Мастер – класс по алгоритму педагогической мастерской реконструкции знаний
методическая разработка по биологии по теме

Крутякова Татьяна Васильевна

Алгоритм организации мастерской по реконструкции знаний на материале инициативы «Наша новая школа» для показа универсальности этой технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 по алгоритму педагогической мастерской

реконструкции знаний

Т.В. Крутякова

учитель биологии

 МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова»

    Уважаемые коллеги! Вы пришли на мастер-класс к учителю биологии и, конечно, ожидаете встречи с биологическими понятиями. Но увы, сегодня этого  не произойдет. Я взяла на себя смелость и предлагаю Вам алгоритм организации мастерской по реконструкции знаний на материале инициативы «Наша новая школа», чтобы показать универсальность этой технологии – технологии педагогической мастерской по реконструкции знаний.

     Весь предложенный вам материал можно рассматривать в качестве индуктора – начала мастерской, то есть элемента, который раскачивает чувства: включает поток ассоциаций и вопросов.    

   Технология педагогических мастерских как нельзя лучше удовлетворяет основным требованиям инициативы «Наша новая школа», т. к. в ходе мастерской происходит, цитирую «изучение способов и технологий будущего, таких, как  творческие занятия,  которые научат  понимать и осваивать новое,  быть открытыми и способными выражать собственные мысли,  уметь принимать решения и помогать друг другу».

    Девизом  педагогической мастерской построения знаний по их реконструкции служит выражение: "Восстанавливая – понимаю».

       Восстановление – это тоже строительство знаний, но со своими хитростями: участнику мастерской предстоит сосредоточиться и все сделать так, чтобы ответить, в том числе, и на такие вопросы:

- как не исказить замысел автора?

- почему здесь нужно сделать так, а не иначе?

- можно ли изъять какой-нибудь фрагмент без нарушения общего смысла?

     Расчет в мастерской по восстановлению (текста, схемы, опорного конспекта и др.) именно на то, что в ходе восстановления информации в голове обучающегося идет осмысление услышанного, увиденного, разъясненного или  прочтенного впервые.

Этапы мастерской следующие:

      1.  Индукция: начало -  оно может быть разным:

- лекция с записью схем на доске с повторным ее озвучиванием;

- лекция с мультимедийной презентацией по теме с повторным ее просмотром (как в нашем случае);

- прочтение текста про себя, затем вслух.

        Необходимые условия: а) во время слушания нельзя ничего записывать;

б) лекция должна  быть построена логически очень точно, так, чтобы одна мысль вытекала из другой, чтобы причины и следствия образовали стройную цепочку. Точность поможет потом в восстановлении.

в) другим видом помощи может быть работа над зрительными и слуховыми образами: как и какие рисунки разместил учитель на доске, включал ли он в рассказ и оформление "эмоциональные запятые", оживлял  ли  объяснение мнемотехническими "помогалочки - запоминалочки".

   Второй этап – разъяснение наиболее непонятных мест  и второе прослушивание (прочтение).

   Третий этап – воспроизведение схем (текста, опорного конспекта, конспекта лекции) индивидуально на листах бумаги, при этом схемы с доски стираются (презентация выключается).

      Скорость восстановления у всех разная; способы запоминания и внимания у каждого концентрируется на различных деталях в зависимости от развития ассоциативного или логического полушария мозга. Поэтому образуются проблемы, возникают вопросы, которые тоже записываются на листок.

    Четвертый этап – восстановление изложенного в парах, микрогруппах, кто-то из первых – восстанавливает изложенное на доске (на специально подготовленных листах).

    Пятый этап – общая социализация – обсуждение  деталей, полная реконструкция записанного  ранее учителем на доске (в презентации), объяснение друг другу трудных мест (причем вопросы оказываются решенными без вмешательства учителя).

    Шестой этап – все в тетрадях делают подробную и полную запись изученной темы (презентация включена, записи на доске восстановлены).

    Седьмой этап – рефлексия:  реакция на работу.

    Какова реакция ребят на такую работу? Как это часто бывает на мастерских: «Испытал неприятное чувство, что я так плохо и мало запомнил, но когда разобрались во всем сами, то немного успокоился, что справились, и никто не ругал, а дома у меня есть еще возможность подучить». Это в первый раз. Позднее, когда ребята уже знакомы с алгоритмом рефлексия уже иная: «Работалось легче, был внимательнее, т. к. уже была знакома форма работы, хотя иногда очень хотелось что-нибудь записать».

     Мастерские подобного типа мотивируют учеников на более внимательное восприятие нового материала, на более тщательную самостоятельную подготовку, что немаловажно в условиях сокращения времени на изучение предметов.

Какой материал нужно брать к мастерской подобного типа? Тот, который требует серьезной мыслительной работы, осмысления логических связей;

который не очень-то изобретешь сам, т.к. он не заложен в личном опыте учащихся; где требуется вникать в каждую мелочь для понимания целого.

     Такой тип мастерской можно использовать на уроках, где требуется запомнить сложный наукообразный материал, например, на уроках общей биологии я использую этот тип работы при изучении фотосинтеза, этапов энергетического обмена, биосинтеза белка.

    Так как большинство мастерских рассчитано на 90 минут, а это не всегда возможно, я использую элементы мастерских разного типа на разных этапах урока, что помогает активизировать деятельность ребят, развить их интерес к предмету.

     Например, в теме «Опыление растений» в начале урока можно ребят спросить: «Если бы среди вас был П. И. Чайковский, чтобы он сделал?». Ответ стандартный: «Сочинил бы музыку». А он, оказывается, сочинил стихи, признавшись: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешеное обожание».

    На первом уроке по теме «Хордовые» можно предложить воссоздать фоторобот ланцетника по предложенному описанию его внешнего вида и образа жизни. Чаще всего ребята рисуют животное по облику, что-то  среднее между тюленем и червем. И каково же их удивление, когда они видят влажный препарат ланцетника.

     Ребята с удовольствием рисуют, например, фантастическое животное, наиболее приспособленное к жизни в воде или инопланетянина с определенной планеты (природоведение, 5 класс).  В среднем звене даю ребятам задания посложнее: нарисовать, как чувствует себя зародыш внутри семени (шестиклассники часто ассоциируют семя с домом и рисуют все его атрибуты для защиты зародыша от холода, голода); в 8 классе ученикам можно предложить описать ощущения кусочка сахара (хлеба, мяса)  при попадании в пищеварительный канал в теме «Пищеварение», семиклассникам нравятся задания типа «Как мне повезло, что я (пчелка, рыбка и т. д.).

   Ученики любого возраста с удовольствием выполняют задания на работу с терминами по подбору к ним ассоциаций, на нахождение их сочетаний по смыслу. Подобные задания помогают впоследствии при выполнении экзаменационных заданий части В, причем при изучении любого предмета.

      Задания могут быть разными, единым остается алгоритм выполнения: какой-то толчок, создающий вопросы, проблемы, затем индивидуальная работа, в результате которой выясняется недостаток знаний, потом в парах,  микрогруппах с дополнительной информацией, затем озвучивание, вывешивание работ и обязательно рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской.

     На основном этапе мастерской построения знаний можно использовать разнообразные методы и приемы, часть из которых, наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся представлена в раздаточном материале.
   Таким образом, от мастерской к мастерской, поворачивая ребят от запоминания к пониманию, от пассивного слушания к активному общению в поиске ответов на свои же вопросы, мы сможем вернуть в нашу школу ребенка-исследователя, ученика с другим механизмом памяти, с другим полем восприятия, осознания того, что знание никогда не завершено, а за открытием последуют новые вопросы и часто неудовлетворенность. Эта неудовлетворенность и подталкивает ребят к поиску новых знаний. А это,  как мне кажется, самый главный результат  деятельности учителя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Алгоритмы решения задач по физике"

Полезный материал для работающих с учениками учителей. Разобраны задания из ЕГЭ, которые легко решить с помощью алгоритмов....

мастер-класс "Алгоритмы для решения задач по химии"

мастер-класс "Алгоритмы для решения задач по химии" Разработанные алгоритмы при распечатывании с двух строн бумаги складываются в книжку, которой ученики пользуются при решении задач....

Алгоритм мастерской построения знаний и ценностных ориентаций

Алгоритм мастерской построения знаний и ценностных ориентаций по повести Владислава Крапивина "Я иду встречать брата" 1961 год. Разработка ориентирована на учащихся 6 классов. Рекомендуется проводить ...

Алгоритм педагогического анализа урока.

В материале  показаны условия достижения положительных результатов ,  показатели выполнения дидактической задачи и содержание анализа урока по этапам. А также даны рекомендации по решен...

Мастер класс «Алгоритм построения вопросов при решении различных коммуникативных задач»

Цель демонстрация технологии (методов,форм, приемов и стратегий) работы, которая используется учителем при формировании умений учащихся задавать вопросы при решении различных коммуникативных задач....

Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей»

Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» для студентов 741 группы специальности 09.02.0...