конспект урока "клеточное ядро. Хромосомы"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Марковская Наталья Сергеевна

Разработка урока по теме "Клеточное ядро. Хромосомы" для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект72.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАОО «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рузы»

Конспект урока по теме

«Клеточное ядро. Хромосомы»

(10 класс)

Подготовила: Марковская Н.С., 

                                                 учитель биологии высшей категории

Урок по теме: Клеточное ядро. Хромосомы.

Цель: продолжить изучение строения  эукариотической клетки.

Задачи: охарактеризовать строение ядра как важнейшего и обязательного компонента эукариотических клеток, раскрыть роль ядра в связи с особенностями его строения и химического состава, сформировать знания о хромосомах, их уникальном строении и функциях.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями, учебники, тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы начали изучать строение эукариотической клетки. Сейчас мы должны вспомнить этот материал и изложить его в виде биологического диктанта.

Биологический диктант.

  1. Основой любой мембраны клетки является двойной слой фосфолипидов.
  2. Постоянные структурные компоненты клетки – это органоиды.
  3. Основой цитоплазмы клетки является цитоплазматический сок – гиалоплазма.
  4. Главной функцией гранулярной ЭПС является синтез белка.
  5. «Орудия самоубийства» клетки – это лизосомы.
  6. Основная функция этих органоидов – синтез АТФ. Митохондрии.
  7. Зелёные пластиды растительной клетки. Хлоропласты.
  8. Субмикроскопические немембранные органоиды, состоящие из большой и малой субъединиц. Рибосомы.
  9. Крупный мембранный пузырёк с клеточным соком. Вакуоль.
  10. Клеточный центр состоит из двух центриолей.

- Хорошо. Скажите, ребята, чем отличается эукариотическая клетка от прокариотической?

- Посмотрите на экран. Какой органоид вы видите?

- Верно. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Клеточное ядро». Запишите.

- Мы изучим строение ядра, его роль в клетке, узнаем почему оно важно для каждого из нас и наших потомков.

  1. Изучение нового материала.

- Слово предоставляется….Прослушайте внимательно информацию. Запишите в тетрадях год открытия ядра и имя учёного, который это совершил.

Термин «ядро» впервые был применен Броуном в 1833 г. для обозначения шаровидных постоянных структур в клетках растений. В 1831—1833 гг., шотландский путешественник и физик (открывший «броуновское движение») Роберт Броун (1773—1858) обнаружил ядро в растительных клетках. Он дал ему название «Nucleus», или «Areola». Первый термин стал общепринятым и сохранился по настоящее время, второй же распространения не получил и забыт. Весьма важно, что Броун настаивал на постоянном наличии ядра во всех живых клетках.

    Роль и значение клеточного ядра не были в то время известны. Полагали, что оно представляет собой «конденсированную в комочек слизь, а возможно, и запасное питательное вещество». Позднее такую же структуру описали во всех клетках высших организмов. Их ядра построены сложным образом и довольно резко отличаются от «ядерных» образований, нуклеоидов прокариотических организмов.

Клеточное ядро, обычно одно на клетку , но есть примеры и  многоядерных клеток. 

- Спасибо. Продолжаем наш путь в изучении ядра. Вы поделитесь на группы, и каждая группа через определённое время должна дать ответ на  вопрос.  Листочки с заданием лежат у вас на партах.

1-я группа. Изучить строение ядра. Рассказать о его структуре.

2-я группа. Что такое хроматин и чем он отличается от хромосом? (строение)

3-я группа. Что такое кариотип? Каков кариотип человека?

4-я группа. Гомологичные хромосомы. Каковы наборы хромосом в соматической и половой клетках? Почему?

5-я группа. Должна выдвинуть свою гипотезу по поводу того, почему мышечные ткани многоядерные, а у клеток крови , переносящих кислород – эритроцитов, а также тромбоцитов – нет ядра?

  1. Закрепление.

- Заполните, пожалуйста, таблицу, вписав недостающую информацию .

Ядро. Строение и функции.

Структуры

Особенности строения

Выполняемые функции

Ядро

Шаровидное или овальное

 Ядерная оболочка

Ограничивает ядро от цитоплазмы; дает возможность осуществляться обмену между ядром и цитоплазмой

 

Полужидкое вещество, раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов

Среда, в которой находятся ядрышки и хроматин

 Хроматин

Нити ДНК, в период деления закручиваются в спираль, образуя плотные образования, называемые хромосомами

 

Плотное  округлое тельце.

В нём  синтезируются р- РНК и белки, из которых формируются рибосомы.

- А сейчас мы будем продолжать развивать ваше образное мышление. Составим синквейн. Для тех, кто ещё не знаком с данной формой работы, объясняю.

 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

  1. ядро
    2. шарообразное, клеточное.
    3. регулирует,передает,определяет.
    4. это главная часть клетки.
    5. Наследственность
  1.   Домашнее задание.

«3» П. 2.8 (читать)

«4» п. 2.8, ответить на вопрос 2, с. 68

«5» п. 2.8, составить тест по теме

  1. Итог урока (рефлексия).

Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы"

Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы " включает  план урока, презентацию "Строениеядра. Хромосомы." Материал можно использовать в курсе 9, 10 классов.  Учебник любой....

Конспект урока "Физика атомного ядра" 11 класс

Разработка плана урока «Повторение.Физика атомного ядра»с использованием мультимедийных средств предназначена для проведения урока – повторения, обобщения, систематизации знаний.Структура урока:...

Конспект урока по физике в 9 кл. "Строение атома и атомного ядра"

9 кл. Конспект урока№8 в теме "Строение атома и атомного ядра"...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

Конспект урока "Строение атомного ядра. Ядерные силы"

Урок разработан с применением сингапурских обучающих структур...

Урок физики в 11 классе Тема урока: строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.

В процессе выполнения модульной программы учащиеся должны запомнить определения понятий «нейтрон», «нуклон», «массовое число», «энергия связи», «дефект масс», «удельная энергия связи», формулы для опр...

Строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.

Урок физики в 11 классе Тема урока: Строение атомного ядра. Энергия связи атомного ядра.Цели урока: 1. В процессе выполнения модульной программы учащиеся должны запомнить определения понятий «не...