рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

рабочая программа в 5 классе ФГОС, авт.Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, - М., Просвещение, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.docx207.84 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Компьютер\Desktop\титульные\б5.jpeg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе программы « Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011,  составленой на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программ развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Биология. Сферы» (5–9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в        

6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. В данной рабочей программе количество часов распределено в соответствии с Программой                  « Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011. В 5 классе – 35 ч (1 ч в неделю), из них 3 ч резервного времени распределено на контроль знаний: 1ч – контроль по теме «Царства живой природы», 1 ч – контроль по теме  «Строение клетки», 1ч – на итоговый контроль знаний.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебно-методические комплекты «Сферы»:

- Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,                         И.Я. Колесникова

-  Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

- Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

- Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

тема раздела

кол-во часов

1

Введение

3 ч

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12 ч +1ч (из резерва)

3

Клеточное строение живых организмов

8 ч + 1ч  (из резерва)

4

Ткани живых организмов

9 ч

5

Итоговый контроль знаний

1 ч (из резерва)

ИТОГО

35 ч

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Дата

Тема урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Ресурсы урока

Формы контроля

Введение (3 ч)

1

Биология — наука о живых организмах.

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.

Определять предмет изучения биологии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

беседа

2

Условия жизни организмов.

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности

Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана

и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека.

Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы

Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинированный опрос

3

Осенние явления в жизни растений родного края.

Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного края.

Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания.

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-практикум, электронное приложение

к учебнику

экскурсия

устный опрос

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч)

4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Разнообразие живых организмов .Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные

признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств в биосфере

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Письменный опрос

5

Деление царств на группы.

Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика.

Называть типы животных, отделы растений.

Приводить примеры представителей разных отделов и типов.

Сравнивать представителей разных групп растений и животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

6

Среда обитания. Экологические факторы.

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы.

Экологические факторы: абиотические,

биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.

Называть среды жизни, их экологические факторы.

Сравнивать различные среды жизни.

Характеризовать виды экологических факторов.

Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

7

Вода как среда жизни.

Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной

среде. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей водной среды.

Наблюдать за водными организмами.

Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений).

Выполнять лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным

оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

8

Наземно-воздушная среда

жизни.

Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные.

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

9

Свет в жизни растений и животных.

Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика.

Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.

Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью

организмов к сезонным изменениям

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

10

Почва как среда жизни.

Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность

почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.

Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

11

Организменная среда жизни.

Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.

Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды

обитания

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

12

Сообщество живых организмов.

Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные-падальщики.

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов

в сообществе, животных с разным типом питания.

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными организмами

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Письменная работа

13

Роль грибов и бактерий.

Грибы и бактерии как разрушители

органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.

Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей.

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устный опрос

14

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

Отношения хищник–жертва. Отношения паразит–хозяин. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.

Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе.

Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе.

Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устный опрос

15

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности  основных

видов учебной деятельности.

Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.

Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.

Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе

учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение

к учебнику

Письменная работа

16

Контроль знаний по темам «Царства живой природы», «Среды обитания организмов»

Клеточное строение живых организмов (8 ч)

17

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) — доказательство родства и единства живой природы.

Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.

Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.

Формулировать положения клеточной теории

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

18

Устройство увеличительных

приборов.

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа.

Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть части лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

19

Состав и строение клеток

Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие

черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки.

Приводить примеры белков, углеводов, жиров.

Описывать значение органических

и минеральных веществ  для жизнедеятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу

«Состав клеток растений».

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения

в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

20

Строение бактериальной клетки.

Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки.

Распространение бактерий и их роль в природе.

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и

практической деятельности человека

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

21

Строение растительной, животной и грибной клеток.

Общие черты строения ядерных клеток.

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток.

Называть компоненты бактериальной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и

практической деятельности человека

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

22

Строение клетки.

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

23

Образование новых клеток.

Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

24

Одноклеточные растения, животные и грибы.

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы

Определять общие черты одноклеточных организмов.

Приводить примеры одноклеточных организмов.

Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.

Применять практические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

25

Контрольная работа по темам: « Клеточное строение живых организмов», «Царства живой природы»

Ткани живых организмов (9 ч)

26

Покровные ткани растений

и животных.

Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей.

Распознавать покровные ткани

растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

27

Строение покровной ткани

листа.

Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы

листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица).

Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями.

Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения

в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

28

Механические и проводящие ткани растений.

Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани —древесина и луб, их расположение, строение, функции.

Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.

Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устный опрос

29

Основные и образовательные ткани растений.

Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация

лабораторной работы

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинте-зирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы.Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

30

Соединительные ткани животных.

Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация

лабораторной работы.

Называть и описывать соединительные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Определять разные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

31

Мышечная и нервная ткани животных.

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов

Поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

32

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Сравнивать клетки растений,

животных, грибов, прокариот и

эукариот, разные типы тканей.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации.

Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику

Письменная работа

33

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

34

Весенние явления в жизни растений родного края.

Растения природных сообществ Свободненского района. Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе.

Называть и определять самые

распространённые и редкие виды растений своей местности.

Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами

неживой природы.

Приводить примеры воздействия человека на природу.

Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.

Оформлять результаты наблюдений.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-практикум

Устный опрос

35                                                          Обобщающее повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО

Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.

Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...