Конспект открытого урока 8 класс
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Губанова Елена Владимировна

Открытый урок в 8 классе

 

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

 • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;

 • формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности;

 • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства.

 Задачи урока:

 Обучающие:

 • привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

 • учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

 • учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

 Развивающие:

 • развивать творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление;

 • развивать вокально-хоровые навыки;

 Воспитательные:

 • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии;

 • воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребность в общении с музыкой.

 Методы: словесно-индуктивный, наглядный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, междисциплинарных взаимодействий

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация , инструмент,

 

 

                                             Ход урока

Звучит «Херувимская песнь» М.И.Глинка

Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений… По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа . Побывали послы и Царьграде(Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков явила им такую красоту, такое великолепие , что по возвращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И нет такой красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, как у греков . И потому мы полагаем, что вера их истина и что только с теми людьми истинный Бог.»

Слайд:Храм Святой Софии Константинопольской, В.Васнецов. Крещение Руси.

      В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Давайте вспомним песню «Вечерний звон»,которую вы слушали в 5 классе и картину И.Левитана … Может быть эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звона Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.

Звучит песня: «Вечерний звон» в исполнении И.С.Козловского

Слайд: И.Левитан «Вечерний звон»

         Вспомните, какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера? (спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика, песенная мелодия)

Изобразительный момент: бас имитирует звучание колокола.

Вспоминаются темы: «изобразительность и выразительность» и «можно ли увидеть музыку?», «можно ли услышать живопись?»

Очень хорошо озвучивает картину И.Левитана стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке…»

                                           Здесь мало увидеть                                                                                

                                           Здесь нужно всмотреться,

                                           Чтоб ясной любовью

                                            Наполнилось сердце.

 

                                             Здесь мало услышать,

                                             Здесь вслушаться нужно,  

                                             Чтоб в душу созвучья

                                              Нахлынули дружно.

 

                                               Чтоб вдруг отразили

                                                Прозрачные воды

                                                Всю прелесть застенчивой

                                                Русской природы.

 

С незапамятных времен бытуют у разных народов колокола. Звон их служил   сигналом при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Вечевые колокола гудели в дни торжеств и бед народных.

Слушание: «Колокольные звоны»

-А можно ли назвать колокольные звоны музыкой?

-Да   

-Почему?

-Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и для музыки инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и др.

-А что в колокольной  музыке важнее – ритм или мелодия?

-Конечно ритм.

-Верно. Обратите внимание: на доске обозначены группы колоколов- большие, средние и малые. Чем больше размер колокола, тем ниже его звук и наоборот.

         Раньше люди хорошо понимали язык колоколов , ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.

Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни. Под их звон чередовались времена года, рассветы и закаты, они звонили и в радостные и горестные дни.                             

Колокола и сами были словно живые: им как людям давали собственные имена – Гаврила, Лебедь, Медведь…

 

      В церкви им отводилось видное место. Колокола размещались обычно над входом в храм, обращаясь к входящим людям. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму или на отдельно стоящих звонницах.

Слайд: колокольни и звонницы.

 

      На самой знаменитой в Москве колокольне – Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола. Московские старожилы хорошо знали их голоса и узнавали  как старых знакомых.

 

  Высота Ивана Великого 82 метра. Весь архитектурный ансамбль очень пострадал в 1812 году во время нашествия Наполеона, но в последствии  постройки были восстановлены.

       Колокольную симфонию Москвы однажды описал М.Ю.Лермонтов в своем ученическом сочинении : «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей разносится согласный гимн колоколов , подобно чудной фантастической увертюре Бетховена…И мнится , что бестелесные звуки принимают видимую форму… О какое блаженство внимать эту неземную музыку!»

Слушание: М.Мусоргский «Рассвет на Москва реке» вступление к опере «  Хованщина».

 

Слайды: М.Воробьев «Вид Московского кремля» и  Ф.Алексеев «Вид Кремля и каменного моста».

«Вот она древняя и вечно юная , в лучах восходящего солнца. Такова страна, такова неизъяснимая прелесть природы, таков народ с таящимися в нем силой и красотой… Несется над Красной площадью колокольный перезвон. Тают в чистой утренней прохладе серебристые звуки стрелецких труб. Город просыпается.»                 ( Музыкальный критик Э.Фрид)

 

-Как рисует композитор картину рассвета?(усиление динамики).

 

             У колоколов, как и у людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово ,ухо, язык. О судьбах их рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного.

 

             С 12 века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание- вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским. Но когда везли колокол через Валдай ,на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.

                                     Холмы и тела! Глушь лесная!

                                     И ту размыло!.. Как тут быть?

                                      И царь , добравшись до Валдая,

                                     Приказ дал: колокол, разбить.

                                     Сгребли валдайцы медный сор,

                                      И колокольчики отлили,

                                      И отливают до сих пор.

                                      И, быль старинную вещая,

                                      В тиши степей , в глуши лесной,

                                      Тот колокольчик , изнывая,

                                      Гудит и бьется под дугой!..

В Валдае летом 1995 года открыли единственный в России музей колоколов.

Слушание: «В лунном сиянии», «Однозвучно гремит колокольчик…»

       Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерны свой образ , свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями ,каким был бы у вас праздничный звон?

--Мажорный, громкий, быстрый, радостный.

--А погребальный ?

--Печальный, скорбный ,медленный, минор.

       А сейчас мы познакомимся с некоторыми видами церковного звона.

Благовест-звон в один большой колокол перед началом службы.

Будничный- используются малые колокола(мелодичный и спокойный).

Погребальный- медленные размеренные одиночные удары в колокол.

Малиновый – звон в отборные колокола.

  Исполнение песни: А.Морозова «Малиновый звон».

          До нашего времени нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлевских, Суздальских  курантов,  Псковские и Ростовские колокола. И , наверное ,нигде голоса колоколов   не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов. Мы слышали их у М.Глинки, А.Бородина, С.В.Рахманинова.                    

       Давайте сравним звучание колоколов в двух произведениях русских композиторов.

Слушание: пролог к опере М.Мусоргского  «Борис Годунов».

 

Слушание: кантата С.Прокофьева «Александр Невский»

 

Торжественный, радостный в прологе и тревожный,  призывный в кантате.

 

Очень хорошо чувства русского человека , чью душу наполняет благостный  колокольный  звон, выразил А.Толстой в стихотворении «Благовест».

 

Среди дубрав блестит крестами

Храм пятиглавый с колоколами.

Их звон призывный через могилы

Гудит так дивно и так уныло!

К себе он тянет Неодолимо,

 Зовет и манит он в край родимый.

В край благодатный ,забытый мною,-

 И непонятной томим тоскою,

Молюсь и каюсь я, и плачу снова,

И отрекаюсь я от дела злого;

Далеко странствуя мечтой чудесной,

Через пространства я лечу небесные,

И сердце радостно дрожит и тает,

Пока звон благостный не замирает.

 

 

Итог урока: Колокола это символ России, ее голос, глас , который вновь обрел силу .Это душа русского человека – открытая и громогласная. Так пусть же в ваших сердцах звенит сегодня колокол будущего.

Слушание: Бой Кремлевских курантов.

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...