/Джавадова Н.В./

   Приказ № 132 от «29» августа   2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

КЛАСС 5«А»

УРОВЕНЬ базовый

учителя биологии, экологии

первой  квалификационной категории

Ермошиной Любови Ивановны

Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол № 3 от «29» августа 2016 г.

____________________/Бородастова И.В./

2016 – 2017 уч.г

  Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе:

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  3. Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются идеи развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
  4. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  5.  Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  6. Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
  7.  Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
  8.  Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
  9. За основу рабочей программы взята программа  курса биологии для  5-11 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2014  году (Сборник программ курса биологии к учебникам биологии авторов Пономарёвой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова Т.С., Суховой Т.С., Симоновой Л.В.)

Программа адресована учащимся 5 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области в соответствии с ФГОС ООО

Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 5 класса обучающийся научится:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

По окончанию 5 класса обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1.Отличие живого от неживого (8 часов)

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем

Различаются ли тела живой и неживой природы?

Какие вещества содержатся в живых организмах?

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Опыт в домашних условиях

«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»

 Подведём итоги. Как можно отличить живое от неживого?

 Экскурсия«Живая и неживая природа»

  Тема 2.Клеточное строение организмов (6 часов)

Клеточное строение — общий признак живых организмов

Прибор, открывающий невидимое 

Лабораторная работа № 1«Знакомство с микроскопом»

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом

Лабораторная работа № 2«Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом 
Лабораторная работа № 3«Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

Опыт в домашних условиях «Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей»

 Подведём итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?

 Тема 3.Жизнедеятельность организмов (21 час)

Как идёт жизнь на Земле?

Опыт в домашних условиях

«Выращивание плесени на хлебе»

Как размножаются живые организмы?

Как размножаются животные? Как размножаются растения?
Лабораторная работа № 4«Изучение строения семени фасоли (гороха)»

 Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Подведём итоги. Как живые организмы производят потомство? Как питаются растения?

Только ли лист кормит растение?

Как питаются разные животные?
Как питаются паразиты?
Подведём итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы?

Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды?

Практическая работа «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье» 

Можно ли жить не питаясь?

Как можно добыть энергию для жизни?

Опыт в домашних условиях

«Изучение направления роста корня».

Наблюдение за движением домашних животных Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Можно ли жить и не дышать? Подведём итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

Тема урока

план

факт

1 четверть (9 часов)

Раздел 1.  Отличие живого от неживого (8 часов)

1

2.09

Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.

2

7.09

Различают ли тела живой и неживой природы

3

14.09

Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы

4

21.09

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы

5

28.09

Свойства живого

6

5.10

Увеличительные приборы.

Л/р № 1 «Знакомство с микроскопом»

7

12.10

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата»

8

19.10

Как можно отличить живое от неживого

Раздел 2. Клеточное строение организмов (6 часов)

9

26.10

Клеточное строение-общий признак живых организмов

2 четверть (7 часов)

10

9.11

Прибор, открывающий невидимое

11

16.11

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Л/р № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

12

23.11

Химический состав клетки

13

30.11

Процессы жизнедеятельности клетки

14

7.12

Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов

Раздел 3. Жизнедеятельность организмов (21 час)

15

14.12

Как идет жизнь на Земле

16

21.12

Как размножаются живые организмы

3 четверть (11 часов)

17

11.01

Как размножаются животные

18

Как размножаются растения.

Л/р № 4 «Изучение строения семян»

19

18.01

Контрольная работа № 1

20

25.01

Могут ли растения производить потомство без помощи семян

21

1.02

Как питаются растения

22

8.02

Только ли лист кормит растение

23

15.02

Как питаются разные животные

24

22.02

Как питаются паразиты

25

1.03

Одинаково ли питаются разные живые организмы

26

15.03

Нужны ли минеральные соли животным и человеку

27

22.03

Можно ли жить не питаясь

4 четверть (8 часов)

28

5.04

Можно ли жить без воды

29

12.04

Как можно добыть энергию для жизни

30

19.04

Зачем живые организмы запасают питательные вещества

31

26.04

Можно ли жить и не дышать

32

3.05

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

33

10.05

Контрольная работа № 2

34

17.05

Повторение «Строение живых организмов»

35

24.05

Повторение «Жизнедеятельность живых организмов»

Контрольные и лабораторные работы

№ п/п

Вид контроля

                                     Тема

1

Лабораторная работа № 1

«Знакомство с микроскопом. Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом»

2

Лабораторная работа № 2

 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения

3

Лабораторная работа № 3

 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»

4

Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семян»

5

Контрольная работа № 1

«Жизнедеятельность организмов»

6

Контрольная работа № 2

«Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...