Алгоритм педагогического анализа урока.
учебно-методический материал на тему

Сорокина Галина Юрьевна

В материале  показаны условия достижения положительных результатов ,  показатели выполнения дидактической задачи и содержание анализа урока по этапам. А также даны рекомендации по решению дидактических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_pedagogicheskogo_analiza_uroka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм педагогического анализа урока

Дидактическая задача. Условия достижения положительных результатов

Содержание этапа. Показатели выполнения дидактической задачи этапа

Содержание анализа урока по этапам

Рекомендации

I этап – организационный

1. Подготовить обучающихся к работе на уроке.

2. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.

3. Психологически настроить обучающихся на предстоящее занятие.

Условия достижения положительных результатов:

• требовательность;

• сдержанность;

• собранность учителя;

• систематичность организационного воздействия;

• последовательность в предъявлении требований

1. Взаимные приветствия учителя и обучающихся.

2. Проверка отсутствующих (кто отсутствует, по какой причине, отметка отсутствующих в классном журнале).

3. Проверка санитарного состояния учебного кабинета.

4. Проверка подготовленности обучающихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

5. Организация внимания.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

• кратковременность организационного момента;

• полная готовность класса к работе;

• быстрое включение обучающихся в деловой ритм;

• организация внимания всех обучающихся

Установить соответствие приемов педагогического воздействия на учащихся дидактической задаче этапа.

Проследить:

• каким образом в результате взаимодействия этих приемов в деятельности обучающихся складывается конечный результат этапа;

• в какой мере конечный результат этапа близок к его дидактической цели;

• какие меры предпринимает учитель, чтобы предотвратить отставание в знаниях отсутствующих на уроке обучающихся;

• проявляет ли учитель интерес к тем обучающимся, кто длительное время отсутствует на уроках.

Выяснить:

• каким образом положительный или отрицательный результат данного этапа отразился на формировании результатов последующих этапов урока, на достижении триединой дидактической цели урока;

• как конечный результат этапа влияет на дальнейшее развитие хода урока, на его психологическую атмосферу;

• на темп и ритм урока;

• на продуктивность использования времени;

• на качество знаний обучающихся

К решению дидактической задачи первого этапа урока должно приводить систематическое использование правильных приемов педагогического воздействия. Если этого не происходит, то причину нужно искать:

• в отсутствии единого подхода к проведению данного этапа урока у разных учителей;

• в неверно сложившихся взаимоотношениях между учителем и классом;

• в незнании учителем приемов педагогического воздействия на данном этапе;

• в отношении учителя к этому этапу как к формальному, мало значащему или даже ненужному.

Процедуру приветствия нельзя проводить формально и небрежно. Взаимное приветствие должно выражать:

• взаимное уважение;

• симпатию;

• желание добра.

Проверка санитарного состояния учебного кабинета, проверка обучающихся на их рабочих местах, фиксация отсутствующих, действия учителя по отношению к опоздавшим на урок, организация внимания обучающихся должны проходить быстро, четко, корректно. С первых минут работы следует выбрать оптимальный темп урока. Любой учебный материал, форма работы, метод, прием рассматриваются не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения затрачиваемого времени

II этап – проверка домашнего задания

1. Установить правильность выполнения задания и осознанность его всеми обучающимися.

2. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

3. Вести подготовку к изучению нового материала.

Условия достижения положительных результатов:

• оперативность учителя;

• четкая цель в его деятельности;

• использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания всеми обучающимися класса

1. Выявление степени усвоения заданного на дом материала.

2. Определение типичных недостатков в знаниях и их причин.

3. Ликвидация обнаруженных недостатков.

Показатели выполнения дидактической задачи урока:

• возможность учителя за короткий промежуток времени (5–6 мин) установить уровень знаний и типичные недостатки у большинства обучающихся;

• возможность в ходе проверки домашнего задания указать на причины обнаруженных недостатков;

• наличие у учителя ясного представления о домашней работе каждого ученика

Определить влияние на данный этап результатов первого этапа.

Установить:

• методы проверки домашнего задания (как письменные, так и устные);

• как методы соотносятся с содержанием домашнего задания, с его целями, с характером и способом организации деятельности учеников во время этого этапа.

Анализируя этот этап, необходимо всегда выходить на рассмотрение связи между отношением обучающихся к приготовлению домашнего задания и характером его проверки в классе. Существует обязательная зависимость первого от второго.

Проследить при опросе за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости обучающихся:

• создание атмосферы доброжелательности;

• возможность обучающихся предварительно готовиться к ответу у доски, делать записи, использовать наглядные пособия;

• предоставление ученикам плана ответа;

• разрешение пользоваться планом, составленным дома;

• концентрация при опросе внимания на главных вопросах;

• привлечение внимания к типичным ошибкам обучающихся, выявленным ранее;

• создаются ли для ученика ситуации успеха при ответе.

При опросе на уроке выяснить:

• правильно ли определено место опроса среди других этапов;

• оптимальность затрат времени на опрос;

• четкость постановки основной цели опроса (подход к новой теме, проверка знаний и умений и т. д.);

• реализована ли основная цель опроса;

• стремление учителя обеспечить характер опроса;

• объективность выставленных оценок и убедительная их аргументация

Для проверки самостоятельности при выполнении домашнего задания учитель должен задавать такие вопросы и задания, чтобы ученик мог применить полученные знания к решению учебных и жизненных задач. Ежедневное добросовестное выполнение домашнего задания не только обеспечивает успешную учебу обучающихся, но и приучает их к систематическому планомерному труду, тренирует и развивает волю, воспитывает настойчивость в достижении цели, формирует дисциплинированность.

Основные виды контроля:

• устный опрос у доски;

• фронтальный опрос у доски;

• общественный опрос;

• зачет по теме;

• различные виды программированного контроля;

• визуальный контроль за выполнением задания;

• предметные диктанты;

• домашние сочинения по предмету;

• самостоятельные работы по теории;

• письменные ответы по карточкам;

• контрольные работы;

• взаимный контроль обучающихся;

• самоконтроль.

Проследить за наличием продуманной логики ответа ученика.

Типичные ошибки:

• учитель не всегда обращает внимание на логическую связь между содержанием вопроса и содержанием ответа на него;

• иногда ученик вставляет лишние слова, произвольно сужает или расширяет вопрос;

• учитель не следит за формулировкой ответа, не учит говорить, конструировать мысль;

• допускаются необоснованные, односложные ответы.

Комментарий ответов обучающихся обязателен. Педагогический смысл этого приема заключается в следующем:

• обучающийся узнает об уровне усвоения им знаний (усвоение главного, логичность плана ответа, прочность знаний, умение их применять на практике и т. д.);

• обучающемуся и всему классу становится ясно, что оценка поставлена справедливо (например, отвечал хорошо, но недостаток действительно существенный, "пятерку" нельзя было поставить);

• ученик видит перспективу совершенствования своих знаний. Это очень важный момент, он учит не довольствоваться достигнутым, а все время стремиться вперед

III этап –всесторонняя проверка знаний

1. Глубоко и всесторонне проверить знания нескольких обучающихся.

2. Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

3. Побуждать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами проверки знаний и к самообразованию.

Условия достижения положительных результатов:

• использование различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и заканчивая текстовой проверкой;

• постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний;

• создание при опросе нестандартных ситуаций;

• привлечение с помощью специальных заданий всех обучающихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы;

• осознание обучающимися важности работы, осуществляемой на данном этапе

1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала.

2. Проверка характера мышления обучающихся.

3. Проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений.

3. Комментирование ответов обучающихся.

4. Оценка знаний, умений и навыков.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

• проверка глубины, осознанности, гибкости и оперативности знаний, умения их использовать на практике;

• рецензирование ответов обучающихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках;

• указание на то, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы;

• активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных обучающихся

Определить, как учитель использовал реальные результаты предшествующего этапа урока для решения дидактической задачи данного этапа.

Рассмотреть следующие связи:

• качество формулировки вопроса учителя и его влияние на качество ответа ученика;

• соответствие вопросов, задаваемых учителем, общим задачам обучения, воспитания и развития; возможностям учеников; специфике и глубине содержания рассматриваемого учебного материала; ответу ученика;

• соответствие приемов стимулирования ответа ученика приемам выработки необходимого качества знаний;

• соответствие организации деятельности всех обучающихся индивидуальной работе вызванного к доске ученика;

• соответствие индивидуальной работы учителя с учеником групповой или фронтальной организации деятельности класса.

Выявить при анализе заданий:

• содействуют ли они усвоению главного в данной теме;

• их доступность;

• насколько логичной оказалась избранная последовательность заданий;

• содействуют ли они выработке умений и навыков, формирование которых запланировал на урок учитель.

В целом анализ по этому этапу содержит вывод о том, какой вклад он вносит в достижение общей цели урока и каково его влияние на следующий этап – подготовку учащихся к восприятию нового материала.

Выявить пути осуществления связи обучения с жизнью:

• показ жизненного значения знаний, умений;

• использование знаний для создания проблемных ситуаций;

• связь знаний с личным опытом обучающихся;

• связь знаний с общественно полезной работой обучающихся и производительным трудом;

• решение задач теоретического и практического содержания и применение знаний в аналогичных и новых условиях;

• связь с современностью.

Проследить способы:

•  обратной связи;

• визуальные (учитель наблюдает за всеми обучающимися);

• выборочно-содержательные (спрашивает некоторых обучающихся);

• фронтально-содержательные

(спрашивает всех обучающихся).

Определить доминирующие отношения на уроке:

• добрые;

• нервные;

• авторитарные

При анализе этого этапа особое внимание необходимо обратить на отношение учителя к ошибкам в ответах учащихся. Могут наблюдаться случаи, когда учитель:

• из-за слабой подготовленности не замечает ошибок в ответах обучающихся;

• замечает ошибки, но делает вид, что все идет должным образом (чаще всего, когда на уроке присутствует не специалист по данному предмету);

• находит ошибки в знаниях учеников и указывает пути их устранения;

• находит ошибки в знаниях обучающихся, вскрывает их причины и акцентирует на них внимание класса, показывает пути их предупреждения. Основная функция проверки – обучающая.

Задачи проверки:

•  закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся;

• педагогический контроль за учебной работой ученика;

•  воспитание у детей навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружение методикой такого воспроизведения;

•  стимулирование к регулярным занятиям, к добросовестной работе обучающихся;

Проверка знаний обучающихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя.

Требования к вопросам:

• они должны быть содержательными, т. е. заключать в себе определенную серьезную мысль;

• последовательными, т. е. должны иметь внутреннюю связь между собой;

• они должны носить целесообразный характер, т. е. соответствовать триединой дидактической цели урока.

Для слабоуспевающих обучающихся можно составить систему продуманных заданий:

• с готовыми алгоритмами решений и задачами, которые надо решить, изучив алгоритм;

• с различными алгоритмическими предписаниями, позволяющими шаг за шагом решить определенную задачу, выполнить практическую работу или упражнение;

• с различными сведениями, поясняющими теорию, явление, механизм процессов и т. д., после изучения которых надо ответить на ряд вопросов;

• с требованием сравнить, сопоставить, обобщить и т. д.

Три основных репродуктивных способа усвоения знаний:

• способ осмысленного, дословного или недословного заучивания формулировок, выводов, правил, текстов путем многократных повторений;

• заучивание учебного материала путем многократного его применения на практике;

• заучивание и запоминание учебного материала путем переработки и перекодирования его в обобщенные и абстрактные формы.

Первый способ – наименее оптимальный, но широко распространенный. Второй – более оптимальный и также широко распространенный. Третий способ – максимально оптимальный, но малораспространенный. По своему внутреннему содержанию он приближается к творческому способу усвоения репродуцируемых знаний.

Главное – в ходе опроса одного ученика активизировать внимание и память всех обучающихся, заставить весь класс продуктивно работать

IV этап –подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать и направить познавательную деятельность обучающихся на восприятие нового материала.

Условия достижения положительных результатов:

• предварительная формулировка цели учебного занятия, умение показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть;

• оценка значимости для обучающихся нового учебного материала, учебной проблемы;

• вариативность приемов сообщения обучающимся цели на различных этапах урока

1. Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала.

2. Показ его практической значимости.

3. Постановка перед обучающимися учебной проблемы.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

• активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах;

• эффективность восприятия и осмысления нового материала;

• интерес обучающихся к новому материалу;

• понимание обучающимися изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Анализ направлен на выявление соответствия задачи этапа:

• дидактической цели этапа;

• дидактической задаче следующего этапа.

Проследить, насколько точно учитель:

• нацеливает класс на работу;

• формулирует мотив учения;

• ставит учебную задачу.

Рассмотреть связь между целями, ставящимися перед обучающимися, практической значимостью материала и учебной проблемой.

Специфика анализа этого этапа – реальный результат можно увидеть только на следующем этапе.

Данный этап отвечает на вопросы:

• что будет изучаться?

• где будут нужны знания по новой теме?

• что нужно сделать, чтобы изучить новый материал основательно?

Формы общения должны быть разнообразными и планируемыми.

Критерии дисциплины на уроке:

• учитель должен быть требовательным, но доброжелательным;

• он должен любить детей просто за то, что они дети. Это основная предпосылка для формирования личности отличного учителя;

• учитель должен глубоко знать свой предмет, быть увлеченным им, по-хорошему пристрастным к нему;

• учитель должен также в совершенстве овладеть организационной стороной процесса обучения

V этап –усвоение новых знаний

1. Дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона.

2. Добиться от обучающихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению.

3. На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Условия достижения положительных результатов:

• использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;

• полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений;

• вычленение в изучаемых объектах и явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания обучающихся;

• записи в тетрадях опорных пунктов, плана, тезисов, конспекта;

• использование наглядности;

• организация самостоятельной работы обучающихся с книгой;

• применение с целью глубокого осмысления изучаемого материала таких мыслительных операций, как анализ и синтез; сравнение и сопоставление; абстрагирование и конкретизация;

• создание проблемной ситуации;

• постановка эвристических вопросов как прием, активизирующий процесс осмысления;

• актуализация опорных знаний обучающихся и обращение к их чувственному опыту;

• проведение словарной работы как один из путей осознания учебного материала

1. Организация внимания.

2. Сообщение учителем нового материала.

3. Обеспечение восприятия, осознания, осмысления, обобщения и систематизации нового (или изученного ранее) материала;

4. Формирование умения самостоятельно применять знания в различных (как стандартных, так и нестандартных, требующих творческой деятельности) ситуациях.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа (устанавливаются на последующих этапах обучения):

• правильность ответов и действий обучающихся;

• активность класса в подведении итогов по изучению нового материала;

• качество знаний обучающихся.

Суть данного этапа урока состоит не в изложении учебного материала учителем, а в изучении его обучающимися под руководством педагога с использованием разнообразных источников знаний и разных методов работы над ним

Основной этап, содержащий наиболее богатый материал для анализа содержания урока.

Установить:

• соответствие содержания обучения требованиям государственных программ;

• умение учителя выделять в содержании учебного материала основные идеи и понятия, акцентировать на них внимание учащихся;

• уровень научности и доступности объясняемого материала;

• его воспитательную и развивающую ценность;

• выразительность фактического материала.

Рассмотреть связи:

• между содержанием учебного материала и методами обучения;

• между необходимыми формами организации познавательной деятельности и методами, используемыми учителем;

• между содержанием учебного материала и формами познавательной деятельности обучающихся.

Вывод по анализу этапа:

• определить, каким образом выполнение (невыполнение) дидактических задач предыдущих этапов подготовило почву для восприятия и осмысления обучающимися нового материала;

• сравнить дидактическую задачу этапа с реальным результатом.

Проследить за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости обучающихся:

• доступен ли темп изложения нового материала для слабоуспевающих учеников;

• акцентируется ли внимание обучающихся на главных моментах новой темы;

• используются ли средства поддержания интереса к теме (наглядность, примеры из жизни, сравнения, аналогия, технические средства обучения, познавательные игры, учебные дискуссии и др.);

• выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими обучающимися;

• стимулирует ли вопросы с их стороны при затруднениях;

• вовлекаются ли слабоуспевающие обучающиеся в беседу при усвоении материала

Анализируя методы обучения, отметить:

• насколько они соответствуют требованию активизации мыслительной деятельности обучающихся;

• деятельность учителя по формированию понятий.

Процесс изучения нового материала имеет следующие педагогические задачи:

• усвоение учащимися основной идеи изучаемого вопроса (правила, принципа, закона);

• усвоение метода исследования изучаемого факта или явления, способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;

• Усвоение методики воспроизведения изученного материала – с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы сделать

VI этап – проверка понимания учащимися нового материала

1. Установить, усвоили или нет обучающиеся закономерности, связь между фактами и содержанием новых понятий.

2. Устранить обнаруженные пробелы.

Условия достижения положительных результатов:

• постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности обучающихся;

• создание нестандартных ситуаций при использовании знаний;

• обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.;

• учет дополнительных ответов по количеству и характеру;

• выявление пробелов в понимании обучающимися нового материала

1. Проверка учителем глубины понимания учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий.

2. Уточнение новых знаний (если это необходимо).

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

• учитель спрашивает слабоуспевающих обучающихся и обучающихся со средним уровнем подготовки;

• класс привлекается к оценке ответов обучающихся;

• по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании обучающимися нового материала;

• основной критерий выполнения дидактической задачи – осознанность нового материала слабоуспевающими обучающимися и обучающимися со средним уровнем подготовки

Оценить:

• работу учителя по устранению выявленных у обучающихся пробелов в понимании нового материала;

• характер вопросов, задаваемых обучающимся.

Выяснить, в какой мере форма организации деятельности обучающихся соответствует дидактической задаче этапа.

Проследить за речью обучающихся

Если вопросы, задаваемые учителем, требуют простого воспроизведения материала по памяти, то метод, со всей очевидностью, вступает в противоречие с дидактической задачей этапа.

Если же это вопросы проблемные, конкретизирующие знания и требующие от обучающихся самостоятельной мыслительной деятельности, переноса знаний, то они в полной мере соответствуют дидактической задаче этапа.

Если учитель спрашивает одного ученика, а класс бездействует, форма приходит в противоречие с этой задачей.

В том случае, если учитель обращается к классу с предложением внимательно выслушать ответ ученика, дополнять его и по количеству, и по качеству дополнительных ответов и замечаний обучающихся определяет масштабы и качество пробелов в знаниях отвечающего и всего класса, глубину понимания нового материала, то форма в определенной степени будет соответствовать задаче этапа

VII этап – закрепление нового материала

Закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Условия достижения положительных результатов:

• выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи;

• использование разнообразных форм закрепления знаний

1. Применение разнообразных приемов и средств закрепления полученных знаний и умений.

2. Изложение методики изучения материала.

3. Закрепление методики предстоящего ответа обучающегося при очередной проверке знаний.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа:

• умение обучающихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

• умение воспроизводить основные идеи нового материала;

• умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их;

• активность обучающихся

Установить:

• связь этого этапа с результатами двух предыдущих этапов урока, ибо прочность закрепления знаний зависит от качества их усвоения и понимания;

• связь между осмыслением знаний и закреплением их в памяти;

• связывает ли учитель закрепление знаний и умений с закреплением методики их изучения дома.

Проанализировать методы закрепления учебного материала:

• стимулирует ли учитель при закреплении активное мышление учащихся;

• заставляет ли их воспроизводить не только факты, но и ведущие идеи, существенные признаки главных понятий;

• добивается ли он, чтобы знания стали прочными и отчетливыми;

• показывает ли он пути актуализации полученных знаний.

Рассмотреть:

• формы закрепления знаний;

• их разнообразие;

• их действенность.

Особенность анализа данного этапа:

• на нем наиболее ярко проявляется итог всей проделанной на уроке работы;

• именно на нем заместитель директора по УВР получает материал, позволяющий оценить эффективность урока, и информацию о степени достижения дидактической цели урока, о том, насколько велик разрыв между целью и реальным результатом.

Проследить за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости обучающихся в ходе выполнения заданий и упражнений:

• оказание оперативной помощи слабоуспевающим обучающимся в ходе самостоятельной работы;

• обучение обучающихся работе в должном темпе;

• обучение обучающихся навыкам самоконтроля в ходе самостоятельной работы.

Установить как ведется отбор заданий и упражнений для самостоятельной работы обучающихся:

• охватывают ли они наиболее важные вопросы темы;

• стремится ли учитель минимальным числом заданий и упражнений достигнуть большего эффекта в формировании соответствующего умения

Возможные способы закрепления новых знаний:

• беседы по всем вопросам изложенной темы;

• беседы только по узловым вопросам темы;

• чтение статьи из учебника по соответствующей теме;

• постановка вопросов в новой формулировке;

• побуждение обучающихся приводить свои примеры в подтверждение изученных правил и выводов;

• закрепление материала с помощью мультимедийных презентаций, таблиц и т. д. От обучающихся при этом требуется рассмотреть, сопоставить, сравнить, выделить нужное;

• демонстрация учебного фильма;

• упражнение в решении задач, требующих практического использования полученных знаний и умений.

Закрепление знаний – это не только требование запомнить материал, основные факты. Это также создание таких учебных ситуаций, когда обучающийся начинает оперировать новыми знаниями, решать теоретические и практические задачи, соотносить факты с понятиями и идеями

VIII этап – информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока

1. Сообщить обучающимся о домашнем задании.

2. Разъяснить методику его выполнения.

3. Подвести итоги урока.

Условия достижения положительных результатов:

• спокойное, терпеливое объяснение содержания домашней работы, приемов и последовательности ее выполнения;

• обязательное выполнение этапа в границах урока;

• домашнее задание в основном должно предусматривать углубление и закрепление знаний, полученных на уроке, их применение в практической деятельности обучающихся

1. Информация о домашнем задании.

2. Инструктаж по его выполнению.

3. Проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы дома и способы ее выполнения.

4. Подведение итогов работы.

5. Как работал класс.

6.Кто из обучающихся активно работал на уроке.

7. Что нового узнали обучающиеся.

Показатели выполнения дидактической задачи этапа (выясняется на следующем уроке):

• правильное выполнение домашнего задания всеми обучающимися

Проследить:

• учитывает ли учитель при инструктаже реальные результаты двух предыдущих этапов – первичной проверки понимания и закрепления материала;

• за соответствием вида домашнего задания цели урока;

• за объемом домашнего задания;

• за осуществлением дифференцированного подхода к обучающимся и за их психологическим настроем;

• за соблюдением методики предъявления домашнего задания;

• за посильностью объема и сложностью домашнего задания;

• ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников;

• дифференциацией задания для наиболее подготовленных (дополнительные задания, решения задач двумя способами и т. д.);

• организацией помощи слабоуспевающим обучающимся (дополнительные указания, карточки – консультации с советами и рекомендациями).

Проследить за выполнением мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся:

• скоординированность объема домашнего задания с другими учителями;

• включение в домашнее задание работы над ошибками;

• четкая инструкция о порядке выполнения домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях;

• индивидуализация домашнего задания для слабоуспевающих обучающихся;

• поручается ли им повторить материал, необходимый для изучения новой темы;

• даются ли им инструкционные карточки

По своему характеру домашнее задание должно являться продолжением классной работы. По трудности оно должно быть средним, по содержанию – комплексным, по объему – рассчитанным на 1/3 – 1/2 классной работы.

Правила методики предъявления домашнего задания.

Правило первое – для предъявления домашнего задания необходимо освободить специальное время, достаточное для того, чтобы задача полностью была выполнена.

Правило второе – задание на дом надо давать при полном внимании всего класса, надо, чтобы обучающиеся рассматривали этот этап урока как не менее важный, чем все остальные, как работу, определяющую успех их самостоятельной домашней подготовки.

Правило третье – добиваться, чтобы содержание домашнего задания (что предстоит сделать) было понятно всем без исключения обучающимися.

Правило четвертое – разъяснить домашнее задание таким образом, чтобы учащиеся поняли не только то, что нужно сделать, но и как сделать. Необходимо вооружить их методикой выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический анализ урока ОБЖ

Критерии уроков ОБЖ с точки зрения педагогического анализа...

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....

Психолого-педагогический анализ урока

Алгоритм аализа психолого-педагогического аспекта...

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...

Педагогический анализ урока по физической культуре

План пед.анализа урока. Рекомендации к анализу урока. Структура современного подхода к содержанию уроков....

Педагогический анализ урока учителя.

Тема урока « Квадрат суммы и квадрат разности». Данный урок относится к изучению раздела «Многочлен.  Операции над многочленами» и центральной темы  «Формулы со...

Статья на тему: «Психолого-педагогический анализ урока».

Педагогическая деятельность может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) – основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная...