Главные вкладки

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
    статья по биологии на тему

    Ванчугова Ольга Михайловна 394

    статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

                                                            Ванчугова Ольга Михайловна

    учитель биологии ГБОУ СОШ № 394

               Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Существуют экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего мирового сообщества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждая отдельная страна может и должна проявить заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воздуха, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и сохранению почвы.

    Формирование эстетического отношения личности к природе сегодня является не менее актуальной задачей, чем формирование экологического мышления. Более того, можно смело утверждать, что эстетическое осознание ценности природной среды тесно связано с понятием экологического сознания. Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Таким образом:

    Экологическое сознание - это знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познание самого себя как элемента экологической системы .

    Если сказать проще, то: экологическое сознание  - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле

    Считаю, что основная задача формирования экологического сознания - это выработать у человека творческие принципы мышления, которые позволяли бы ему самому ставить цели, отражающие реальное взаимоотношение человека и природы в динамике их развития, и реализовывать эти цели, используя весь объем имеющихся знаний и богатство своего духовного мира. Если сказать более лаконично, то главная задача в том, чтобы природоохранное поведение, базирующееся на экологическом сознании, стало стилем жизни.

     Экологическое сознание характеризуется следующими особенностями:

    1. Одинаковую ценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.
    2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение, как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
    3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе, и человеку и не нарушает экологическое равновесие.
    4. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.
    5. Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).
    6. Природа охраняется человеком в первую очередь ради неё самой

    Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на ступени или уровни экологического сознания:

    1-й уровень - уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений;

    2-й уровень - это когда человек владеет комплексом знаний и практических природоохранных умений, то есть, стройной системой научно - экологических взглядов, нравственного отношения к природе и соответствующим поведением;

    3-й уровень - это высшее достижение экологического сознания, когда экологическое самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, а и всякую трудовую деятельность.

    Таким образом, экологическое сознание людей эволюционирует от понимания положительного отношения к экологической информации до прочного и устойчивого убеждения в общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи

    Результатом сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение. Как и экологическое сознание, экологическое поведение всегда является строго индивидуальным, отражающим неповторимые особенности индивида. Экологическое поведение определяется с одной стороны - уровнем и особенностями экологического сознания, а с другой - необходимостью удовлетворения потребностей человека. В связи с этим можно выделить две принципиально различающихся группы целей экологического поведения: созидательные и разрушающие.

    Формирование экологического сознания на уроках биологии.

    Главную роль в формировании экологического сознания играют естественнонаучные дисциплины: биология, физика, география. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образование и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе изучения различных дисциплин неодинаковы. Они определяются спецификой задач и содержанием предмета

    Я считаю, что экологически ориентированные уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.

    Требования к экологически ориентированному уроку.

    Экологически ориентированный урок должен отвечать следующему ряду требований: экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед системой уроков:

    • выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);
    • как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);
    • как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);

    Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:

    • комплементарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;
    • междисциплинарности;
    • непрерывности;
    • сочетания глобального и краеведческого подходов;
    • сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.

    Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.

    Во внеурочной деятельности вопросам формирования экологического сознания также уделяется большое внимание. Занятия внеурочной деятельностью решают ряд задач:

    • Образовательные:
    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
    • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
    • активизации познавательной деятельности учащихся;
    • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

     

    Педагогические:

    • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

    Перечень внеклассных и внешкольных мероприятий позволяющих сформировать экологическое сознание школьников во внеурочной деятельности:

    Объединения по интересам 

    • Школьные экологические и природоохранные объединения
    • Клубы
    • Научные общества,
    • Студии изобразительного и прикладного искусства  
    • Кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», «Игровое моделирование в прикладной экологии» и другие,
    • Школьный  экологический театр

    Общешкольные мероприятия

    • Конкурсы рисунков, плакатов  «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели  перед Новым годом» и т.д.  Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие
    • Выставки творческих работ

    Внешкольные виды деятельности

    • Эколого-образовательные акции и движения, десанты
    • Проектирование и уход за ландшафтом
    • Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в  пропаганде идей здорового и безопасного  образа жизни и Устойчивого развития
    •  Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в  природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность

    В данной статье поднята проблема  развития  и поддержки общественного интереса к чтению и книге,  поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...

    Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

    Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

    Система работы МКОУ С(К) ОШИ VIII вида п.Светлополянск по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через урочную и внеурочную деятельность

    Данный материал отображает каким образом можно организовать работу по ПДД в урочной и внеурочной деятельности...

    Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

    Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

    Доклад на МО по физике по теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность».

    Доклад на МО по физике о межпредметных связей на уроке и во внеурочное время.По теме: «Реализация межпредметных связей через урочную и внеурочную деятельность»....

    Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность

    Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...