Конспект открытого урока в 9 классе
методическая разработка по биологии на тему

Конспект открытого урока в 9 классе по теме "Строение сердца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdtse.docx81.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Строение сердца.

Задачи: сформировать знания обучающихся об особенностях строения сердца, научить связывать особенности строения  и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы, показать эволюцию кровеносной системы хордовых животных, начиная от рыб и заканчивая млекопитающими; привитие санитарно-гигиенических навыков; развитие умения распознавать органы и их части на муляже, таблице, рисунках.

Оборуд: мягкая таблица «Сердце», модель сердца, опорная карта, ребус, слайды

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Актуализация опорных знаний и представлений

            1. Беседа

-Сколько и какие функции выполняет кровь?

-Что входит в состав крови?

-Сколько литров крови у взрослого человека?

-Что такое плазма крови и ее значение?

-Значение красных клеток?

-Значение белых клеток?

-Значение кровяных пластинок?

-Каких клеток крови больше всего?

-Чем отличаются красные клетки по составу от белых клеток?

          2.Самостоятельная работа

            (составление таблицы-опорная схема стр.7 з.2)

Составные части крови

I

II

III

IV

Характеристика компонентов крови

I.Плазма                                                                1.Белые кровяные клетки

II.Эритроциты                                                      2.Кровяные пластинки

III.Лейкоциты                                                       3. Жидкая часть крови

IV.Тромбоциты                                                    4. Красные кровяные клетки

3.Соотнесите тексты с рисунками

Лейкоциты – «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.

Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах и участвующие в свертываемости крови.

Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо–железо; глобин–белок). Основная функция перенос кислорода.

4643_html_m63e82046

                4.Биологические задачи

Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.

А. Унаследовал ген гемофилии от отца.
Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.
В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии

Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.

3.Сообщение темы урока.

Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.

Черный ящик

Греки считали его вместилищем духа

Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье

Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда

Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.

Он может работать даже вне тела человека.

29 сентября люди всего мира отмечают его День.

Секундная стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.

В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита

Ребус

сканирование0001

Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце).

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

Сердце действительно особый орган. Во все времена и во всех культурах оно было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и, конечно, любви.  Может поэтому личностные качества человека, часто связывали с сердцем. Говорили:

У отчаянного, смелого  человека -  сердце

У доброго, хорошего человека – сердце…    

У равнодушного, жестокого человека - сердце

О значимости сердца говорит и то, что люди посвятили ему огромное количество  стихов, песен, сложили пословица и поговорки. Попробуем вспомнить некоторые из них:

С глаз долой, из…(сердца вон)

Сердцу не…( прикажешь)

Сердце не…( камень)

4.Изучение нового материала

Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что вам хотелось бы узнать о нем? А каким образом мы можем получить эти знания? И самое главное - для чего нам нужны эти знания?

Скажите, ребята, почему сердце так назвали?  Правильно, слово «сердце» от слова середина.

К какой части тела ни приложишь руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

За 70 лет жизни человека оно сокращается 2,5млр. раз без единой остановки, недаром о нем говорят: сердце-это жизнь.

                    1.Органы кровообращения

                               (объяснение)

Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды.

Сейчас нам с вами предстоит пройти эволюционный путь сердца в процессе исторического развития животного мира. Вспомните строение сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.   (слайды)

Минутка здоровья

                  2.Строение сердца

           (объяснение, работа по таблице)

Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Масса сердца человека от 250 до 360 г (величина кулака). Длина сердца 12-13 см.

Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя

Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной  ткани, средний (миокард)  –  мощный  мышечный слой, который сокращается непроизвольно, т.е. мышца работает без участия твоего сознания. Эта способность сердца называется автоматизмом. Внутренний слой состоит из эпителиальной ткани.

Сердце находится в «мешке»,  который  называют околосердечной сумкой.

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.

Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны.   4 камеры

Клапаны открываются только в сторону желудочков, сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.

У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка  располагаются полулунные  клапаны. Они  препятствуют обратному току крови из сосудов в желудочки.

5.Закрепление

  • Объяснение понятий

-органы кровообращения;

-камеры сердца;

-клапаны

  • Работа с муляжом

         ( показать части сердца)

  • Логические задания

(рабочая тетрадь стр.19 з.47)

  • Составление схемы

Напишите, какие части сердца, с какими цифрами ассоциируются?

Цифры

Части сердца, связанные с цифрой

1

Сердце, околосердечная сумка, перегородка

2

Половинки (правая и левая),

Виды клапанов (створчатые и полулунные)

3

Оболочки сердца

4

Камеры (ПП, ЛП,ПЖ,ЛЖ),

  • Интересные факты

Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 ж/д цистерн, а если бы сердце перекачивало не кровь, а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было создать озеро глубиной 2,5м, шириной 7км и длиной 10км

  • Составление синквейна

Сердце

Здоровое сильное

Работает, перекачивает, бьется

Сердце-мышечный орган

Сердце-жизнь

6.Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание понравилось?

-С каким настроением уходим с урока?

Встаньте.

На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке.

Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « Спасибо»

7.Домашнее здание: стр.92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne

5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА  Zukunftspläne...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...